Top.Mail.Ru
рейтинги

Топ-10 антикризисных компаний года

Фото: 123rf/legion-media Фото: 123rf/legion-media

Журнал «Компания» составил рейтинг московских компаний, продемонстрировавших феноменальный рост во время пандемии на фоне всеобщей паники, локдауна и провала целых отраслей.

Топ-10 антикризисных московских компаний возглавил Ozon, выручка которого за первое полугодие 2020 года увеличилась на 152% и достигла 77,4 млрд рублей. В «московскую антикризисную десятку» вошли также два других представителя ритейла — «Утконос ОНЛАЙН» и ВкусВилл, девелопмента — ПИК и «Инград», фармацевтической отрасли — «Биннофарм» и «Протек», химпрома — Faberlic, IT-сектора — NtechLab и курьерской доставки — B2CPL.

Компания Рост в первом полугодии 2020 г., %1 Сфера Выручка, млрд руб.2
Ozon 152,00 E-commerce 77,4
B2CPL 1503 Курьерская доставка 8
NtechLab 70–804 IT-сектор 0,67–0,714
«Утконос ОНЛАЙН» 665 E-commerce 11,65
«Инград» 50,00 Девелопмент 32,2
«ВкусВилл» 47,00 Розничная торговля Не объявлена
ПИК 25,145 6 Девелопмент 208,75
«Биннофарм Групп» 203 Фармацевтика 253
Faberlic 15,60 Химпром 14,4
«Протек» 6,80 Фармацевтика 133,7

Примечания: 
1 — рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года
2 — данные за первое полугодие 2020 г., если не указано иное.
3 — прогноз по итогам года.
4 — экспертная оценка по 2020 г.
5 — за 9 мес. 2020 г.
6 — по объемам сданного жилья.

Большинство компаний, занимавших верхние строчки прошлогодних рейтингов, пока не опубликовали финансовую отчетность за минувшие периоды 2020 года. При составлении этого рейтинга журнал «Компания» учитывал юрлица, по которым уже есть данные МСФО, РСБУ или управленческая отчетность. Учитывались только компании, ведущие операционную деятельность на территории Москвы, поэтому большинство федеральных и международных гигантов, чьи штаб-квартиры зарегистрированы в российской столице, не упоминаются. Компании-лидеры разделены по отраслям. Падающие и стагнирующие отрасли не учитывались. Рейтинг открывает цикл публикаций «Ко» о компаниях-лидерах по росту выручки в 2020-м в Московском регионе.

Ритейл

Абсолютным чемпионом рейтинга «Ко» стал маркетплейс Ozon, выросший из старейшего в России московского интернет-магазина. По темпам роста компания, 43 % в которой принадлежат АФК «Система» Владимира Евтушенкова, опередила Wildberries. Если 2019 год площадка закончила с выручкой 80,7 млрд руб. и ростом 93 %, то в 2020-м ее выручка только за первое полугодие прибавила 152 % и достигла 77,4 млрд руб. Оборот компании во 2-м квартале вырос на 188 % и превысил весь ее оборот за 2018 год.

Продажи Ozon во время пандемии выросли почти втрое. Приток новых клиентов произошел за счет изменения в структуре покупок: люди стали чаще покупать онлайн товары повседневного спроса. Кроме того, доля от продаж товаров селлеров в обороте впервые превысила 50 %.

В мае Ozon вошел в число e-commerce-площадок, продавцы которых могут получить от Правительства Москвы субсидии и вернуть часть комиссии за продажу товаров. В сентябре Ozon открыл шестой в Московском регионе сортировочный центр и запустил в столице экспресс-доставку гаджетов, увеличившую их продажи в пять раз. Конец 2020 года тоже обещает стать для маркетплейса прибыльным: на фоне второй волны ковида продажи масок и санитайзеров на Ozon выросли в разы.

Из онлайн-ритейлеров одним из лидеров роста в сложном для экономики 2020 году стал «Утконос ОНЛАЙН», принадлежащий «Севергрупп» Алексея Мордашова. По данным INFOLine, компания с оборотом 10 млрд руб. является лидером онлайн-рынка продуктов питания РФ и занимает 30 % объема продаж российских онлайн-магазинов продуктов питания.

В конце октября компания объявила о росте продаж до 11,6 млрд руб. за первые девять месяцев 2020 года, включая направления B2B и «Доставка в продуктоматы». Совокупный рост составил 66 % относительно аналогичного периода 2019 года. В третьем квартале продажи достигли показателя 3,6 млрд руб., а рост относительно третьего квартала прошлого года составил 65 %, сообщил Дэнни Перекальски, генеральный директор «Утконос ОНЛАЙН». Рост продаж через мобильное приложение в третьем квартале относительно прошлого года составил 92,5 %.

Основным драйвером роста показателей в третьем квартале стало открытие третьего по счету фулфилмент-центра «Волковский» и второго в формате «мини». Благодаря открытию логистической площадки удалось не только увеличить пропускную способность операций, но и масштабировать быструю доставку от двух часов на территорию всей Москвы внутри МКАД и ближайшие подмосковные города.

Розничная сеть супермаркетов «ВкусВилл» (основной владелец и создатель Андрей Кривенко), по данным INFOLine, впервые вошла в десятку крупнейших продовольственных ретейлеров РФ. Выручка «ВкусВилла» в первом полугодии 2020-го выросла на 47 %. В 2019 году она выросла в 1,5 раза, до 98 млрд руб. За последние четыре года этот показатель увеличился в четыре раза. Общую выручку в абсолютном денежном выражении за январь–июнь этого года компания, которая готовит IPO, пока не раскрыла. Но сообщила, что только выручка от онлайн-продаж достигла за два первых квартала 3,5 млрд руб., а в 3-м квартале — еще 3,8 млрд руб.

«ВкусВилл», начавший свою историю в 2009 с первого магазина «Избенка» в московском Строгино, теперь имеет 1227 магазинов и собственную доставку. В 3-м квартале 2020 года «ВкусВилл» оптимизировал алгоритм доставки: корзину покупателя формируют от двух до пяти магазинов. В итоге число заказов выросло до 2,6 млн в день. С 5 октября в Южном Бутово продукты из «ВкусВилла» в тестовом режиме доставляет беспилотный автомобиль.

«Сектор циклических потребительских товаров был успешен за счет роста социальной и экономической помощи правительства, которые поддержали розничные продажи, — поясняет аналитик "Фридом Финанс" Евгений Миронюк. — Бенефициарами стали нарастившие прибыль "ВкусВилл" (+51,1 %) и "Данон трейд" (+84,9 %)».

Читайте по теме:

Как Ozon вырос в пандемию и какую модель дальнейшего роста выбирает онлайн-ритейлер

Девелопмент

Еще одна отрасль, продемонстрировавшая в 2020 году четкий кризисный антитренд, — московский девелопмент. Объем жилья в столице, введенного в эксплуатацию за девять месяцев, вырос на 18 %. Самой динамично растущей компанией стал «Инград»: в первом полугодии 2020 года выручка компании выросла на 50 % и составила 32,2 млрд руб. В августе «Инград» рапортовал о рекордных продажах: было реализовано 975 объектов площадью 50 тыс. «квадратов» за 8,8 млрд руб. Это на 80 % больше показателей августа 2019 года. Всего в портфеле компании более 2,5 млн кв. м жилой недвижимости.

«Инград» контролируется концерном «Россиум» Романа Авдеева. 13,7 % в нем, 7,68 % в МКБ и 18,2 % в «Инграде» принадлежит Сергею Сударикову — главе группы «Регион», тесно связанной с «Роснефтью». Компания, основанная в Москве бенефициаром Московского кредитного банка Романом Авдеевым в 2012 году, ведет комплексную застройку жильем комфорт- и бизнес-класса, и, наряду с ПИК и «Самолет Девелопмент», компания входит в тройку крупнейших застройщиков региона. Самым ценным проектом компании эксперты считают RiverSky — 250 тыс. кв. м жилья бизнес-класса на Симоновской набережной недалеко от центра Москвы. К 2024 году «Инград» построит там новый стадион «Торпедо» на 15 тыс. зрителей с оздоровительным комплексом и спортивными школами.

У строительной отрасли есть собственный критерий эффективности — объемы сданного жилья. По этому показателю на протяжении нескольких лет в столице бессменно лидирует ГК «ПИК» Сергея Гордеева. За девять месяцев 2020 года группа вывела в продажу 12 новых проектов и 59 новых корпусов, а объем реализации недвижимости увеличился на 25,1 % — до 208,7 млрд руб. Как сообщил «Ко» вице-президент ГК «ПИК» Юрий Ильин, драйверами роста для группы стали не только ранний выход из локдауна и льготная ипотека, но и перевод бизнес-процессов в онлайн, к которому компании группы оказались готовы. ПИК первой отказалась от офисов продаж, адаптировав их под нужды клиентов. Помогло группе также наличие собственного производства.

К топовым позициям рейтинга по объемам ввода жилья в столице приблизились «СУ-111» и МРК «Пионер» Леонида Максимова, впервые вошедшая, по данным Росстата, не только в топ-20, но и в топ-3 московских девелоперов. 

Московские застройщикиТОП-10 застройщиков: ввод жилой недвижимости. Источник: Стройкомплекс Москвы, Росстат

Строительство — одна из самых динамичных «послекоронавирусных» отраслей, и тому есть несколько причин. Одна из них — консолидация рынка после изменений в 214 ФЗ, напоминает Евгений Миронюк. Рост объемов выручки крупных компаний он связывает с уходом мелких и средних игроков, столкнувшихся со сложностями при переходе на эскроу-счета.

Другая причина — ранняя разморозка строек. «Строители были последними, кто ушел в локдаун весной, и первыми, кто из него вышел, — подчеркивает руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов. — И годом ранее, и сейчас крупные проекты не заморожены, а льготная ипотека не отменена — вряд ли в этом секторе будут серьезные изменения».

Третья причина — целый комплекс мер правительства РФ и московских властей по поддержке крупных строительных компаний, отмечает директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков. В первую очередь это программа льготной ипотеки под 6,5 % и московская реновация. Особенность «коронакризиса» он видит в том, что в выигрыше вообще оказались именно большие компании. Эксперт прогнозирует волну слияний и поглощений в основных конкурентных секторах торговли и строительства. 

«Строительство серьезно финансируется государством. Практически во всех целевых программах строительные проекты занимают колоссальную долю, — говорит Агван Микаелян, член совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. — Москва не свернула ни одну из крупных строек — это всевозможные "хорды", строительство метро с колоссальными инвестициями; застройщики же ускорили ввод жилья на фоне возросшего спроса».

Читайте по теме:

Вице-президент ГК «Инград» Артём Бортневский — о том, почему кризис «не берет» рынок недвижимости

Гендиректор компании «МАШ ЮНИТ» Андрей Ларин — о том, почему московские производители лифтового оборудования не ощутили коронакризис

Фармацевтика

На столичном фармрынке лидером роста стал фармацевтический кластер АФК «Система», включающий холдинг «Биннофарм Групп», подконтрольный той же «Системе», ВТБ и РФПИ. Как сообщил 30 октября РБК глава «Биннофарм Групп» Рустем Муратов, компания сейчас растет более чем на 20 % в год, а оборот компании по итогам года составит более 25 млрд руб.

По словам Муратова, рост обеспечен высоким спросом на антибиотики из схем лечения COVID-19, рекомендованных Минздравом. Так, объем производства «Азитромицина» и «Лефлобакта» вырос в 10 раз. Удвоился спрос на «Ибупрофен», спрос на «Парацетамол» вырос втрое.

Основной рост продаж обеспечили госпитальные госзакупки, доля которых превысила 20 % на фоне растущего числа московских ковидариев. После известия о применении «Гидроксихлорохина» его производство за два месяца выросло в 16 раз, причем около 95 % продаж «Гидроксихлорохина» пришлось на заказы госучреждений.

Рост на волне пандемии в этом году может показать и ранее убыточная компания «Биннофарм», входящая в «Биннофарм Групп». Она стала первым производителем отечественной вакцины от коронавируса «Спутник V», разработанной Центром им. Н. Ф. Гамалеи. По данным самого «Биннофарма», на его новом заводе в Зеленограде можно производить 1,5 млн доз вакцины в год. Портфельный управляющий ИК QBF Денис Иконников прогнозирует, что выручка компании от вакцины может вырасти на 181 % в год и составить около 4 млрд руб.

Консолидированная выручка фармацевтического холдинга «Протек» долларового миллиардера Вадима Якунина составила в первом полугодии 2020-го 133,7 млрд руб. — рост на 6,8 %. «Протек» владеет собственным производством фармпрепаратов, собственной дистрибуцией и аптечными сетями трех брендов. Выручка сегмента «розница» в группе «Протек» за январь–июнь этого года составила 37,5 млрд руб. с ростом 9,2 % — на 1,1 % больше, чем общий рост коммерческого сегмента всего российского фармрынка.

Лидер этого сегмента у «Протека» — аптеки «Ригла», выросшие из московской сети в федеральную. По итогам первого полугодия 2020 года она насчитывает 2964 аптеки в 54 регионах России. Наибольшее число аптек у «Риглы», ориентированной на средний класс покупателей, по-прежнему в Московском регионе — 653 точки.

Читайте по теме: Глава компании «Биннофарм-Групп» Рустем Муратов о том, как фармактив АФК «Система» растет на антибиотиках и вакцине от COVID-19 

Химпром

Лидером роста в столичном химпроме можно назвать косметическую компанию Faberlic. Ее выручка по МСФО в первом полугодии 2020-го составила, по данным самой компании, 14,4 млрд руб., прибавила 15,6 % год к году.

Одним из главных конкурентных преимуществ Faberlic, основанной собственником Алексеем Нечаевым в 1997 году, традиционно считается кислородная косметика, основанная на военных разработках. Значительная часть производства компании находится в Москве, в Бирюлево. Здесь Faberlic производит декоративную косметику, кислородную линию, тубы для паст и кремов, бытовую химию.

С началом пандемии компания перепрофилировались под выпуск антисептических средств и теперь выпускает порядка 2 млн флаконов дезинфицирующего геля в неделю. Первая партия стала благотворительной — 300 тысяч флаконов передали в оперативный штаб по борьбе с коронавирусом. В ассортименте Faberlic есть также антибактериальное средство для поверхностей — мощности по его производству вырастут в 100 раз.

К бенефициарам антикоронавирусных мер в Москве, значительно выросшим на пандемии, можно отнести основоположника сегмента бытовых кожных санитайзеров в России «Бентус лаборатории», принадлежащие «СИА групп» и Рубену Симоняну (бренды Sanitelle и Sanipone), МКФ «Рассвет» (выпуск антисептиков) и ОАО «Аурат» (поставки коагулянтов и химикатов для очистки воды в столичном водопроводе).

Читайте по теме: Основатель компании Faberlic Алексей Нечаев — о том, как застолбил в кризис золотую жилу и заработал на экспорте антисептиков

IT-сектор

На московских компаниях IT-сектора коронакризис отразился нелинейно. В Москве сосредоточено 35 % ИТ-компаний страны, на которые приходится около 70 % выручки отрасли. Объем отрасли в 2019 году составил в Москве более 4 трлн руб. Лидерами были системные интеграторы, обслуживающие государство, но удаленка снизила их показатели. При этом выручка всех московских предприятий этой индустрии в нынешнем году превосходила прошлогодние цифры. В основном за счет дистанционной видеосвязи, онлайн-обучения и комплекса технологий «умный город».

Очевидным лидером роста в этом году стала компания NtechLab, импульсом для которого стал видеоконтроль властей столицы за инфицированными с помощью алгоритма FindFace, который сама компания называет «лучшим в мире». Теперь он внедряется в Москве повсеместно, включая метро и дорожные камеры. В компании утверждают, что нейросеть находит человека среди 1 млрд лиц за полсекунды, причем алгоритм может определить эмоциональное состояние, пол и возраст человека, в том числе по его силуэту. Порядка трети заказов компании обеспечивают силовики, остальное, по словам директора ООО «Нтех Лаб» Александра Минина, — это девелопмент, отели, ритейл, транспорт, финтех и медицина.

Компания, принадлежащая Артёму Кухаренко, «Ростеху», фонду NDF Рубена Варданяна и РФПИ, финансовые показатели этого года пока не раскрывает. В 2019 году выручка ООО «Нтех Лаб» составила 395 млн руб. — рост на 738 %. В этом году рост может замедлиться, но в любом случае он составит не менее 70–80 %, считают участники рынка.

Классической темной лошадкой, вырвавшейся вперед на конъюнктуре онлайн-обучения, стала компания «Учи.ру». Рост выручки платформы онлайн-образования во втором квартале 2020 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года составил 50 % — оборот достиг 370 млн руб. Такие же цифры дал первый квартал ковидного года. Проект входит в топ самых динамичных игроков отрасли наряду со Skillbox, Skyeng, GeekBrains и GetCourse.

«IT растет не первый год и был, пожалуй, одним из немногих реальных бенефициаров пандемии, — комментирует завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Дмитрий Завьялов. — Даже среди компаний МСП именно цифровые игроки и представители телекоммуникационной отрасли первыми оправились после локдауна, показав к концу лета 40%-ный рост по сравнению с мартом».

Оборот ITОбщий оборот организаций, занятых в сфере телекоммуникаций в 2019–2020 годах

Хотя «цифра» обычно плохо приживается в монополистичных зарегулированных экономиках, Константин Ордов ожидает, что в новых топах российских компаний вполне могут появиться диджитал-«единороги». Консолидация уже идет: «ИКС холдинг» куплен Алишером Усмановым, «Акадо» покупает «Ростех», готовится, судя по всему, и поглощение Merlion, среди потенциальных акционеров которого называют тот же «Ростех». И это притом, что в рэнкинге 100 крупнейших IT-компаний России от TAdviser первое место и так держат компании из радиоэлектронного кластера госкорпорации Сергея Чемезова.

Читайте по теме:

Генеральный директор «Учи.ру» Илья Паршин — о том, как «Учи.ру» росла на школьной «удаленке»

Генеральный директор NtechLab Андрей Теленков — о том, как Anti-COVID победит вирус и кризис

Курьерская доставка

Вопреки общему мнению, что в пандемию выросли службы доставки, по данным «Контура», перевод сотрудников многих компаний-клиентов на удаленку негативно отразился на курьерах в секторе B2B. На 1 октября 2020 года количество компаний выросло на 8 % и составило 6,3 тыс. При этом рост наблюдался только в 4-м квартале 2019 года. В течение 2020 года число предприятий практически не менялось.

ДоставкаЧисло предприятий и ИП, занимающихся курьерской доставкой. Источник: «Контур»

В итоге 75 % предприятий, занятых курьерской доставкой, имеют выручку меньше 24,99 млн руб. и прибыль меньше 933 тыс. руб. Рост выручки в этом сегменте наблюдается только за счет e-commerce, которая оказалась в выигрыше.

Лидером по росту среди курьерских служб, связанных с интернет-магазинами, можно назвать B2CPL, основанную в 2008 году Матвеем Козловским. Компания обслуживает интернет-магазины, предоставляя им не только услуги доставки, но и пункты самовывоза, кол-центры и т.п. Rusbase оценивает оборот компании в 2019 году в 3,2 млрд руб. По словам самого Козловского, в пик пандемии B2CPL показывала почти трехкратный рост к прошлому году за счет перетока клиентов из офлайн-торговли в сеть. По итогам 2020 года директор компании ожидает рост в 2,5 раза — то есть почти на 8 млрд руб.

Не просто конъюнктура

Как показывает рейтинг, вопреки уже сложившемуся стереотипу на гребне пандемийной волны оказались не только конъюнктурные производители масок, санитайзеров и разработчики вакцины. В лидерах московского антикризисного рейтинга оказались также представители отраслей, развитие которых продолжится и после окончания пандемии. Именно на них делают ставку власти города, продолжая реализовывать начатые до пандемии масштабные инвестпрограммы. И именно они, по общему мнению экспертов, потянут за собой подъем смежных отраслей и бизнесов, выходящих далеко за пределы московской агломерации.

Вице-мэр Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов так прокомментировал рейтинг:

«Пандемия и ее последствия существенно ускорили цифровую трансформацию и переход в онлайн тех предприятий, которые ранее концентрировались на офлайн-спросе. Это демонстрирует рейтинг компаний, показавших взрывной рост в пандемию, — заявил он. — Рост онлайн-продаж позволил поддержать общий оборот торговли даже в период, когда торговые центры были закрыты. Можно сказать, что период самоизоляции дал импульс развитию всего онлайн-сектора, и его рост продолжится и после пандемии».

Владимир Ефимов отметил, что московская промышленность быстро адаптировалась к взрывному росту спроса на санитайзеры, средства для дезинфекции, средства индивидуальной защиты, и сегодня не только обеспечивает потребности города, но и поставляет свою продукцию на экспорт.

«В условиях серьезно ограниченного спроса на внешних рынках, где также идет борьба с пандемией, и стандартная структура потребления сильно изменилась, это стало хорошей точкой роста для экономики столицы, — отмечает вице-мэр. — Индекс производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях в январе-сентябре 2020 года вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и значительно опережает производства пищевых продуктов, рост которых составил 19%».

Еще одним важным стимулом развития экономики города, по мнению Ефимова, является недвижимость. Во многом благодаря мерам поддержки и льготной ипотеке спрос на квартиры на первичном рынке вырос. Так, количество выданных в столице льготных кредитов уже достигло 36 тыс., а их объем составил 197,7 млрд рублей.

«Москва занимает 1-е место среди регионов России по сумме выданных льготных ипотечных кредитов. За 9 месяцев 2020 года в столице было введено в эксплуатацию более 3 млн квадратных метров жилья, — подчёркивает вице-мэр. — Строительная отрасль обладает мощнейшим мультипликативным эффектом — при строительстве задействуется огромное количество смежных отраслей, создаются рабочие места, стимулируется экономическая активность. Поэтому одним из важнейших антикризисных драйверов восстановления экономики станет программа комплексного развития территорий бывших промышленных зон (КРТ), реализуемая в Москве. В рамках программы инвесторам предоставляются особые условия, включая обязательства по созданию новых рабочих мест и развитие территорий. Запланирована комплексная перестройка территорий общий площадью более 2 тысяч гектар, на создаваемых производствах появится около 500 тысяч новых рабочих мест».