Top.Mail.Ru
архив

Да здравствует инфляция!

После недолгих, но ожесточенных торгов в ходе первого чтения скончался российский бюджет. По итогам парламентского заседания премьер Владимир Путин с обнадеживающей улыбкой заявил, что "правительство и депутаты дали путевку в жизнь новой экономической политике в России". На самом деле новая экономическая политика получила черную метку.

Когда правительство внесло в Думу новый проект бюджета, он с ходу вызвал негативную реакцию практически всех фракций и движений. К такой реакции в правительстве были готовы. Любому политику понятно, что бюджет, в основу которого заложены резкое повышение расходов на выплату внешних долгов и рост военных ассигнований, приведет к сокращению всех остальных статей - социальных выплат, аграрных, северных и прочих субсидий, а также к отмене большинства налоговых льгот. Мало того, проект, подготовленный Министерством финансов, предусматривал значительное перераспределение налоговых доходов от регионов в пользу федерального центра. У главного финансового закона страны почти не было преимуществ перед его предшественниками, если не считать иллюзорного профицита (ибо, если из бюджета вычесть расходы на обслуживание внешнего долга, получится все тот же дефицит). Зато у него было одно неоценимое достоинство: бюджет признавал объективную экономическую реальность. Россия сегодня - это воюющая страна-должник, которая не может не платить по долгам и неспособна остановить войну.

Этого неоценимого достоинства никто и не оценил. Всего два месяца потребовалось депутатам на то, чтобы добавить в расходные статьи бюджета 60 млрд руб. Поупиравшись на нескольких встречах согласительной комиссии, правительство поспешно изыскало скрытые резервы: новые расходы были компенсированы за счет увеличения экспортных пошлин, роста собираемости налогов и возвратности внешних кредитов. В итоге доходы казны выросли до 797 млрд руб., что составляет более 16% ВВП. Кабинет министров, таким образом, побил свой же рекорд прошлого года, когда фискальное давление на экономику составляло 14,5% ВВП.

Предвыборная обстановка диктует линию поведения, в которой нет места здравой логике. Интересы депутатов настолько очевидны, что говорить о них нет никакого смысла. В их действиях нет ничего нового, поскольку они из года в год кроят бюджет в соответствии с лоббистскими и конъюнктурными соображениями. Куда интереснее другое: почему так быстро прогнулись несгибаемые чиновники-рыночники, которые с пламенем в глазах рассказывали об опасности невыполнимого бюджета?

Причины банальны и скучны. Нынешнему правительству по большому счету все равно, каким будет бюджет. При любом исходе парламентской и президентской гонки выполнять его придется совсем другому кабинету, который будет сформирован после июньских выборов. Российские чиновники были вынуждены следовать монетаристским ценностям только под давлением Международного валютного фонда, который ревностно следит за выполнением бюджета. Однако переговоры с МВФ фактически зашли в тупик, причем по причинам, далеким от исполнения бюджета.

В итоге же бойкот России со стороны международного финансового сообщества в числе прочего привел и к расслаблению российских чиновников. Их не особенно волнует даже новый закон, предусматривающий уголовную ответственность за неисполнение бюджета. Благо уже сегодня очевидно, как можно выполнить новый виртуальный бюджет. Способ первый: действительно собрать все пошлины и налоги. В условиях прогнозируемого в 2000 году падения мировых цен на энергоносители этот вариант из области фантастики. Второй способ: недофинансирование расходных статей - проще говоря, неплатежи. Эта технология в России хорошо отработана. Однако на носу выборы, и премьер - претендент на президентское кресло вряд ли решится на эту непопулярную меру. Остается третий путь - разгон инфляции. В бюджете заложен 18-процентный рост цен. Расчеты показывают, что, если инфляция достигнет примерно 27 %, бюджет можно выполнить просто за счет номинального увеличения масштаба цен. Собственно, отчасти этим объясняются успехи налоговой политики правительства в нынешнем году. Можно только удивляться прозорливости председателя Центробанка Виктора Геращенко, который предусмотрел в своей денежной программе на 2000 год именно такой сценарий (25 - 28% инфляции).

В итоге все заинтересованные стороны остались довольны. Депутаты получили халявные 60 мрд руб., правительство - легкое бюджетное задание, а Центробанк - очередное подтверждение собственной правоты. В их рассуждениях есть рациональное зерно. После августовской девальвации и скромной примаковской эмиссии стало очевидно, что российское население предпочитает плохой инфляционный рубль неплатежам хорошей валюты.

Непонятно только, как "новая экономическая политика" согласуется с либеральными ценностями. Инфляция приведет к росту цены кредита, обесценению российских активов и дальнейшему падению рубля. Это значит, что инвестиционный подъем снова отодвинется на неопределенный срок.

Критика первоначального проекта бюджета напоминала претензии человека к зеркалу, отразившему плохой внешний вид после тяжелого запоя. Внешний вид возмутил настолько, что похмельный несчастливец попытался исправить положение с помощью косметики. Поскольку депутаты и чиновники оказались не самыми лучшими визажистами, из зеркала теперь глядит страшная морда. Знакомьтесь: это лицо новой экономической политики.

Еще по теме