Top.Mail.Ru
рынки

«Батя» вместо «Бэтмена»: голливудские студии оставили российский прокат без премьер

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ / Legion-Media

Голливудские гиганты The Walt Disney, Warner Bros., Sony и Paramount приостановили в России прокат фильмов. Для поддержки проката кинотеатры покажут кассовые отечественные киноленты, а российские премьеры выйдут раньше запланированной даты. Близкий к одной из крупнейших российских киностудий источник уверяет, что об отмене премьер других иностранных кинокомпаний речи пока не идет. Однако для российского кинопроизводства приостановка показа зарубежных блокбастеров — «шанс реабилитироваться».

В первый день марта студии The Walt Disney, Warner Bros., Sony и Paramount приостановили выпуск в российский прокат своих лент. Таким образом в РФ были отменены премьеры «Бэтмена» (релиз — 2 марта), «Морбиуса» (24 марта), «Соника-2» (31 марта), мультфильма «Я краснею» (10 марта).

Студии планировали в этом году выпустить такие ленты как «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», «Фантастические твари: Тайны Дамблдора», «Тор: Любовь и гром», «Аватар 2» и «Человек-паук: Через вселенные 2».

Зарубежные, а в первую очередь голливудские фильмы составляют основу экономики российского кинопроката, что подтверждается данными государственного Фонда кино, пишут «Ведомости». По итогам всего 2021 года, на долю голливудских лент пришлось 74,4%, а в 2019-м показатель составлял почти 78%. Между тем, пандемия все еще влияет на российский кинопрокат: в 2021-м кассовые сборы составили почти 41 млрд рублей, что на 26,6% меньше, чем в 2019 году.

Свое решение крупнейшие студии объяснили конфликтом на Украине, где с 24 февраля Россия проводит спецоперацию, и последовавшими за этим событиями, которые названы «гуманитарным кризисом», следует из заявлений студий.

Официально отменены показы проектов The Walt Disney, Warner Bros., Sony и Paramount. Об отмене показов лент других иностранных киностудий речи пока не идет, сообщил источник «Компании», близкий к одной из крупнейших российских киностудий. В ближайшее время эта студия планирует показ фильма одной из стран ЕС, и его отмена, по словам собеседника журнала, пока не обсуждается.

Потери российских кинотеатров в марте 2022 года из-за отмены голливудских премьер могут составить около 5 млрд рублей, считает главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев. При этом выпадающие доходы кинотеатров на фоне пандемии и настроений публики составляют порядка 3 млрд рублей.

По данным Comscore на 2021 год, кассовые сборы голливудских фильмов в России составили лишь $601 млн, или примерно 2,8% мировых продаж билетов.

Возвращение отечественного, но какой ценой

Для поддержки отечественного кинематографа крупнейший прокатчик «Централ партнершип» решил выпустить ряд российских фильмов раньше запланированных премьер. По словам гендиректора ЦПШ Вадима Верещагина, дату релиза уже поменяла созданная при поддержке Минкультуры комедия «Хочу замуж» с Милошем Биковичем и Кристиной Асмус. Также ЦПШ вернет в прокат «Холопа» (сборы в РФ более 3 млрд рублей), «Движение вверх» (сборы — 2,94 млрд рублей), «Батю» (506,7 млн рублей) и другие.

«Что будет с российским прокатом? Наконец-то будут показывать отечественное кино», — заявила «Компании» кинопродюсер Айсурат Шаманова. По ее словам, многие сети кинотеатров в последнее время отказывались брать российское кино в прокат, полагая, что больше заработают на зарубежных блокбастерах.

Шаманова надеется, что сложившаяся ситуация — «шанс как-то реабилитироваться» российскому кинопроизводству. «Очень плохо, что это происходит такой ценой, но я думаю, что мы не пропадем без голливудских фильмов», — добавила она.

Источник «Компании» не исключает, что отечественное кино сможет на время заменить зарубежные блокбастеры, поскольку «люди ко всему привыкают», да и у российских фильмов всегда была аудитория. Однако, по его словам, кинотеатры пустуют уже сейчас, но не из-за отмены премьер, а из-за «настроения» зрителей на фоне происходящего на Украине.

При этом источник сомневается, что кинотеатры в текущей обстановке станут повышать цены — скорее наоборот. Возможный объем доли пиратского контента увеличит не отсутствие голливудских премьер, а прекращение работы онлайн-кинотеатров, отметил собеседник «Компании».

еще по теме:
Мыслить как Netflix
Зачем российские стриминги снимают кино и как устроен их бизнес
кино, видеосервис, стриминг

В российских онлайн-кинотеатрах иностранные новинки появляются через неделю после премьеры, отметил гендиректор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. По его словам, рынок видеосервисов ощутит последствия решения Голливуда лишь через месяц.

Однако с российского рынка уже уходит один из крупнейших онлайн-кинотеатров — Megogo. По данным «ТМТ консалтинг», по итогам января-июня 2021 года он занимал четвертое место с долей рынка 7,4%. Компания вынуждена была пойти на такой шаг из-за отзыва франшизы основателями бренда (онлайн-кинотеатр в 2011 году запустил украинский бизнесмен Владимир Боровик), объяснил «Ведомостям» гендиректор Megogo Виктор Чеканов.