Байкал того стоит
Перенос маршрута трубопровода в обход озера Байкал – это абсолютно правильное, вполне корректное действие, даже несмотря на некий пропагандистский привкус. И неважно, опасен этот трубопровод для Байкала или нет, не в этом дело. Дело в самом озере.
Байкал – уникальное, не имеющее аналогов в мире хранилище великолепного качества пресной воды, которое можно назвать «экологическим шедевром». Озеро настолько велико, что техногенные возможности человечества, сосредоточенные в этом регионе, не позволяют нарушить экосистему Байкала – кишка тонка. В настоящее время целлюлозно-бумажный комбинат, расположенный вблизи этого озера, выбрасывает в Байкал некоторое количество (не буду грузить читателя цифрами) очищенных стоков, не идентичных по своему химическому составу уникальной воде Байкала. В результате чего эндемическая флора и фауна, то есть уникальные организмы, существующие только в данной экосистеме (которых всего 40 000 видов), подавлена в радиусе где-то 5 км от ЦБК. С точки зрения размеров озера – абсолютно ничтожный факт, не достойный никакого внимания.
Для того чтобы читатель представил себе размеры этого водоема, нужно вообразить, что если все человечество будет пить и использовать в пищу исключительно воду Байкала, то это вообще не окажет влияния на уровень поверхности озера – природа этого даже не заметит. Вода Байкала по своему химическому и минеральному составу является лучшей в мире. Она биологически активна в отличие от всех других минеральных вод, которые добываются в местах, где жизни нет и быть не может.
Ни ЦБК, ни трубопровод не в состоянии нанести экологический ущерб экосистеме Байкала. Эти опасения сильно преувеличены крикливой кампанией природозащитников, которые, как правило, не опускаются до серьезных аргументов не только экономического, но даже профессионально-экологического характера. Хотя я полагаю, что экспертиза «Транснефти» была профессиональной. Тем не менее экологическая угроза не имеет большого значения. Значение имеет само озеро как ценнейший природный объект, принадлежащий нашей стране. Если мы собираемся заниматься ресурсами и возможностями Байкала как уникального места для туризма, источника чистой воды, который в перспективе может представлять не меньший экономический интерес, чем нефть и газ, то мы должны думать об имидже Байкала и его воды. С этой точки зрения те ничтожные суммы и те ничтожные проблемы, которые возникают из-за переноса трубопровода, теряют свое значение.
Вопрос примерно таков: надо ли гадить рядом с памятником мирового значения? Дальше выясняется, оказывает ли процесс загаживания влияние на фрески и иконы? Может, оказывает, возможно, и нет, но можно же и не гадить. Оно того стоит. Байкал достоин того, чтобы идти на расходы в случае, если мы собираемся реализовать национальный проект развития этого объекта как уникального ресурсного экологического комплекса. В рамках данного национального проекта расходы на перепрофилирование или перенос комбината, а также на перенос нефтепровода стоимостью 900 млн долларов, абсолютно оправданны.
Наблюдая все происходящее, я надеюсь, что рано или поздно такой проект будет принят и Байкал станет использоваться по своему основному назначению, а не в целях сброса в него идеально очищенных стоков целлюлозно-бумажного комбината.