Арктике обещают новые ворота
На ПМЭФ-2022 было объявлено о старте масштабной реновации в Мурманске, которая в том числе предусматривает инвестиции на сумму 10 млрд рублей в рыбный порт. Это позволит превратить почти 90-летний терминал в современный специализированный хаб. Презентуя проект президенту России Владимиру Путину, глава региона Андрей Чибис подчеркнул, что, помимо создания современных мощностей для переработки краба и рыбы, один из приоритетов — развитие мощностей для ремонта гражданского флота.
Рыбный суверенитет
Как рассказал корреспондентам «Компании» председатель «Рыбного союза» Александр Панин, самообеспечение рыбой в России превышает 140%.
«Наши предприятия способны перерабатывать большие объемы — у нас нет нехватки производственных мощностей», — отмечает Александр Панин.
Однако есть виды рыб и морепродуктов, которых просто нет в России, и поэтому для отрасли крайне важен импорт.
«Например, мы импортируем различные виды тепловодной креветки, тунец, ледяную рыбу и много других востребованных потребителем морепродуктов, которые просто не водятся в российских водах. Импортозаместить эти виды невозможно, да и не нужно», — говорит Панин.
При этом по собственным биоресурсам страна должна зациклить рыбное производство внутри — добыча-переработка-транспортировка, и важнейшую роль в этом играют рыбные порты, где происходит перевалка и хранение продукции. Однако многие из них представляют собой стройки сталинских времен, поэтому их реновация — вопрос выживания отрасли.
История Мурманского морского рыбного порта (ММРП) началась в 1934 году. В 2008-м занимавший тогда пост премьер-министра России Виктор Зубков после посещения находящегося на грани банкротства порта резюмировал: «Состояние, запущенное до предела». Тогда же предприятие решено было приватизировать, чтобы направить на развитие частные инвестиции, не увеличивая нагрузку на бюджет. Сегодня на территории порта работают более 20 различных компаний — помимо стивидоров, действует завод по изготовлению металлической тары, ведется оптовая торговля отходами, ломом, стройматериалами, множество складов, часть из которых пребывает в ветхом состоянии или заброшены.
Мурманский морской рыбный порт
На долю ММРП приходится 14% перевалки рыбопродукции в России, около 30% — на северо-западе и более 80% — в Мурманске.
Пропускная способность ММРП — 700 тысяч тонн в год. Холодильные мощности рассчитаны на 45 тысяч тонн, мощности тарного производства — 100 миллионов банок для консервов в год.
Также на территории находятся склады, вспомогательные производства и множество предприятий, не относящихся напрямую к рыбной промышленности.
Открытие для Севморпути
Экономически эта деятельность выгодна: компании, расположенные на территории порта, заработали с 2016 по 2020 год около 27,5 миллиарда рублей, при этом в бюджет региона отчислили 700 миллионов рублей, а в муниципальную казну — всего 48 миллионов.
На дисбаланс между выручкой и бюджетными отчислениями, а также высокую степень криминализации рыбной отрасли глава государства указывал в декабре 2021 года.
Проект реновации предусматривает преображение территории площадью свыше 40 гектаров и создание более комфортных условий работы для рыбодобытчиков. Сегодня судам приходится лавировать в акватории, чтобы избежать проблем из-за того, что дноуглубительные работы не проводятся, а еще советские карты не показывают затопленные суда.
Программа «Реновация территорий морского порта Мурманск», рассчитанная на 2022–2027 годы, призвана исправить ситуацию и будет способствовать превращению Мурманска в реальные ворота Арктики и Севморпути.
Модернизация имеющихся портов позволит улучшить логистику для рыбной отрасли, сократить время доставки грузов, уменьшить потери. Кроме явных экономических выгод, такие проекты дадут возможность улучшить режим судоходства в портах: рыболовецкие суда не будут мешать всем остальным заходить в порты и выходить из них, улучшится обстановка в акватории. Об этом говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«Тема судоремонта, выгрузки рыбаков, переработки здесь сегодня суперактуальна», — отметил на встрече с президентом России мурманский губернатор Андрей Чибис.
Сегодня рыбаки жалуются на невозможность проводить полный ремонт в Мурманске, из-за дефицита мощностей приходится отправляться в норвежский Киркенес, что приводит к экономическим потерям и потере рабочих мест.
По словам председателя «Рыбного союза», проекты обновления должны быть направлены на развитие инфраструктуры, увеличение количества рабочих мест, пропускной способности и производственных мощностей.
«В отношении реновации портовой инфраструктуры — мы всячески приветствуем любые инвестиции в развитие отрасли. В том числе это касается и вопроса реконструкции Мурманского рыбного порта. Но здесь очень важно соблюдать баланс интересов существующего бизнеса и новых инвесторов», — подчеркивает Александр Панин.
«Реновация портовых объектов позволит улучшить эффективность использования как самих причалов, так и всего, что там находится. Площади портов будут использоваться эффективнее, обновится инфраструктура портового хозяйства, что сократит расходы на ее содержание», — предполагает Панин.
Кроме того, отмечает он, не исключен вариант переноса на освободившиеся территории в портах прочих промышленных зданий из других частей припортовых городов, что освободит городские территории для строительства жилья и социальных объектов.