Top.Mail.Ru
архив

Amazon: неспящие в Сиэтле

Если вы их не знаете - значит, отстали от жизни и не часто ходите в Интернет. Их реклама намозолила глаза завсегдатаям глобальной компьютерной сети. Эксперты называют Amazon.com одной из перспективнейших компаний, принимая во внимание участок, который застолбили эти парни из Сиэтла. Да что перспективы? Они и сейчас уже на коне. Кто еще из гигантов мирового бизнеса выходил на миллиардные обороты на четвертом году своего существования?

Основатель Amazon Джефф Безос уходит в тень. Месяц назад он передал все дела Джозефу Галли - и пост президента, и должность CEO. На прошлой неделе Галли досталось еще и место в совете директоров.

35-летний Джефф Безос теперь просто крупный акционер. Но его пакет акций (41%) по текущим рыночным ценам тянет более чем на $16 млрд. И никто не верит, что, отойдя от текущих дел Amazon, ее основатель перестанет быть человеком, принимающим главные стратегические решения.

Он наглый, как все процветающие бизнесмены. Он ведет себя так, будто Интернет создан для него. Нет, пожалуйста, заходите, пользуйтесь на здоровье, всемирная сеть - общечеловеческое достояние! Но как только житель Америки или Европы решается совершить покупку on-line - он попадает в лапы Amazon. Впрочем, необязательно: в Интернете существует масса виртуальных магазинов, которыми владеют различные компании. Однако самые крупные из этих "торговых точек" все равно принадлежат Amazon. То есть на 41% Джеффу Безосу.

А ведь каких-то четыре года назад Безос работал в совсем другом бизнесе. Причем в качестве наемного сотрудника, работающего на дядю.

Начитанный

Наемным менеджером он был ровно восемь лет. И все это время скрупулезно придерживался собственного плана построения карьеры. Согласно этому плану служебное положение молодого человека должно было меняться раз в два года - не реже и не чаще. Только в таком темпе Джефф Безос рассчитывал дойти до самых вершин бизнеса.

В 1986 году в возрасте 22 лет он вышел из ворот Принстона с двумя дипломами - электротехника и программиста - и сразу же отправился покорять Нью-Йорк. На место в компаниях с именем молодой специалист без опыта рассчитывать не мог и потому устроился в никому не известную компьютерную Fitel. Теперь эта фирма - дочка известной японской корпорации Furukawa Electric. Но момента "удочерения" Джефф Безос в Fitel не дождался. Его карьера должна была развиваться строго по графику.

В 1988 году в столь же малоизвестной финансовой Bankers Trust Company Джеффу предложили возглавить разработку компьютерной системы управления активами. Безос оказался хорошим руководителем и программистом и еще через два года был назначен на пост вице-президента по информационным технологиям.

Не успев как следует повицепрезидентствовать, Безос получил приглашение на более низкую должность, но в более крупную

DE Shaw & Co - страховую компанию, расположенную на Уолл-стрит. И здесь через два года, в 1992-м, он дорос до вице-президента. Завидная методичность.

Проработав в компании еще ровно два года, Джефф Безос летом 1994 года обнаружил, что очередного карьерного повышения ему не предлагают. Ничего обидного в этом не было, поскольку в свои 30 лет он и так оказался самым молодым за всю историю фирмы вице-президентом.

Но Безос задумался.

Похоже было на то, что его план "один шаг за два года" терял актуальность. Требовалась новая карьерная стратегия. Пришлось Безосу погрузиться в долгие размышления о сложности и непредсказуемости жизни. Оттого, что на посту вице-президента респектабельной страховой компании многие мечтали бы просидеть до пенсии, Джеффу Безосу не было легче.

Он увлекся чтением всевозможных макроэкономических прогнозов. И однажды прочитал у каких-то экспертов, что самое перспективное для бизнеса - это мировая www-сеть. Что она будет расти в течение нескольких лет на тысячи процентов за год. И что те, кто заранее застолбит в сети тепленькое место, в XXI веке окажутся в шоколаде.

Кто в Америке не читал таких прогнозов в 1994-м? Кто пять лет назад не мечтал о том, как в каком-нибудь 99-м каждый желающий сможет, сидя у компьютера, следить в режиме реального времени за биржевыми котировками, прослушивать новейшие аудиозаписи, играть в шахматы с приятелем на другом конце планеты?

Джефф Безос был не мечтателем, а прагматиком. Он мыслил денежными суммами. Если миллионы людей будут ежедневно собираться в некоем виртуальном пространстве, почему бы не впаривать им там какие-нибудь товары? Эта штука будет посильнее торговли по каталогам!

Книга - источник денег

Три месяца Безос тщательнейшим образом продумывал стратегию www-магазина.

Первый вопрос "Чем торговать?" и ответ "Да чем угодно!" Джефф Безос отвергал. Его пытливый ум искал точных решений.

Сначала был составлен список из двадцати потенциальных категорий товаров. Затем он был урезан до пяти позиций: компьютерные программы, "железо", видеокассеты, компакт-диски, книги. Еще позже пришло решение, что наилучшим выбором будут книги. По сравнению с кассетами и пластинками книжный рынок выигрывал в объемах. По сравнению с хардом и софтом - в низкой цене одного экземпляра продукции. Найти через компьютерную сеть десять покупателей на товар ценой $20 будет куда проще, чем одного на товар за $200, смекнул Джефф Безос.

Придумав все это, Безос решил не терять времени и немедленно приступил к делу - а то мало ли кому в Америке могут прийти в голову те же мысли? Самым умным в Нью-Йорке Безос себя не считал, но понимал, что, когда рынок растет на тысячи процентов в год, свое место на нем важно не проспать.

30 июня 1994 года он попрощался с коллегами из DE Shaw&Co, посадил в машину жену и собаку и отправился из Нью-Йорка на западное побережье - в Сиэтл, штат Вашингтон. Этот город привлекал Джеффа Безоса налоговыми льготами и большим количеством квалифицированных кадров.

Прибыв на новое место, Безос зарегистрировал фирму (там это делается за считанные часы) с названием Amazon.сom, снял офис (дешевый гараж), принял в штат четырех сотрудников, включая жену, и поставил перед ними задачу: ровно через год, 30 июня 1995 года, начинаем торговать книгами через Интернет на территории всех Соединенных Штатов.

Свой любимый двухлетний цикл планирования он заменил на однолетний. Чтобы не проспать.

Снежный ком

Этот год ушел на строительство сразу двух фундаментов будущего успеха. Половина сотрудников компании создавала партнерскую сеть: они договаривались с издателями, оптовыми книготторговцами, держателями складов. Вторая половина штата создавала программное обеспечение для операций в веб-пространстве. За несколько недель до намеченного срока в Интернете началась рекламная кампания новой формы книготорговли..

Джефф Безос не позволил коллегам сорвать сроки подготовительных работ. Аккурат 30 июня 1995 года Amazon начала принимать заказы.

И пошло-поехало.

Модель, придуманная Безосом, оказалась чрезвычайно эффективной. Первые несколько недель сотрудники фирмы, включая Безоса, лично развозили книги на почту. Потом вал заказов стал нарастать столь стремительно, что фирме пришлось создавать специальное подразделение доставки. Но и доходы росли в геометирческой прогрессии!

До конца года была заработана первая пара миллионов долларов. Все деньги Джефф Безос тратил на развитие Amazon.

Следующий, 1996 год принес компании уже $16 млн. Эксперты, прогнозов которых Безос начитался в 1994 году, не ошиблись. Интернет действительно развивался фантастическими темпами и Amazon даже не приходилось предпринимать особых усилий, чтобы увеличивать свою клиентскую базу. Достаточно было размещать недорогие баннеры на популярных страничках глобальной сети. Конкурентов и близко не было. Старые сети розничной торговли, продававшие книги через традиционные магазины, Интернетом, на счастье Amazon, пока не интересовались. Хотя пресса вовсю расхваливала новаторскую фирму, делая ей бесплатную рекламу.

Весной 1997 года Джефф Безос был уже знаменитым главой знаменитой фирмы и решил выпустить акции для свободной продажи, оставив себе контрольный пакет.

Только тогда и проснулись конкуренты.

За неделю до начала размещения акций Amazon крупнейшая книжная сеть Америки Barnes & Noble открыла сайт в Интернете. Это обстоятельство, однако, не смогло навредить бизнесу Джеффа Безоса. Ценные бумаги его компании все равно шли нарасхват. Инвесторы справедливо рассудили, что большой и неспешной Barnes & Noble еще нужно научиться работать в on-line. Amazon к тому времени набрала очень хороший темп: заявки из любой американской тмутаракани принимались 24 часа в сутки и исполнялись за два дня. (А Barnes & Noble до сих пор зарабатывает в Интернете в несколько раз меньше, чем Amazon.)

За 1997 год компания заработала более $200 млн. И снова все деньги Джефф Безос направил на развитие. Прибыли и дивидендов он акционерам вообще не обещает. А цена акций вырастает каждый год на порядок.

Такая вот американская пирамида.

Крупнейший выбор на земле (торговая марка)

Год назад Amazon приступила к расширению ассортимента. Книжный рынок, считает Безос, разработан уже достаточно глубоко. Фирма предлагает к продаже через сеть около четырех миллионов названий и гарантирует клиентам доставку любой книги, выпущенной на территории США. Amazon поглотила более мелкого конкурента - компанию PlanetAll. У нее полтора миллиона клиентов, в то время как сайт самой Amazon, по данным BusinessWeek, теперь посещают 10 млн человек в месяц. В Великобритании Amazon купила компании Bookpages и Internet Movie Database, в Германии - ABC Telebook. Пора было столбить другие секторы.

Джефф Безос организовал торговлю компакт-дисками и видеокассетами, которые он в свое время - в 1994-м - отверг после тягостных раздумий..

В апреле 1999-го Amazon объявила об альянсе с системой аукционов Sotheby's. Американцы обожают покупать всякую чепуху на онлайновых аукционах, и компания eBay (какие у всех этих королей Интернета названия, а?!) делает на этом бизнесе свои сотни миллионов долларов. Amazon вступила с ней в прямую конкуренцию.

Кроме того, фирма начала торговать сувенирами, товарами для животных, лекарствами. А на прошлой неделе объявила о намерении открыть торговлю спорттоварами.

Джефф Безос хочет, чтобы со временем на сайте Amazon.com можно было купить вообще все что угодно. Компания даже зарегистрировала торговую марку Earth's Biggest Selection (крупнейший выбор на земле).

Сейчас Amazon зарабатывает по нескольку сот миллионов долларов в квартал. За апрель - июнь текущего года доходы компании, к примеру, составили $314 млн.

Интересно, что Amazon фактически развивается в режиме, когда-то придуманном Джеффом Безосом для себя лично: каждые два года - очередной прорыв. Около двух лет прошло с момента, когда фирма начала свои операции, до размещения акций в торговой системе NASDAQ. Весной этого года, когда истек очередной двухлетний цикл, все стали ждать от Безоса какого-то нового судьбоносного решения. Он его и принял, передав управление фирмой 41-летнему Джозефу Галли. Безос переманил его из Black & Decker - компании с пятимиллиардным оборотом, производящей строительный инструмент и оборудование.

Выходит, Джефф Безос 13 лет своей жизни превратил в гонку, чтобы в 35 лет уйти на пенсию в ранге мультимиллиардера.

Тех, кто мечтает повторить его путь, эксперты из журнала ASAP (приложение к Forbes) предупреждают: схему Безоса повторить уже невозможно. Время упущено, все лучшие места в Интернете заняты.

Проспали!