Банки и МФО обязали указывать в рекламе минимум и максимум кредитной ставки
С 23 октября реклама кредитных продуктов банков и микрофинансовых организаций не может сообщать только о привлекательных для потенциальных заемщиков ставках финансовых продуктов. В текстовой и звуковой рекламе, в том числе в мобильных приложениях и на сайтах, кредиторам предстоит указывать весь диапазон полной стоимости займа либо кредита.
Требования распространяются также на публикации в мобильных приложениях и на сайтах. Шрифт рекламного сообщения необходимо делать единым и не маскировать часть параметров предложения. Реклама должна наглядно предоставлять полную информацию о дополнительных платных товарах или услугах для оформления кредитного продукта по более выгодной ставке.
В ЦБ считают, что новые требования к рекламным продуктам финансовых организаций помогут заемщикам внимательнее относиться к дополнительным условиям кредитных договоров и здраво оценивать потенциальную финансовую нагрузку.
«Живи сейчас, плати потом»
Согласно опросам ВЦИОМ, за десять лет спрос на кредиты у россиян вырос в полтора раза, однако в 2022–2023 годах уровень кредитной активности стал ниже. Летом этого года спрос на кредитные продукты соответствовал скорее уровню 2015-го, но кредиты есть у 46% граждан. Особую обеспокоенность экспертов вызывает кредитная активность людей в возрасте старше 60 лет, поскольку эта категория заемщиков располагает меньшими возможностями по увеличению своих доходов для обслуживания кредитных обязательств.
С 2015 года в России действует институт банкротства физических лиц. По статистике Федресурса, в первом полугодии текущего года банкротами объявили себя почти 163 тысячи граждан — на треть больше, чем годом ранее. Чаще всего к процедуре банкротства прибегают заемщики, оформившие потребительские кредиты. Лидерами по числу граждан-банкротов стали столичная агломерация, Краснодарский край и Свердловская область.
Действия регулятора
С 1 сентября этого года ЦБ повысил надбавки к коэффициентам риска в случае необеспеченных потребительских кредитов. Мера была принята для повышения устойчивости банков при увеличении потерь. Регулятор отмечал, что новые условия способны замедлить рост кредитования: обновленные стандарты коснулись 82% выдач по кредитным картам и 66% — по кредитам наличными средствами.
В августе темпы роста потребительского кредитования ускорились до 2,4%. Для снижения рисков перегрева рынка Банк России принимает дополнительные профилактические меры: с 1 октября вводятся новые лимиты выдачи необеспеченных кредитов. Так, в четвертом квартале кредиты заемщикам с показателем долговой загрузки выше 80% и кредиты со сроком более пяти лет не должны в отдельности превышать 5% выдач. В ЦБ рассчитывают, что по итогам года удастся обеспечить более сбалансированную структуру кредитования и замедлить темпы роста кредитного портфеля.
Ожидается, что в июле 2024 года в России начнет действовать закон о самозапрете на выдачу потребительских кредитов. Подробнее о сути законодательной инициативы читайте в материале «Компании».