Top.Mail.Ru
архив

Аудиторы сливаются, чтобы делиться снова

САМАЯ крупная в мире консалтингово-аудиторская группа PricewaterhouseCoopers, созданная всего два с половиной года назад, снова находится в процессе реструктуризации своего бизнеса. В конце февраля президент глобальной сети PwC Джеймс Широ объявил о сенсационной новости: компании предстоит разделиться на несколько независимых друг от друга структур. Нет, это не свидетельство неудачи слияния крупнейших аудиторов мира PriceWaterhouse и Cooper&Lybrand, превративших в 1998 году "большую шестерку" аудиторских гигантов в "большую пятерку": объединение прошло как по нотам и рассматривается банковскими аналитиками как самый удачный пример слияния. Просто за прошедшие два года мир вокруг изменился, а гиганту PwC стали объективно мешать и огромный охват рынка, и разнообразие интересов группы.

Согласно заявлению г-на Широ, в одну или несколько компаний будут выделены следующие направления бизнеса: управленческий консалтинг, аутсорсинг бизнес-процессов, кадровый консалтинг, некоторые виды услуг в области корпоративных финансов. Окончательные детали разделения PwC еще прорабатываются, однако уже сейчас ясно одно: под торговой маркой PricewaterhouseCoopers в будущем будут оказываться услуги аудита, консалтинга, бухучета, а также налоговые консультации. По сути PwC возвращается к модели, в которой она существовала бы 10 - 20 лет назад, а все наиболее технологичные и многообещающие отрасли ее деятельности станут отдельными корпорациями.

Несомненно, основной причиной решения группы стало усиливающееся давление на компании "пятерки" (да и на другие консультационно-аудиторские группы) со стороны американской администрации: в конце 1999 года власти США, резонно полагая опасным для клиентуры совмещение столь многих функций в рамках одной компании, ужесточили требования к аудитором. По сути у PwC и ее коллег-конкурентов отнимали право активно влиять на расстановку сил на мировом рынке: аудитор, например, не мог одновременно заниматься бизнес-аутсорсингом, привлечением корпоративных финансов для клиента и аудитом. Мало того, у "пятерки" отнимали большие надежды на вложение средств в Интернет-бизнес: PwC, зная лучше других, как будет формироваться e-commerce во всем мире, не имела бы прав воспользоваться этими перспективами. Поэтому, собственно, в ноябре 1999 года и появилась впервые идея о разделе группы.

В феврале 2000 года идея превратилась в бизнес-план, а до конца года PwC окончательно станет группой независимых компаний. Вероятно, конкуренты группы будут искать схожие решения для своего бизнеса, "очищая" первоначальный бухгалтерский аудит от перспективных наслоений Интернет-эпохи.

Еще по теме

архив
Крупнее, еще крупнее…
КОНСАЛТИНГОВАЯ и аудиторская группа KPMG в феврале опубликовала исследование "Обзор-2000", посвященное анализу международных сделок по слиянию и поглощению компаний в 1999 году. Несмотря на то что в начале 2000 года произошло несколько крупных сделок (в частности, слияние MCI и Worlcom, Vodafone Airtouch и Mannesmann, SKB и Glaxo Wellcome), основные выводы, сделанные авторами "Обзора", вероятно, будут актуальны и для текущего года. Главное, что отмечают исследователи KPMG, - это тот факт, что мировой центр слияний переместился из Нового Света, где он получил невиданное ранее распространение, в Европу. В прошлом году активнее всего покупали иностранных конкурентов британские компании, а в целом на Европу пришлось в 1999 году 73% таких сделок. Главным "продавцом компаний" стали Соединенные Штаты: на их долю, согласно данным KPMG, приходится 37% всех проданных зарубежным игрокам компаний (что, кстати, позволяет говорить о лидерстве США в привлечении иностранных инвестиций на внутренний рынок - сумма всех сделок составила $293 млрд).
Крупнее, еще крупнее…
архив
Дефицит мобильности
КОГДА на улице минус десять, стоять в очереди холодно. И вообще - солидные люди в очередях не стоят, их время стоит недешево. Тем не менее в конце февраля перед офисами продаж московской компании "Мобильные ТелеСистемы" в очередях стояли прилично одетые граждане, многие из которых припарковали за углом свои "девятки" и "фелиции". По их начищенным ботинкам и модельным сапожкам прогуливалась поземка, их дубленки и свингеры продувались ветром. Большой радости на их лицах не наблюдалось, но и разочарования тоже. Эти люди - как и в январе, апреле и октябре ушедшего года - были твердо намерены приобрести сотовый телефон. Поразительно, но новые тарифные предложения, выдвинутые МТС - действительно революционные! - вызвали очереди. Хорошо просчитанный маркетинговый ход вызывает резкий рост спроса, и это так же скучно, как Philips Aeon за $50. Как говорил диссидент-классик по гораздо более унылому поводу, "теперь это стало в порядке вещей".
Дефицит мобильности