$ 76.08
 91.02
£ 101.00
¥ 72.88
 83.85
GOLD 1787.67
РТС 1302.43
DJIA 29910.37
NASDAQ 12205.85
рейтинги

Кризис — прививка для бизнеса

Рустем Муратов Рустем Муратов

Вакцина от COVID-19, разработанная Центром им. Н. Ф. Гамалеи, стала основным «ньюсмейкером» 2020 года. Если ее эффективность будет доказана, то у ее производителя — компании «Биннофарм Групп», принадлежащей холдингу АФК «Система», — есть все шансы не только астрономически нарастить свою прибыль, но и остаться в истории.

В начале пандемии, когда люди на волне ажиотажного спроса закупали лекарства впрок, практически все компании фарминдустрии столкнулись с проблемой роста. Некоторые выросли настолько, что переросли сами себя. Холдинг Alium, один из основных фармактивов АФК «Система», трансформировался в «Биннофарм Групп». Одноименная компания стала первым производителем вакцины, разработанной Центром им. Н. Ф. Гамалеи. Акционеры сочли, что лучшего времени для ребрендинга не стоит ждать. В итоге холдинг «Биннофарм Групп» вошел в топ-10 антикризисного рейтинга столичного бизнеса, составленного журналом «Компания». По результатам 2020 года холдинг планирует достичь выручки в 25 млрд руб. Что позволило выйти на такие показатели и где таятся риски для индустрии — в нашем интервью с главой компании Рустемом Муратовым.

Фармацевтика в целом — отрасль весьма стабильная, потребление лекарственных средств в упаковках изменяется обычно на единицы процентов в год. Как эту статистику изменила пандемия?

— С началом пандемии перед стартом режима самоизоляции спрос в аптеках увеличился в разы, люди еще не понимали в полной мере, что происходит, и покупали все товары впрок. Уже начиная с апреля спрос резко снизился и восстановился до нормальных уровней только летом.

Одновременно очень существенно выросли закупки в государственном сегменте — и эта волна продолжается до сих пор. Скорее всего, высокий спрос на препараты для лечения COVID-19 сохранится еще минимум полгода.

По данным Национального рейтингового агентства, Россия входит в десятку крупнейших фармацевтических рынков, однако в расчете продаж на душу населения занимает лишь 30-е место. По итогам 2019 года в топ-3 по объему фармрынка входят США, Китай и Япония, на которые приходится порядка 60 % продаж в мире. Доля российского фармрынка в глобальном контексте невелика и варьируется в диапазоне 2-2,5 %. Продажи на российском фармацевтическом рынке в минувшем году составили 28,5 млрд $ (+6 % год к году, опередив динамику глобального рынка).

Мировой фармацевтический рынок, в отличие от ряда других, с высокой вероятностью покажет рост по итогам текущего года. Объем российского фармрынка, по оценкам НРА, превысит 2 трлн руб. в 2020 году (+10,2 % год к году). В долларовом выражении ожидается сокращение российского фармрынка на 1,5-2 % год к году.

По итогам первых пяти месяцев 2020 года российский фармрынок вырос на 21 % в стоимостном выражении, при этом рост розницы оценивается в 6,5 %, а рост госсектора — на уровне 54 % в годовом сопоставлении. НРА прогнозирует, что в течение второго полугодия по мере уменьшения «коронавирусной паники» рост рыночных сегментов будет постепенно замедляться. В этой связи по итогам года рост продаж в стоимостном выражении в госсекторе может составить 22 %, в рознице — порядка 5 %, по рынку в целом — 10 %.

Драйверами роста российского рынка фармацевтики стали:

  • неблагоприятная эпидемиологическая обстановка;
  • государственные инвестиции в сектор;
  • реализация стратегии «Фарма-2030», направленной на увеличение экспорта российских препаратов, а также стимулирование потребительских расходов на здравоохранение;
  • государственные закупки фармацевтической продукции.

Особенностью российского рынка остается его высокая зависимость от импорта — 70 % в стоимостном выражении. Стратегия импортозамещения пока не принесла существенных результатов: за семь лет доля импорта на рынке в денежном выражении сократилась лишь на 6 п. п., а в упаковках — на 1 п. п. В мае 2020 года объем импорта фармпродукции вырос на 17 % м/м после роста на 37 % в апреле.

Более 80 % российских препаратов производится с применением импортных субстанций. За 2016 –2019 годы импорт субстанций вырос в 2,3 раза в долларах США и в полтора раза в объемах.


прочитать весь текст
Можно ли говорить о том, что именно коронавирус запустил восходящий тренд?

— Пандемия только усилила все тенденции, которые были характерны для отрасли и компаний в последние годы. Замечу, что активы «Биннофарм Групп», к которым относятся ОАО «Синтез» (включает ЗАО «Биоком») и АО «Алиум» (включает АО «Биннофарм»), устойчиво развиваются и растут быстрее рынка на протяжении уже ряда лет — и с пандемией это вовсе не связано.

У нас большой портфель препаратов — более 450 наименований лекарственных средств, — которые реализуются в разных сегментах: розничном, госпитальном и экспортном. Это придает компании стабильность и позволяет оперативно реагировать на колебания спроса. Плюс большие производственные мощности и самый большой среди российских фармпроизводителей портфель препаратов, предназначенных для лечения COVID-19, — поэтому мы смогли отреагировать оперативно на большую волну спроса на эти продукты, не потеряв в темпах на наших традиционных медикаментах.

Что было предпринято для реализации преимуществ пандемийного портфеля?

— За девять месяцев 2020 года мы в среднем вдвое нарастили производство по пяти позициям антибиотиков, которые применяются в протоколах лечения коронавирусной инфекции, а когда возникла необходимость, смогли в очень сжатые сроки увеличить производство применяемого в протоколах лечения COVID-19 препарата «Гидроксихлорохин» с 4 тыс. упаковок в год до 800 тыс. Это потребовало немалых усилий: борьба за субстанции в условиях чрезвычайно высокого спроса, частичное перепрофилирование производства, введение дополнительных рабочих смен.

Для того, чтобы справиться с объемами, которые привели к росту выручки, мы инвестировали и продолжаем вкладывать немалые средства. Например, наша площадка «Биннофарм» в Зеленограде стала первым производителем вакцины от COVID-19, разработанной институтом им. Н. Ф. Гамалеи, сейчас мы работаем над масштабированием производства, что требует существенных затрат.

Министерство здравоохранения Российской Федерации обновило рекомендации для врачей по профилактике, диагностике и лечению коронавирусной инфекции 1 октября 2020 года. В список Минздрава вошли около 60 непатентованных лекарственных наименований, все они включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Всего на площадках «Биннофарм Групп» выпускается 24 лекарственных наименования из рекомендованных ведомством. Это самый большой в России портфель препаратов, рекомендованных для лечения COVID-19, среди отечественных производителей.

Группа является одним из крупнейших поставщиков антибиотиков на российском рынке среди отечественных производителей. За девять месяцев 2020 года в среднем вдвое (до 10,6 млн упаковок) увеличен объем выпуска пяти наиболее востребованных на фоне пандемии антибактериальных препаратов: «Азитромицина», «Левофлоксацина», «Линезолида», «Меропенема» и «Моксифлоксацина».

прочитать весь текст
Какие уроки фармацевты извлекли из коронакризиса?

— Пандемия дала нам ценный опыт. Мы научились быть максимально гибкими и оперативно отвечать на запросы рынка, перенастраивая производство под необходимые препараты. Другой важный урок касается доступности сырья и материалов — наши прямые отношения с поставщиками, которые мы отстраивали годами, дали колоссальный эффект.

Хотя, если честно, пандемия не поменяет наше стратегическое направление, она скорее подтвердила, что мы всё делаем правильно.

Где кроются будущие риски для фармпроизводителей, которые сейчас неплохо растут?

— Фундаментально на структуру рынка может повлиять только одно — введение системы лекарственного страхования, и это действительно может поменять всё. Но до тех пор, пока основа рынка — розничные лекарства, которые население покупает за свои средства, — в целом не поменяется ничего. Будут колебания объема рынка за счет изменения благосостояния населения, будут дополнительные государственные программы, касающиеся отдельных групп продуктов, но это относительно небольшие изменения.

То, что касается компании, — немного другая история. Мы продолжим развиваться темпами быстрее рынка, но постепенно будет меняться портфель. Из него будут уходить старые медикаменты, которые перестают использоваться, а на их место будут приходить новые продукты — наш портфель, к примеру, в течение пяти лет пополнится 150 новыми препаратами.

«Биннофарм Групп» — российский фармацевтический холдинг полного цикла, производит дженериковые препараты разных нозологий. Объединяет пять производственных площадок, расположенных в разных регионах России: АО «Алиум» (ранее «Оболенское» в Серпуховском район Московской области), АО «Биннофарм» (две площадки: г. Зеленоград и г. Красногорск), ОАО «Синтез» (г. Курган), ЗАО «Биоком» (г. Ставрополь). Имеет самый большой портфель препаратов среди российских производителей: более 450 наименований. Холдинг образован в 2020 году в результате объединения пакетов акций фармацевтических активов АФК «Система».

30 октября 2020 года «Биннофарм Групп» анонсировал стратегические направления развития. Уже по результатам 2020 года холдинг планирует стать вторым среди отечественных производителей с объемом продаж около 25 млрд руб. Основными драйверами дальнейшего роста холдинга станут:

  • диверсификация каналов сбыта;
  • новые разработки;
  • обновление портфеля лекарственных препаратов.

Крупными объектами для инвестиций станут биотехнологическое производство в Зеленограде, где производится первая в мире вакцина против COVID-19, разработанная НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи, а также R&D-центр компании.

прочитать весь текст