Top.Mail.Ru
архив

Без базара

Польша по развитию розничной торговли обгоняет Россию лет на семь. Сегодня доля супермаркетов и гипермаркетов в торговле этой страны в 90 раз выше, чем аналогичные показатели в России.

До 1994 года, когда в Польше появились первые супермаркеты, структура местного ритейла практически не отличалась от российской: среди предприятий торговли преобладали государственные магазины площадью 30 - 40 кв. м, а уровень обслуживания был вполне сравним с советским сервисом: торговля с прилавка, оплата в отдельно стоящей кассе, получение товара только после стояния как минимум в двух очередях.

Но в середине 90-х на территории Польши начали открывать супермаркеты иностранные инвесторы. На местный рынок пришли практически все крупнейшие европейские сети. В числе первых - Metro, Casino, Auchan, Carrefour.

Спустя три года после появления первых супермаркетов в Польше закрылось 17% "обычных" продуктовых магазинов. В 1994 году их насчитывалось 160 тыс., в 97-м - 133 тыс., и налицо тенденция к дальнейшему уменьшению их количества. Супермаркеты же, напротив, "плодятся и размножаются". Не так давно новый для себя регион стала осваивать английская Tesco.

К концу 1997 года в стране насчитывалось полторы тысячи супермаркетов и 57 гипермаркетов. Они работают намного эффективнее прежних магазинов. И хотя мелкие магазины по-прежнему являются наиболее распространенной формой организации торговли (они составляют 74% от общего числа торговых точек), на них приходится только 45% продовольственного товарооборота. В то же время на супермаркеты и гипермаркеты, составлявшие в 1998 году лишь 2% от общего количества предприятий торговли, приходится 18% общенационального товарооборота. При этом, согласно исследованиям McKinsey & Company, в традиционных польских магазинах цены на 6% выше, чем в супермаркетах, и на 9% превышают цены гипермаркетов.

В мелкие магазины покупатель продолжает ходить по двум причинам. Либо ему нужен определенный товар: в специализированном магазине, к примеру, сыров больший ассортимент, чем в самом хорошем супермаркете. Либо магазин расположен по соседству: мелкие торговые точки легко встраиваются и в жилые, и в деловые кварталы - в отличие от гипермаркетов, которые, как правило, находятся на окраине и по этой причине удобны только для автовладельцев.

Поэтому традиционные магазины сохраняются при любом уровне развития торговли в стране. Но их доля в товарообороте становится все меньше и меньше.

Польские базары не оказывают такого влияния на торговлю, как в России. Открытые рынки прежде всего предназначались для торговли непродовольственными товарами. И сегодня лишь 5% общего товарооборота базаров приходится на продукты. В Польше насчитывается 2412 постоянно действующих и 5500 сезонных рынков. Базары первыми предложили полякам импортные продукты питания, но сегодня продовольственные рынки не могут конкурировать с супермаркетами - ни по ценам, ни по сервису, ни по ассортименту. Доля базаров в продовольственном товарообороте страны лишь 3%, причем большую часть продуктов (овощи, фрукты, молоко и проч.) продают на рынках непосредственно крестьяне.

Супермаркетов и гипермаркетов в Польше становится все больше. Почти всегда они входят в состав крупных международных сетей. 80% польских супермаркетов принадлежат западным компаниям.

У Польши более благоприятный, чем у России, рейтинг риска. В Польше четкое налоговое законодательство и множество льгот для крупных инвесторов. Да и законы там меняются не так часто, как в России.

Западные инвесторы идут на рынок лишь под местное производство. Магазины Metro появились в Польше после того, как традиционные поставщики компании открыли на территории страны свои предприятия. Уровень развития польской пищевой промышленности позволяет супермаркетам приобретать свыше 80% товаров на местном рынке.

Общий объем прямых иностранных инвестиций в пищевую отрасль Польши с 1990 составил $3,6 млрд. По данным McKinsey & Company на июнь 1998 года, утверждены инвестиционные планы еще на $1,3 млрд.

За счет того, что в супермаркетах и на базарах большинство продуктов местного производства, они не так разнятся в цене, как в России, где рынки уклоняются от уплаты таможенных пошлин. Все базары и прилавки зарегистрированы в органах власти и платят налоги и сборы.

Уровень бюрократии в Польше ниже российского. По данным McKinsey & Company, на регистрацию магазина в Польше уходит 0,7 месяца, а в России - 2,7 месяца. Да и взяточничество распространено не так широко, как у нас. Местные администрации понимают, что супермаркеты дают городу больше налогов, чем рынки и мелкие магазины.

Еще по теме