Top.Mail.Ru
первые лица

Санитайзеры — новая нефть?

Алексей Нечаев Алексей Нечаев

Санитайзер не только стал одним из главных слов 2020 года. Он стал неожиданным Клондайком для тысяч крупных и мелких компаний и открыл перед ними перспективы быстро и хорошо заработать. Компания Faberlic, выпускающая косметику и бытовую химию, в течение двух недель ворвалась в эту нишу, переориентировав производство, и обеспечила потребителя столь востребованным продуктом, а компанию — перспективами. Основатель Faberlic Алексей Нечаев рассказал журналу «Компания», как кризис стал временем перемен, обеспечивших взрывную динамику роста и статус одного из лидеров рейтинга столичных антикризисных компаний.

Faberlic стал одной из компаний отрасли химической промышленности, продемонстрировавших в непростом 2020 году хорошие показатели. В первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года у вас уверенный рост по объемам продаж. Почему?

— Во-первых, наши товары всегда пользуются спросом. Несмотря на рост курса валют, мы не поднимали цены. Наше собственное производство позволяет управлять себестоимостью продукции. Кроме того, все заказы легко оформить онлайн, что сегодня особенно актуально.

Во-вторых, Faberlic производит товары первой необходимости, поэтому во время карантина мы не приостановили работу ни на час. Даже наоборот, увеличили свои мощности: производство работало в две смены.

Помимо производства и штата офисных сотрудников, у нас огромная сеть консультантов и представителей в 40 странах мира — нужно было оперативно реагировать на ежедневную ситуацию, реорганизовывать рабочие процессы, адаптировать условия доставки заказов. Например, когда в Италии ввели серьезные ограничения и общий карантин, мы молниеносно снизили цены на доставку заказов, и продажи начали быстро расти.

Также очень важно информировать людей. Мы проводили регулярные онлайн-встречи со специалистами-эпидемиологами, чтобы у всех была объективная картина происходящего в мире и не возникало лишних волнений.

В-третьих, Faberlic дает людям возможность дополнительного заработка в непростое время, когда многие теряют работу. Покупатели могут не только заказывать товары для себя и близких, но и получают скидки, экономят.

В совокупности все эти факторы поспособствовали активному росту продаж и повышению уровня доверия к бренду в целом.

Косметическая компания прямых продаж была основана Алексеем Нечаевым в 1997 году и первоначально называлась «Русская линия», с 2001 года работает под брендом Faberlic. В 2005 г. Faberlic приобретает статус глобальной компании, открыв представительства в 15-ти странах. Сейчас производит и продает не только косметику и парфюмерию, но также детскую и взрослую одежду, обувь, аксессуары, посуду, товары для дома и здоровья. Прошлый год ознаменовался запуском первой собственной модной коллекции.

В 2019 году выручка Faberlic превысила 22 млрд руб., а чистая прибыль — 3 млрд руб.

Компания владеет промышленным кластером в столичном районе Бирюлево, косметическим производством в Ступинском районе Подмосковья и швейной фабрикой в Ивановской области.

Компания — участник экологического движения с проектом «Зелёное движение России „ЭКА“». Весной 2020 года основатель Faberlic Алексей Нечаев и гендиректор компании Александр Даванков анонсировали собственную политическую партию «Новые люди».

прочитать весь текст
Какие продукты появились в ассортименте вашей компании «благодаря» пандемии? Как быстро удалось адаптировать производство к новой реальности и новому спросу? 

— Прошедшей весной самой большой потребностью людей стали дезинфицирующие средства. Их было сложно найти на полках магазинов, да и цены были завышены до предела. В течение двух недель мы переориентировали производственные линии на выпуск санитайзеров. Еще через неделю средства поступили в продажу. Это рекордные сроки для абсолютно нового продукта (хотя ежегодно мы создаем более 250 новых формул только косметической продукции). Обычно период разработки новинки, закупка сырья и комплектующих, тестирование, регистрация продукта в регулирующих органах и его производство составляет от полугода до года.

Пандемия запустила ажиотажный спрос на обеззараживающие средства. Пик пришелся на первую половину марта. Wildberries отчитался о росте продаж 16 раз. В Eapteka.ru зафиксировали рост реализации антисептических гелей в 4 раза. Ozon нарастил отпуск мыла, дезинфицирующих салфеток, антисептиков на 150%.

По данным Минпромторга, в ответ на запрос рынка число производителей антисептиков в стране увеличилось в шесть раз — с 10 до более чем 60. Бизнес, в том числе срочно перестроившийся, смог поставлять около 300 тыс. л антисептиков в сутки, до пандемии показатель был на уровне 50 тыс. л.

Угроза второй волны вновь подтолкнула продажи всех средств индивидуальной защиты. Хотя антисептики значительно уступают маскам по объемам покупок, они, по словам главы Росстата Павла Малкова, могут быть включены в потребительскую корзину в 2021 г.

прочитать весь текст
Весной компания наверняка столкнулась с трудностями: перестраивать производство и логистику в условиях карантина непросто. Какие нововведения временны, а какие останутся в средне- и долгосрочной перспективе?

— Безусловно, изменение производственного плана повлекло за собой определенные издержки: было временно приостановлено производство части основного ассортимента. Чтобы обеспечить производственный процесс дезинфицирующего геля, были проведены некоторые технические изменения в цехах — без этого никак! Конечно, для нас было очень важно организовать безопасные условия для работы и минимизировать риски заболеваемости сотрудников. Это касается, в принципе, всего производства. Мы строго придерживались всех требований Роспотребнадзора. То же касается и логистики. У нас более 4500 пунктов выдачи заказов во всех регионах России. В городах с населением более 50 тыс. человек за месяц собирают порядка 800 тыс. заказов. В течение первой недели пандемии была высокая неопределенность, по каким правилам пункты выдачи могут продолжать свою работу: в разных регионах появлялись свои регламенты. Но в течение недели правительство выпустило документ, в котором достаточно ясно были представлены правила дистанционной торговли, и наши пункты выдачи продолжили работать.

Чтобы получение заказов на пунктах выдачи стало более быстрым, удобным и безопасным, мы полностью перешли к индивидуальной упаковке. Это изменение действует и сейчас.

Конечно, многие покупатели стали чаще выбирать адресную доставку, и владельцы пунктов выдачи пошли навстречу своим клиентам, организовав этот процесс.

Как вы оцениваете уровень и характер поддержки со стороны государства и, в частности, властей Московского региона?

— В 2019 году производство Faberlic получило статус промышленного комплекса, что дает нам некоторые налоговые льготы на прибыль, недвижимое имущество и землю. Также в прошлом году мы получили инвестиционный заем по программе поддержки правительства под 2 % годовых. В этом — кредит под 2 % через Сбербанк как меру поддержки во время пандемии от правительства РФ. На полученные средства мы начали закупать дополнительное современное оборудование и продолжили модернизировать производство, что позволяет увеличивать производительность и качество продукции.

Пандемия повлияла на спрос и ассортимент, изменила цепочки поставок и производственный цикл. В такой ситуации сложно делать прогнозы. Но всё же, что может повлиять на динамику отрасли и компании в будущем?

— Во время пандемии розничные магазины были закрыты, и мы видели, как у коллег из ретейла упали продажи. Акцент сместился в сторону интернет-торговли, и этот сегмент будет расти. Но чтобы составлять конкуренцию маркетплейсам, помимо интернет-магазина, нужны действительно уникальные продукты, которые у нас есть в каждой категории.

По оценке Data Insight, три карантинных месяца увеличили число онлайн-покупателей на 10 млн человек. Этот канал продаж продолжит набирать обороты на фоне продолжающейся пандемии коронавируса. В среднем e-commerce до 2024 года будет прибавлять ежегодно 33%. Аналитики Data Insight считают, что объем продаж различных товаров в онлайне с 2019 по 2024 годы вырастет с 1,7 до 7,2 трлн руб. При этом без пандемии, но с учетом капиталовложений в онлайн-каналы крупнейших ритейлеров, показатели были бы несколько скромнее: 5,6 трлн рублей в 2024 году. Таким образом вклад пандемии в отрасль в перспективе пяти лет оценивается в 1,6 трлн руб.

прочитать весь текст

Пандемия внесла свои коррективы и в поведенческие привычки людей: акцент сместился на здоровье и заботу о нем, на правильное питание и уютный чистый дом. Поэтому мы активно развиваем направления «Товары для дома» и Wellness, открыли линию продуктов для здорового питания Nechaev Family Club.

На динамику развития компании также влияют продажи за пределами России. Особенно активно мы развиваем европейский рынок. Курс на экспорт дает хорошие перспективы, и мы будем придерживаться его и дальше.

Несмотря на конкуренцию, Faberlic стабилен. У нас своя ниша и аудитория, которая не просто лояльна к компании, а для которой Faberlic — уже часть жизни. В ежедневном информационном шуме эффективность прямой рекламы снижается, а личные рекомендации, на которых строится система прямых продаж, работают в разы эффективнее. Поэтому прогнозы на развитие отрасли весьма благоприятные. И это позволяет нам уверенно двигаться вперед.