Берегись автомобиля
Крупнейшими российскими страховыми компаниями владеют либо прагматичные «временщики», инвестирующие в них с целью последующей перепродажи, либо, что встречается существенно реже, дальновидные инвесторы, рассчитывающие занять в будущем львиную долю отечественного страхового рынка. Но по сравнению с полуторатысячной армией страховщиков, это капля в море.
Будущее большинства российских страховых компаний довольно туманно и в значительной степени зависит от того, по какому пути пойдет развитие страхового рынка. Есть два основных прогноза. По одному из них, после введения обязательного страхования АГО и разрешения иностранным страховщикам «заниматься жизнью» рынок будет довольно быстро поделен между несколькими крупными страховыми компаниями (местными и зарубежными) – так, как это произошло в большинстве стран Восточной Европы. Например, в Польше 80% страхового рынка контролируется всего четырьмя компаниями (см. интервью с партнером McKinsey Ириной Швакман).
Другой вариант развития рынка более умеренный и не предполагает больших скачков. То есть рынок развивается прежними темпами, страхование АГО оказывается не таким уж прибыльным, а приход крупных иностранных страховщиков почему-то задерживается (у них своих проблем хватает – надо выплачивать убытки от терактов и наводнений, биржевая стоимость акций падает и т.д.). Налицо и явная неготовность большинства наших страховых компаний к продвижению в регионы, то есть к формированию агентской и филиальной сетей для продажи своих продуктов и эффективной работы с убытками по АГО.
Если ни автовладельцы, ни страховщики не проявят необходимой активности, то не исключено и развитие событий по крайнему, украинскому варианту, когда после нескольких лет действия Закона об АГО застраховалось лишь 20% автовладельцев. Нельзя отрицать и массовую неготовность граждан к расходованию средств на такую эфемерную вещь, как страхование жизни.
Последний сценарий предполагает довольно мягкий переход отечественного страхового рынка в новое состояние. По оценке «Объединенной финансовой группы» (ОФГ), через несколько лет рынок будут контролировать до 20 – 30 ведущих компаний, занимая 80% от его совокупного объема. Аналогичный прогноз дает сенатор Илья Ломакин-Румянцев (до 2000 года возглавлявший департамент страхового надзора Минфина). По его мнению, через несколько лет на страховом рынке останется около 400 участников, среди которых будет 25 – 50 компаний общероссийского масштаба, и к ним добавятся еще несколько известных западных страховщиков (которые придут со своим брэндом и рекламной стратегией).
По всей видимости, останутся «непоглощенными» региональные компании, занимающие какую-то исключительно выгодную позицию в регионе и пользующиеся поддержкой местных властей. А также кэптивные страховщики крупнейших корпораций, которые вряд ли откажутся от удовольствия «прокачивать» через них средства с самыми разными целями.
Этапы большого пути
Если вспомнить 15-летнюю историю отечественного страхования, то первоначально, на рубеже 1990-х годов, страховые компании создавались не столько теми, кто что-то понимал в страховании, а теми, кто умел управлять финансовыми потоками и осознавал особую прелесть налогового режима для страховщиков. До последнего решения о повышении уставного капитала в 1998 году компанию можно было организовать, имея на руках всего $10 000. При этом разумные менеджеры старались повысить капитализацию, привлекая деньги банков и крупных корпораций и вкладываясь в информационное обеспечение, офисы и развитие клиентской базы. Они же становились совладельцами быстро развивающихся компаний.
Первые переделы собственности на рынке страхования начались в 1997 – 1998 годах, в преддверии законодательного повышения минимального уставного капитала. Тогда крупные компании – такие, как «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», РОСНО, сделали много приобретений, и это была первая волна слияний и поглощений на страховом рынке. Потом, в 1999 – 2000 годах на рынок пришли ориентированные на экспорт компании с избытками средств, для которых необходимо было найти применение. Началась вторая волна передела. Именно тогда новые владельцы появились у «Ингосстраха» (правда, триумвират «Базового элемента», «НАФТА-Москвы» и MillhouseCapital, который получил осенью 2001 года контроль над компанией, до сих пор втянут в судебные разбирательства с предпринимателем Андреем Андреевым, утверждающим, что 76% «ингосстраховских» акций у него отняли обманным путем). Тогда же МДМ-банк приобрел около 33% акций «РЕСО-Гарантия» (в прошлом году они были выкуплены обратно менеджментом компании). Несколько раз меняло своих собственников РОСНО, выбирая в каждый момент наиболее влиятельных – сначала группу «Мост», потом АФК «Система» и, наконец, немецкую Allianz, которая купила у АФК «Система» в конце 2001 года 45% акций РОСНО за $30 млн (47% акций остается при этом у АФК «Система»).
Сделка Allianz обозначила новую тенденцию покупок и продаж на страховом рынке. Теперь страховыми компаниями заинтересовались финансовые структуры, и началась череда приобретений страховщиков банками и инвестиционными группами. Первой крупной сделкой явилась покупка в июле 2001 года «Альфа-групп» страховой компании ВЕСтА, ранее входившей в сферу интересов акционеров «Вимм-Билль-Данн» и имевшей разветвленную сеть филиалов. Впоследствии компания ВЕСтА стала называться «АльфаСтрахование».
В течение того же 2001 года был в несколько приемов приватизирован «Росгосстрах»: консорциум во главе с «Тройкой-Диалог» приобрел 49% акций компании примерно за $40 млн. Эксперты признают эту сделку самой серьезной за прошедшее время, поскольку инвесторы, не владея контрольным пакетом компании, уже вложили в нее около $50 млн и собираются вложить еще около $200 млн. На рынке существует мнение, что опытный финансист Рубен Варданян (глава «Тройки-Диалог») планирует сделать из бывшего советского «монстра» современную компанию, поднять ее стоимость и через несколько лет продать. В свою очередь, Ломакин-Румянцев считает это мнение ошибочным: по его словам, чтобы «отбить» вложенные 200 млн, «Росгосстраху» потребуется до десяти лет – ведь продавать компанию надо на «верхе цены». По оценкам других экспертов, планируемой суммы просто не хватит для «приведения в порядок» столь крупной организации, и инвестиций потребуется на порядок больше.
Череда приобретений продолжилась в марте 2002 года: НИКОЙЛ купил еще одного «чемпиона» по сбору премий – Промышленно-страховую компанию. Сумма сделки неизвестна, но, по утверждению собеседников «Ко», стороны остались очень недовольны друг другом.
Между тем большинство экспертов считают, что на настоящий момент почти все крупные компании уже определились со своими главными собственниками, кроме, возможно, «РЕСО-Гарантии», которой все еще владеют около 20 компаний и менеджмент.
В «супермаркет» за страховкой
В последнее время в кругах страховщиков модно обсуждать идею комплексного финансового ритейла. Так «АльфаСтрахование» удачно «кооперируется» для обслуживания клиентов с Альфа-банком, продавая через его сеть свои страховые продукты. «Автобанк – НИКОЙЛ – Страхование» – один из немногочисленных примеров классического финансового супермаркета, который мы сейчас активно строим и где уже имеем конкретные результаты», – говорит первый заместитель генерального директора ПСК Алексей Галахов.
Идея «супермаркета» вполне логична, если ожидать в ближайшие годы рост продаж в финансовом ритейле. Генеральный директор СК «АльфаСтрахование» Владимир Скворцов считает, что уже сейчас есть большой эффект от перекрестных продаж страховых продуктов банковским клиентам и наоборот (cross-selling), однако полной интеграции не будет еще как минимум несколько лет.
Руководство «Ингосстраха» также не проявляет особого оптимизма. В компании считают, что идея «финансовых супермаркетов», заимствованная из опыта развитых стран, в России пока что не прижилась: если у человека есть банковские счета, он пользуется потребительским кредитом и самостоятельно инвестирует свои накопления, для него вполне естественно сведение всех финансовых операций «под одну крышу». Но в условиях, когда страхованием в России пользуется лишь 18% населения, и при общем недоверии к финансовым институтам, вся идея, по мнению представителей «Ингосстраха», несколько «повисает в воздухе».
«Ингосстрах» судит о подобных экспериментах не понаслышке. Незадолго до кризиса 1998 года предыдущие владельцы компании уже пытались в содружестве с аффилированным Автобанком построить свой «финансовый супермаркет». О том, к чему это привело, свидетельствуют хотя бы балансовые дыры Автобанка и недокапитализированность «Ингосстраха». Кстати, Олег Дерипаска, нынешний хозяин «Ингосстраха», весьма своеобразно решил проблему повышения капитализации компании, пригласив в партнеры влиятельного финансиста Александра Мамута и страховую компанию «МАКС», созданную главой Пенсионного фонда Михаилом Зурабовым. Надо ли говорить, кто получит преференции в случае реализации затеянной Пенсионным фондом реформы системы обязательного медицинского страхования. Тем более что «Базовый элемент» явно намерен создать на страховом рынке некоторое подобие «Русала». По некоторым сведениям, «Базэл» собирается участвовать в приватизации очередного выставляемого на аукцион пакета «Росгосстраха» (26% минус 1 акция). Видимо, Дерипаска рассчитывает хотя бы таким образом осуществить свою давнюю мечту и перепродать свои страховые активы AIG.
Между тем, по словам директора московского представительства GeneralCologneRe Капитолины Турбиной, на Западе популярность «супермаркетов» финансовых услуг (bankassurance) в течение последних двух лет явно пошла на спад – там страховые компании стали освобождаться от банков и наоборот. Причина – принципиально разный менеджмент банковских и страховых продуктов (наступление страхового случая все же существенно отличается от вдруг наступившего непреодолимого желания клиента банка снять деньги со счета).
Что же касается России, то, по мнению зам. завкафедрой управления страховым делом Государственного университета управления Александра Цыганова, «на данный момент у нас существует ощутимая проблема подготовки универсальных банковских и страховых менеджеров по работе с клиентами». А первый зампредседателя правления СК «Прогресс-Гарант» Дмитрий Черваков обращает внимание на то, что «малейший сбой в работе любого из звеньев такого «супермаркета» вызовет негативную реакцию клиентов и способен свести «на нет» все выгоды от их создания».
«Коты в мешках»
Интересно, что продажа страховых компаний (даже самых успешных и крупных) очень часто приводит к смене их топ-менеджмента. За примерами далеко ходить не надо – после покупки стратегическим инвестором менеджмент сменился и у ПСК, и у «России», и у ВЕСтА (в последнем случае оппозиционеры даже создали свою компанию). Подобную ситуацию можно наблюдать только в России, и, по мнению Капитолины Турбиной, логически это совершенно необъяснимо: если компания занимает хорошую позицию на рынке и обладает хорошими технологиями работы с клиентами, то совершенно ясно, что это заслуга именно топ-менеджеров и что такая компания должна стоить немалых денег. Если же новый владелец «выкидывает» старый менеджмент и собирается делать компанию как бы «с нуля», то совершенно непонятно, зачем было тратить огромные деньги на ее покупку.
Так что же в результате купил новый владелец? Здание (которое можно предварительно вывести из активов), клиентскую базу (которая может уйти вместе со старым менеджментом) или раскрученный брэнд (который можно и поменять, как это произошло при покупке «Альфа-групп» ВЕСтА). Остается предположить, что сегодня наступило время покупать не страховые компании, а топ-менеджмент – если, конечно, покупатель хочет заниматься именно страховым бизнесом, а не использовать страховую компанию как прикрытие для «серых» схем или вывоза капитала. Впрочем, откровенная скупка менеджмента на нашем рынке вряд ли возможна, и подобная агрессивная политика будет так или иначе наказана: достаточно упомянуть бывшего гендиректора СК «Прогресс-Гарант» Марата Айнетдинова, не сумевшего «благополучно» перейти в СК «Россия».
Другая трудность, с которой сталкивается покупатель страховой компании – это ее крайне запутанное «генеалогическое древо»: по оценке экспертов, в 80% случаев формальные собственники компаний совершенно не соответствуют реальным. Реальными владельцами являются, как правило, «дедушки», организующие и финансирующие «внучек». И не только в случае участия в компании западного капитала (это, вопреки всеобщему убеждению, не такой частый случай). Так что приобретение практически любого страховщика, работающего на рынке, автоматически превращается в покупку «кота в мешке».