Top.Mail.Ru
архив

Аполитичный Гусинский

Сейчас он контролирует половину отечественного кинопроизводства, обладает правами на самые популярные и продаваемые видеофильмы, строит самый большой в Москве кинокомплекс.

В отличие от классического стиля поведения олигархов, ворующих с помощью коррумпированных чиновников народные деньги из бюджета, ему вы отдаете свои кровные абсолютно добровольно: покупая кассету с "Матрицей" или "Сиротой казанской", оттягиваясь с пивом за матчем "Ювентус" - "Милан" на "НТВ+Футбол", ночами читая новый бестселлер Бориса Акунина или разглядывая самый тиражный из вновь возникших еженедельников - телегайд "Семь Дней". Все эти действительно востребованные массовым потребителем продукты производят компании, входящие в возглавляемый Владимиром Гусинским холдинг "Медиа-Мост".

Года три назад, когда Владимир Гусинский переквалифицировался из президента Мост-банка в руководителя холдинга "Медиа-Мост", многим показалось, что это сугубо тактическая рокировка, связанная с разногласиями среди совладельцев "Моста" и "политическими" проблемами банка. В наиболее радикальном варианте эти изменения трактовались даже как "почетная отставка Владимира Александровича, который своими затратными медиа-проектами изрядно утомил своих более основательных партнеров". Честно говоря, Гусинский вполне мог сойти за сумасшедшего. В его кабинете висела специальная консоль с несколькими телевизорами, и, рассказывая посетителю (подобный рассказ входил в "обязательную программу") про свои проекты, Владимир Александрович впадал в экстаз от перспектив спутникового телевидения и с неподражаемым артистизмом, выдававшим в нем несостоявшегося театрального деятеля, бегал вокруг стола и щелкал пультами.

Эти щелчки пошли на пользу. В течение последних нескольких месяцев с группой Гусинского происходят очень серьезные и символичные перемены. Начинавшая с ремонтно-строительных работ, перепродажи недвижимости и примитивных банковских спекуляций, одна из старейших "олигархических" групп окончательно превращается в серьезную медиа-империю, потенциально не нуждающуюся ни в каких "особых" политических преференциях.

Гусинский стремительно сбросил непрофильные для себя виды бизнеса. "Мост" отказался от нефтяных проектов, продав свою долю в Московской нефтяной компании. Мост-банк, долгое время бывший "витриной" группы, сейчас представляет интерес прежде всего как инфраструктура для электронной коммерции и другого бизнеса в Интернете.

Одновременно "Мост" активно скупает самые разные проекты, имеющие отношение к медиа. В числе последних покупок - бизнес "Варус-видео", одного из крупнейших дистрибуторов видеофильмов, радиостанции "Радио-Деловая волна" и "Спорт FM", несколько популярных сайтов в Интернете, в частности "Анекдот.ру", издательство Захарова. Плюс к этому в виде слухов - переговоры о покупке газеты "Советский спорт" и издательства "Вагриус". Это похоже на настоящую экспансию и инвестиционный бум, которые, казалось бы, плохо вяжутся с не слишком ясными политическими перспективами олигарха Гусинского. Правда, необходимо оговориться, что все эти приобретения не слишком капиталоемки - едва ли Гусинский затратил на них больше $15 млн. Но, как это ни парадоксально, для успешного развития "Медиа-Моста" Гусинскому не так уж и необходимо эксклюзивное политическое влияние. Проще говоря, ему нет нужды оставаться "олигархом". Владимиру Гусинскому от нового президента нужно только то, что нужно всем остальным экономически активным гражданам, - сохранение рыночной экономики и политическая стабильность. У нынешнего бизнеса Гусинского есть два стратегических преимущества: он ориентирован на массового потребителя и чрезвычайно привлекателен для иностранных инвестиций. Второе обстоятельство позволяет избавиться от "олигархических" атавизмов - использования льготных тарифов при оплате услуг по передаче телесигнала и более чем внушительной (под $1 млрд) задолженности перед Центробанком и аффилированными с государством банками и компаниями: Внешторгбанком, Внешэкономбанком, Сбербанком и "Газпромом".

Рискнем даже предположить, что некие иностранные стратегические партнеры у Гусинского уже появились. На это указывает не только продажа 4% "Медиа-Моста" американскому инвестиционному фонду, но и факт погашения "Мостом" 42-миллионного кредита Внешэкономбанка. Пусть и после долгих судебных разбирательств (отличный урок не только для "Моста", но и других олигархов - не стоит слишком самонадеянно запускать руку в государственный карман), но Гусинский нашел "живые" деньги. Кстати, на днях ВЭБ продемонстрировал хотя и символическое, но смягчение своей некогда жесткой позиции, согласившись принять в оплату процентов облигации внутреннего валютного займа - правда, по рыночной стоимости.

Главная опасность для Гусинского (если не считать возможности того, что Путин откажется от принципов либерального общества) заключается в самом Гусинском. По натуре своей Владимир Александрович чрезвычайно политизирован. Три года назад именно благодаря Владимиру Александровичу, затеявшему войну с Потаниным и Чубайсом, Борис Березовский превратился в одного из самых влиятельных политиканов.

Если Гусинский избежит соблазна в очередной раз втянуться в сомнительные политические игры и абстрагируется от некоторых своих политических пристрастий, то имеет шанс не только стать действительно одним из самых серьезных российских бизнесменов, но и своеобразным индикатором свободы информации. Дело в том, что, перестав быть олигархом, Гусинский сможет позволить себе по отношению к Путину ту степень свободы, которую продиктуют ему личные убеждения. Медиа-бизнес - это тот редкий случай, когда идеология напрямую связана с инвестиционным климатом. Любой идеологический наезд на частные медийные компании будет плохим сигналом для всех иностранных инвесторов.

Труппа Гусинского

Театральное образование Владимира Гусинского сказалось не только на его подчас весьма экстравагантном стиле ведения бизнеса, но и на его подходе к формированию команды. Людей, занимающих ключевые позиции в "Мосте", можно награждать какими угодно эпитетами. И далеко не всегда лестными. Но даже заклятый недруг Гусинского согласится, что очень многие из его свиты сами бы вполне могли быть королями. Их не назовешь бесцветными технократами.

Поэтому - как опытный режиссер - Гусинский вовсе не склонен опираться лишь на одну "приму". Система "сдержек и противовесов", разработанная когда-то для Бориса Ельцина дружественными "Мосту" политологами, активно реализуется и в самой компании.

Борис Хаит, 48 лет, - владелец ЗАО "СТАС", являющегося одним из учредителей ТОО "Группа "Мост". Руководит страховой компанией "Спасские ворота", а также "Мост-Девелопмент". Член совета директоров ЗАО "Медиа-Мост", в котором ему принадлежит 10%. По некоторым данным, лично владеет также 20% акций страховой компании "МАКС".

Хаит всегда уделял больше внимания страховому и девелоперскому бизнесу. По его мнению, любой предприниматель никогда не станет жалеть денег на три вещи: рекламу, охрану и страхование. И хотя после ухода в медиа-холдинг Гусинский оставил на попечение Хаита еще и Мост-банк, реально на своей новой должности тот выполнял скорее представительские функции. Фактическое руководство банком осуществлял Джан Замани. Такой расклад не давал Хаиту возможности полностью вовлечь банк в свои страховые проекты, лишив Гусинского наиболее дешевого источника краткосрочного финансирования.

В последнее время участились слухи, что отношения между Гусинским и Хаитом близки к разрыву. Возможно, они обусловлены тем, что Хаит уже и фактически отстранен от руководства Мост-банком (на его место назначен Замани). Потеря Хаита для Гусинского означает потерю всего страхового бизнеса "Моста". А это было бы неосмотрительно, поскольку сейчас существенно возрос интерес иностранных инвесторов к российскому страховому рынку. И не случайно именно сотрудничеством со "Спасскими воротами" Гусинский пытался заинтересовать Мориса Гринберга,

руководителя одной из крупнейших в мире страховых групп - AIG.

Филипп Бобков - шеф службы безопасности "Моста". В ее составе имеются разведка, контрразведка, информационно-аналитический отдел, электронный центр, подразделения технического обеспечения, наружного наблюдения и оперативно-технического контроля.

Под руководством Бобкова находятся свыше 300 человек. Многие из них пришли вместе с самим Бобковым из 5-го Управления КГБ. Генерал армии Бобков до 1991 года возглавлял это управление, являясь также первым заместителем председателя КГБ. Примечательно, что задачей 5-го Управления была "борьба с инакомыслием, идеологическими диверсиями, проявлениями национализма и сионизмом". По некоторым данным, Бобков был причастен к высылке из страны Александра Солженицына.

Борис Березовский неоднократно утверждал, что именно служба безопасности "Моста" организовала покушение на него в 1994 году. В свою очередь, в 1995 году подчиненные Бобкова разоблачили покушение на Владимира Гусинского, якобы планируемое председателем правления банка "Аэрофлот" Сипачевым. К серьезным просчетам Бобкова можно отнести утечку информации о счетах Анатолия Чубайса в Мост-банке, которые стали поводом для череды журнальных и газетных публикаций осенью 1996 года.

Некоторые наблюдатели полагают, что периодически всплывающий компромат на конкурентов и политических оппонентов "Моста" разрабатывается сотрудниками Бобкова. Однако нельзя не учитывать, что в "Мосте" существует еще и дирекция по связям с общественностью и информационно-аналитическому обеспечению, курируемая Сергеем Зверевым, который не меньше Бобкова искушен в современных информационных технологиях.

Симптоматично, что одно из двух зарубежных представительств Мост-банка - испанское - возглавляет Дарья Бобкова.

Игорь Малашенко, 45 лет, - заместитель председателя совета директоров ЗАО "Медиа-Мост", в котором ему, по некоторым данным, принадлежит 10%. Один из основателей и первый гендиректор телекомпании НТВ.

Под знамена Гусинского Малашенко пришел, уже имея за плечами опыт руководства телерадиокомпанией "Останкино" (с 1991 по 1993 год). До этого Малашенко успел несколько месяцев поработать консультантом в аппарате Михаила Горбачева. Видимо, этим обусловлено всегда столь уважительное отношение НТВ к президенту СССР.

Построенную Малашенко систему управления НТВ отличают жесткая иерархия и почти армейская дисциплина. Сам создатель телекомпании мотивировал это так: "Я с глубокой неприязнью отношусь к телекомпаниям, где руководители выступают в роли богов, от которых пугливо отшатываются в коридорах. В то же время в "Останкино" я понял, что хаос - это не менее унизительное состояние для начальников и подчиненных. Поэтому НТВ мы постарались организовать так, чтобы все отчетливо понимали, что такое иерархия, субординация и неформальное общение. Рядовому сотруднику до меня абсолютно бессмысленно доходить, хотя несколько таких попыток было. Все знают, что я никогда не приму решения через голову непосредственного начальства".

Весной 1996 года Игорь Малашенко вместе с другим "мостовцем" - Сергеем Зверевым вошел в избирательный штаб Бориса Ельцина. По некоторым данным, тогда у Малашенко сложились весьма неформальные дружеские отношения с советником по имиджу президента Татьяной Дьяченко.

После создания "Медиа-Моста" Малашенко было поручено руководство "НТВ-холдингом". В его ведении находились все телевизионные проекты "Моста". Формально это было повышение. Однако фактически Владимир Гусинский таким образом отстранял от управления самой раскрученной компанией топ-менеджера, чье влияние в Кремле уже было сопоставимо с его собственным. Тем более что владельцу "Медиа-Моста" не удалось делегировать Малашенко на пост гендиректора ОРТ.

Возможно, именно тогда и возникла неприязнь Малашенко к его преемнику - Олегу Добродееву. Ведь, как утверждают некоторые наблюдатели, именно Малашенко в конечном итоге добился вытеснения Добродеева с НТВ.

Андрей Цимайло - председатель совета директоров компании "Мемонет" (структурное подразделение "Медиа-Моста", занимающееся Интернет-проектами). Цимайло принадлежит 2,8% акций "Медиа-Моста". Он возглавляет также инвестиционную компанию "Мост-Инвестмент". Представляет интересы "Моста" в совете директоров "Связьинвеста".

До прихода в "Мост" в 1992 году Цимайло работал в Институте Европы АН СССР. До создания медиа-холдинга курировал инвестиционное направление в Мост-банке. Затем Владимир Гусинский сосредоточил Цимайло исключительно на привлечении инвестиций в медиа-проекты.

Сфера деятельности Цимайло в немалой степени пересекается со сферой деятельности Джана Замани, который также занимается обеспечением финансирования "мостовских" СМИ. И не случайно компания "Мост-Инвестмент" пару лет назад приобрела банк "Имидж". Цимайло одно время возглавлял правление этого банка. А в его совет директоров входят Игорь Малашенко и руководитель принадлежащего "Мосту" издательского дома "Семь Дней" Дмитрий Бирюков. Очевидно, "имиджевая" деятельность Цимайло обусловлена желанием вывести из-под опеки Замани часть финансовых потоков медиа-холдинга.

Сергей Зверев, 44 года, - главный лоббист "Моста". В настоящее время никакой формальной должности в компании не имеет. Владеет 2,8% акций "Медиа-Моста".

В "Мост" Зверев пришел в 1993 году. До этого был помощником Григория Явлинского, работая вместе в "ЭПИЦентре", где готовилась знаменитая программа "500 дней". Там же вместе со Зверевым трудились будущий министр финансов Михаил Задорнов, будущий замминистра финансов Андрей Вавилов, будущий начальник управления общественных связей ОНЭКСИМбанка и главный редактор газеты "Известия" Михаил Кожокин.

"ЭПИЦентровские" знакомства Зверева позволили ему существенно расширить круг союзников группы "Мост" в политических и деловых кругах. По некоторым данным, во время парламентских выборов 1993 года Зверев был чуть ли не единственным представителем коммерческих структур, делегированным в состав Контрольно-ревизионной комиссии при Центризбиркоме.

В 1996 году Сергей Зверев активно участвовал в президентской кампании. Входил в избирательный штаб Бориса Ельцина. Был одним из инициаторов знаменитого "Письма 13-ти", с которым представители бизнес-элиты обратились к Ельцину и Зюганову. Вместе с Владимиром Гусинским Зверев находился в доме приемов "ЛогоВАЗа" в ту ночь, когда произошла история с "коробкой из-под ксерокса". Не случайно появление версии, что Зверев - наряду с Чубайсом и Ильюшиным - был третьим участником телефонного разговора, распечатку которого в статье под названием "Голосуй или…" опубликовал позднее "МК".

9 июля 1996 года распоряжением президента Звереву была объявлена благодарность "за активное участие в организации и проведении выборной кампании". В том же месяце Зверев вошел в состав сформированной Анатолием Чубайсом ( возглавлявшим тогда администрацию президента) аналитической группы, в задачи которой входила подготовка для Бориса Ельцина экспертных оценок ситуации в России.

По некоторым данным, Чубайс предлагал Звереву стать его заместителем в АП. Но тот отказался. Не исключено, что под влиянием Гусинского, не желавшего, чтобы его подчиненный столь явно обозначал свои политические пристрастия в условиях обострения противоречий между Чубайсом и Березовским. В свою очередь, возможно, что карьерному росту Зверева помешал Игорь Малашенко, убедивший Гусинского, что в противном случае Березовский не пустит его на ОРТ. Что в конечном счете и произошло.

Тем не менее через два с лишним года, весной 1999-го, Сергей Зверев все же оказался в администрации президента. Однако пробыл там недолго. Примирить Кремль с "Мостом", а тем более с лидерами ОВР (видимо, с этой целью Зверева делегировали к Волошину) ему не удалось.

Поражение блока ОВР на парламентских выборах, кроме всего прочего, свидетельствует, что технологического гения одного Зверева недостаточно. Тем более что такие его прежние "компаньоны", как, скажем, Глеб Павловский или Александр Ослон, вместе с которыми он обеспечивал победу Бориса Ельцина в 1996 году или Эхуда Барака на выборах премьера Израиля в 1999-м, в этот раз оказались на другой стороне баррикады.

Джан Замани, 38 лет, - президент Мост-банка, гендиректор "Медиа-Моста". Финансовый конфидент Владимира Гусинского. Именно Замани, который считается высококлассным финансистом, наблюдатели ставят в заслугу то, что Мост-банк сумел все же преодолеть последствия августовского кризиса 1998 года.

После прихода в "Мост" в 1992 году осуществляет тактическое руководство банком. Пришедшие вместе с Замани из Внешэкономбанка СССР Александр Поляков, Наталья Платонова, Андрей Устинов заняли ключевые должности в Мост-банке. Земляк Замани Гейдар Айдын-оглы Бабаев долгое время возглавлял представительство Мост-банка в Великобритании.

От отношений с Замани во многом зависела карьера менеджеров "Моста". Не случайно едва ли не главной причиной недавнего ухода Александра Полякова из Мост-банка наблюдатели называют их ссору с Замани. Будучи родом из Азербайджана, он сумел обеспечить довольно быстрое проникновение "Моста" в эту страну. Мост-банк-Азербайджан является одним из крупнейших местных банков. Помимо азербайджанской элиты у Замани всегда были довольно неплохие связи в ЦБ, а также в международных платежных системах Visa и Europay.

Еще по теме