Top.Mail.Ru
бизнес

Авиакомпании готовятся к банкротствам

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Запреты на перелеты и паника в обществе в связи с пандемией коронавируса ударили по авиакомпаниям настолько сильно, что некоторые из них уже пали «жертвами COVID-19».

Иностранные авиакомпании вспомнили 11 сентября

Ощутимый удар вирус нанес по Korean Air — национальному авиаперевозчику Южной Кореи. Как сообщает местный авиационный портал Sam Chui, компания разослала своим сотрудникам предупреждения о возможных сокращениях в связи с угрозой распространения заболевания. В настоящий момент из 145 воздушных судов авиакомпании лишь 45 остаются в эксплуатации, а из-за низкого спроса Korean Air стала заменять двухэтажные Airbus A380 на популярных рейсах в Париж, Нью-Йорк и Лос-Анджелес на менее вместительные Airbus A330 и Boeing 787 Dreamliner.

О масштабном падении спроса на перелеты в регионы с большим количеством зараженных сообщают крупнейшие авиакомпании мира. Так, о сокращении рейсов в Азию объявили британские Virgin Atlantic и British Airways, немецкая Lufthansa, голландская KLM, американская United Airlines и другие. Также появляются сообщения о принудительном увольнении сотрудников: о сокращении штата на 250 человек заявила латвийская AirBaltic, крупнейшая компания в Прибалтийском регионе; кроме того, компания отменила уже 580 рейсов, запланированных с 23 марта по 31 мая.

Небольшим и нишевым игрокам на рынке авиаперевозок приходится особенно тяжело: так, британская Flybe, дочерняя компания крупного авиаперевозчика Virgin Atlantic, 5 марта объявила о своем закрытии. При этом Flybe после перехода под контроль структур Брендана Роджерса в конце 2019 года планировала привлечь инвестиции в размере 100 млн фунтов от британского правительства, но так и не получила их. В результате после закрытия авиакомпании биржа труда пополнится 2400 сотрудниками, а многие районы Великобритании останутся без авиасообщения, так как Flybe занимала важное, а на ряде маршрутов — и монопольное положение на рынке региональных авиалиний, особенно в Шотландии.

Как заявил «Ко» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, «отрасль по всему миру ждет глубочайший кризис, не сравнимый даже с тем, что было после террористических атак в США 11 сентября 2001 года. И больше всего опасений авиаперевозчикам внушает отсутствие продаж билетов на летний период, что уже лишает их существенной части прибыли».

При этом жалобы туроператоров на проваленный сезон на фоне кризиса в авиации, как считает Гусаров, выглядят несколько несоразмерно, поскольку авиабизнес обладает более высокой степенью ресурсоемкости, его издержки будут несопоставимо выше.

У российского правительства закончились льготы

Российский авиарынок подвергся жестким ограничениям: в страны с большим количеством случаев заболевания COVID-19 теперь можно летать только «Аэрофлоту» и лишь через терминал F в аэропорту Шереметьево, в котором теперь несут круглосуточное дежурство бригады врачей. Дочернее предприятие «Аэрофлота», лоукостер «Победа», закрыло рейсы в главный очаг распространения коронавируса в Европе — Италию: полеты в Бергамо, Пизу, Рим, Римини и Тревизо отменены с 11 марта. Также о сокращении полетной программы объявила и S7: крупнейшая частная авиакомпания России отменила полеты в Италию, Испанию, Францию и Германию.

Как заявил «Ко» ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Андрей Крамаренко, «ныне сложившаяся в авиационной отрасли ситуация напоминает обстановку 2014–2016 годов, когда из-за резкого падения курса рубля и внешнеполитической ситуации, повлиявшей на закрытие рейсов в Турцию, Египет и Украину, авиакомпании потеряли около 30 % рынка». Тогда правительству удалось компенсировать потери как государственных, так и частных авиаперевозчиков за счет предоставления существенного льготного пакета: в частности, и по сей день иностранные авиакомпании платят за обслуживание в российских аэропортах значительно больше отечественных авиаперевозчиков.

По мнению Крамаренко, на данный момент возможности госпомощи существенно ограничены, так как российские авиакомпании уже обладают слишком большим количеством льгот, и при самом негативном сценарии развития событий возможно полное самоустранение государства от проблем авиарынка.

При этом IATA еще в январе призвала государственные органы всех стран мира оказать авиаперевозчикам все возможные меры поддержки. Как полагает Гусаров, без помощи правительства отрасли не обойтись: «Авиакомпании дают миллионы рабочих мест, поэтому любые сокращения приведут к росту социальной напряженности». При этом, по мнению Гусарова, госорганы могут облегчить участь авиакомпаний самыми простыми шагами, в частности, введением для отрасли налоговых каникул. Пока отечественные авиакомпании не объявляли о планах по сокращению штатов. Эксперты полагают, что это связано с ожиданиями мер со стороны властей.

Главные надежды на лоббирование интересов авиабизнеса участники рынка возлагают на Александра Нерадько, который длительное время был главой Росавиации, а сейчас по совместительству занимает пост заместителя министра транспорта в правительстве Михаила Мишустина.

При нынешнем кризисе главной статьей в графе «Убытки» станет лизинг самолетов, так как большинство воздушных судов всех российских авиакомпаний взяты в аренду именно по такой модели, причем оплата идет в иностранной валюте, что усугубляет ситуацию.

Как отмечает Гусаров, если поставить самолеты «на прикол», то нужно будет тратить деньги не только на консервацию, но и на лизинговые платежи, а это — около 300 тыс. долларов в месяц за борт. Вернуть же воздушные суда лизинговой компании сложно, так как контракты обычно заключаются на длительный срок (8–12 лет), а за их досрочное прекращение придется платить гигантскую неустойку.

В связи с нынешней ситуацией эксперты вспоминают банкротство «Трансаэро», компании, которая когда-то находилась в лидерах российского авиарынка. «Трансаэро» заказала большое количество новых самолетов, но грянувший кризис 2008 года вынудил поставить их на консервацию. Затраты на содержание стали неподъемным грузом, компания начала утопать в долгах, пока в 2015 году владельцы не поняли, что спасти авиаперевозчика уже невозможно. Сейчас же в ситуации, аналогичной «Трансаэро», находятся практически все авиаперевозчики.

Компенсировать убытки за счет более дешевого топлива авиаперевозчикам, скорее всего, не удастся. Андрей Крамаренко полагает, что небольшое снижение цен на авиакеросин в России по просьбе правительства возможно, но отечественным нефтяным компаниям «тоже хочется кушать», поэтому они вряд ли захотят уходить в минус. Зарубежные авиакомпании также не смогут в полной мере воспользоваться низкими ценами, так как обычно закупки авиакеросина хеджируются — то есть рассчитываются по фиксированной цене на год вперед.

Акции авиакомпаний уже являются одними из главных аутсайдеров после обострения ситуации с коронавирусом. Так, акции американской авиакомпании Delta Air Lines за последнее время потеряли около 22 % своей стоимости, европейские перевозчики Air France — KLM и Lufthansa испытали падение в 12 и 9 % соответственно. Бумаги «Аэрофлота» — не исключение: с середины февраля 2020 года падение их стоимости составило 42 %. Неясные перспективы, введение все новых ограничений в связи с вирусом провоцируют усугубление просадки. На биржах разворота медвежьего тренда не предвидится.

Еще по теме