Top.Mail.Ru
архив

Аудит становится роскошью

Международный аудит для российских финансовых и промышленных структур всегда был не слишком удобной и весьма дорогой, но крайне необходимой вещью. Отчасти его можно сравнить с тяжелой золотой цепью, которая, несомненно, натирает шею и стоит непомерных денег, но в отдельных ситуациях без этого украшения на бизнесмена смотрят косо - как на подозрительного нищего. Закрытие доступа на международные рынки для российских компаний вкупе с катастрофической нехваткой денег даже на текущие нужды, очевидно, заставляет их задуматься: так ли он нужен, международный аудит? И иностранные и российские аудиторские фирмы, несомненно, осознают грядущие нерадужные перспективы. Беспокойство в аудиторских кругах достигло такого уровня, что представители компаний с вековыми традициями ведения «бизнеса в белых перчатках» вынуждены пойти на крайние меры: говорить о своих проблемах в России во всеуслышание.

Так, управляющий директор компании KPMG по России и странам СНГ Роджер Майнингс чуть ли не впервые в истории российского бизнеса затронул в интервью АФИ такую тонкую тему, как тарифная политика иностранных аудиторов. Майнингс высказал обеспокоенность резким снижением тарифов на проведение аудита «некоторыми аудиторскими компаниями», что, по его мнению, может привести к уходу с рынка ряда игроков. Естественно, он не конкретизировал, кто же, собственно, повинен в демпинге. Тем не менее заявление Майнингса следует, видимо, рассматривать как сигнал к возможному уходу с рынка именно его компании - в случае если все останется так, как есть, а демпинг будет продолжаться. По слухам, циркулирующим в финансовых кругах, главным нарушителем спокойствия считают в основном компанию Ernst&Young. В самой компании отказались комментировать тему тарифов. Однако неофициально источники в Ernst&Young опровергли эти слухи, сообщив, что в действительности за демпинг, возможно, были приняты отдельные случаи договоренностей аудитора со своими постоянными клиентами. По нашей информации, персональные скидки постоянным клиентам допускают в особых случаях (а сейчас каждый второй случай - особый) все компании «большой пятерки».

В интервью Ко генеральный директор российского Arthur Andersen Ханс Йукум Хорн сообщил, что его компания ожидает некоторого снижения объема рынка аудиторских услуг. Однако, по его мнению, рассматривать проблемы аудиторских компаний исключительно по этому показателю нерационально. «Несколько сократился рынок corporate finance, и это естественно, - говорит Хорн. - В нынешней ситуации возможность привлечения капитала в российские компании слишком мала». Впрочем, г-н Хорн отметил, что отдел услуг по корпоративному финансированию в Arthur Andersen не сокращался - компания имеет сильные позиции в этом секторе. С другой стороны, Arthur Andersen отмечает значительный рост спроса на консалтинговые услуги, традиционно оказываемые аудиторами. В целом же г-н Хорн считает, что наиболее сильные российские компании вряд ли откажутся от услуг аудиторов. При этом уверенно говорить о том, кто именно будет долгосрочным клиентом аудиторских компаний, по мнению Хорна, станет возможно минимум через год. «Крупные русские компании в любом случае будут проводить международный аудит. Есть кризис или нет его - история компании делается в том числе и аудиторами. Допустим, российское предприятие откажется от услуг международного аудитора на три года. Первое, что спросят у предприятия, которое в 2001 году захочет вновь выйти на международный рынок: где ваша история? После кризиса наличие международного аудита станет одним из основополагающих факторов на международных рынках - если раньше с российскими компаниями могли работать и на основе российской отчетности, то теперь без заверенного известным аудитором отчета с ними никто не будет разговаривать».

Естественно, от аудита по международным стандартам откажутся компании, которым и ранее международный аудит был не слишком нужен, но желателен из соображений престижа (а таких, по признанию аудиторов, всегда было немало). Возможно, они пополнят клиентскую базу российских аудиторов. Однако их внимание в настоящий момент приковано к гораздо более захватывающему сюжету - избранию аудитора ЦБ на следующий год. Казалось бы, все идет по накатанной колее, проверять деятельность Виктора Геращенко снова будет крупнейший российский аудитор - «Юникон/МС». Однако на сей раз влияния «Юникона» на депутатов Госдумы, от которой зависит решение этого вопроса, оказалось недостаточно (по слухам, не обошлось без происков конкурента - компании «ФБК»). Сам же ЦБ, по информации Ко, не желает связываться с российскими аудиторами и хочет в 1999 году стать клиентом Coopers&Lybrand. Когда решается вопрос о таком имиджевом клиенте, все соображения о перспективах рынка, несомненно, отходят на второй план.

Еще по теме