Top.Mail.Ru
архив

Биржевые манипуляции

 

цена на бензин, ФАСБиржевая торговля нефтепродуктами – инструмент, хорошо зарекомендовавший себя на развитых рынках: быстрая реакция участников на малейшие изменения баланса спроса и предложения вместе с понятными правилами игры и отстроенными механизмами дают четкое понимание, куда движется цена и почему.

В России торговля нефтепродуктами через биржи началась сравнительно недавно. Власти активно призывали нефтяников продавать продукцию через этот механизм, а те в свою очередь постепенно наращивали объем торгов через биржу.

Все было хорошо, пока в конце 2010-го не выяснилось, что рост цен на топливо на розничном рынке, к которому правительство особенно внимательно в предвыборный год, нефтяные компании объясняют подъемом котировок на бирже вследствие объективных факторов – резкого роста спроса на зимнее дизтопливо, увеличения потребления авиакеросина в предновогодний период и ограниченных технологических мощностей, не позволяющих существенно повысить выработку нефтепродуктов.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не поверила в объективность причин роста цен и начала проверки, заявив по их итогам о фактах махинаций со стороны отдельных игроков и о нарушении закона о конкуренции в работе биржевых площадок. Последним дали время, чтобы ответить на претензии ФАС, после чего будет принято решение о возбуждении административных дел. Срок истекает уже на этой неделе.

Вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Тимур Хакимов подтвердил «Ко» получение материалов проверок от ФАС. «Сейчас наши специалисты изучают их. Поймите меня правильно: документ содержит в себе порядка 50 страниц, там очень много цифр, а цифры, как известно, любят точность. За несколько дней документ в полном объеме не изучить», – пояснил представитель биржи. Он уточнил, что официальная позиция биржи будет озвучена ориентировочно 4 апреля, а до этого момента господин Хакимов считает не совсем корректным делать какие-то предварительные заявления.

В свою очередь на Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса (МБНК) полагают, что биржа просто физически не могла допустить некоторые из перечисленных ФАС нарушений «в силу наших торговых технологий». «Я не говорю, что нарушений нет совсем. Но они не системные, а эпизодические, мы их корректируем в текущем порядке согласно нормативам и предписаниям регуляторов», – сказал президент МБНК Виктор Баранов.

Участники рынка признают, что биржевая торговля неф­тепродуктами – прекрасный механизм, лучше которого в мире пока еще не придумали, но злоупотребления и махинации отдельных участников рынка резко снизили его эффективность.

«Все знают, что происходит с торговлей нефтепродуктами на бирже, в чьих интересах все это делается. Но участники рынка и аналитики предпочитают вслух об этом не говорить. Вы же понимаете, что подобная откровенность весьма чревата последствиями для бизнеса компании, которая отважится все это озвучить», – заявил «Ко» представитель одной крупной инвесткомпании на условиях анонимности. Несмотря на такую неразговорчивость участников рынка, механизмы манипулирования ценами на бирже нам удалось выяснить.


Предложения участников торгов:

• активизировать и усилить контроль, осуществляемый маклерской службой биржи, за совершаемыми сделками и поведением участников торгов;
• разработать дополнительные критерии, при наличии которых сделка будет подлежать проверке маклером (как вариант, данными критериями могут стать заключение сделок исключительно между аффилированными продавцом и покупателем, а также заключение сделок на основании одномоментных встречных заявок, например с разницей во времени не более 30 сек.);
• при наличии фактов, свидетельствующих о недобросовестном поведении участников торгов, вводить временной лимит на выставление противоположных заявок по инструменту для подозреваемых в сговоре участников (например, после появления заявки по определенной цене нельзя поставить встречную заявку с той же ценой ранее чем через 1 минуту);
• рассмотреть вопрос об установлении для продавцов обоснованных требований о равномерном распределении объема товара в течение календарного месяца;
• ускорить процесс по переходу к торговле по модели индивидуального стакана с использованием общей спецификации и единого договора поставки.

По данным опроса «Ко»


 

Восемь пишем, два в уме

«О подобных нарушениях известно давно. Торговля нефтепродуктами – довольно специфический род деятельности. Нефтяники и посредники традиционно пользуются устоявшимися связями, так надежней и менее хлопотно, – рассказывает замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company Алексей Козлов. – Подобный стиль работы переносится и на биржу, покупатель и продавец договариваются о сделке вне торговой системы, а затем одновременно вводят встречные заявки, которые моментально удовлетворяются». Таким образом, сторонние фирмы даже не успевают сообразить, что происходит, а тем более поучаствовать в торгах за «лот».

«Попробуйте купить светлые нефтепродукты в европейской части, например у государственных компаний. Едва ли у вас это получится», – говорит нефтетрейдер крупной компании на условиях анонимности.
Подобные нарушения теоретически могут являться основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, предупреждают эксперты.

Вторая лазейка, активно используемая недобросовестными продавцами, – непредсказуемость предложения. До последнего времени «чужих» отсекали от торгов, выставляя заявки на продажу только в последний момент. Частично эту «серую» зону удалось закрыть после того, как биржа потребовала от участников торговли оповещения о выставляемых объемах товара за три дня до проведения торгов, однако вопрос о равномерном распределении объема в течение месяца пока не урегулирован.

Продавец может выставить на торги сразу большой объем, и «сторонняя» компания попросту не успеет подготовить достаточный для покупки объем денежного обеспечения. «Неравномерность предложения товара по времени, другими словами сезонность, технические факторы, низкая ликвидность создают неопределенность на биржевом рынке нефти и нефтепродуктов, – подтверждает Алексей Козлов. – Отсюда повышенные риски, нехватка гарантийного обеспечения (ГО), покрывающего колебания цен, отсюда и необходимость увеличения ГО, что снижает привлекательность биржевого рынка нефтепродуктов».

Фактически складывается ситуация, когда какой-то поставщик продает весь объем своих нефтепродуктов на бирже за один раз, а следующего предложения можно ждать сколь угодно долго. Причем покупателем, как правило, выступает фирма, заранее, еще до официального объявления, знавшая о тех объемах, которые будут выставлены на продажу.


Закрутить гайки?

цена на бензин, ФАСУжесточение регулирования и усиление контроля за биржевыми площадками – знакомые рецепты, предлагаемые ФАС. И альтернативы, похоже, им нет. Отвечая на вопрос, почему служба не выйдет с инициативой введения госрегулирования цен на нефтепродукты, замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин отметил, что «госрегулирование не является панацеей и эффективным способом воздействия на ценовую ситуацию». Он привел пример с введением регулирования на услуги по обеспечению авиатопливом – услуги автозаправочных комплексов и хранилищ. Но когда стали утверждаться регулируемые тарифы, они оказались выше, чем были в условиях нерегулируемых цен. «Поэтому не всегда госрегулирование является эффективнее рыночного ценообразования», – пояснил представитель ФАС.

Участники рынка солидарны с регулятором: простой отказ от биржевых механизмов и переход к госрегулированию – это путь в никуда. «Рынок и административное регулирование понятия несовместимые – либо у нас плановая экономика, либо рынок. Третьего не дано. Уверен, что необходимо развивать именно рыночные механизмы – стимулировать биржевую торговлю, противодействовать «серым» и непрозрачным сделкам на внебиржевом рынке», – подтверждает генеральный директор ООО «Солид – Товарные рынки» Илья Мороз.

Один из способов стимулирования биржевой торговли нефтепродуктами – повышение прозрачности механизмов и увеличение числа игроков, что в итоге станет фактором стабилизации цен на топливо, поскольку «серый» рынок сократится.

Так, законопроекты ФАС устанавливают обязательность закупки части нефтепродуктов (порядка 15%) для нужд ведомств и компаний с госучастием. Кроме того, устанавливается порядок обязательной регистрации на биржах продаж нефти и нефтепродуктов всеми хозяйствующими субъектами.

«Уверен, что с точки зрения законодательства инициативу регуляторам проявлять просто необходимо, вот только с участниками этого рынка было бы правильно почаще советоваться, причем не только с нефтяными компаниями, но и с привлечением конечных потребителей и крупных трейдерских компаний, – советует Илья Мороз. – Я познакомился с проектами законов, разработанных ФАС, там есть рациональное зерно, но документы слабо проработаны и являются «сырыми».

Неотъемлемая часть биржевого рынка нефтепродуктов – конкуренция площадок. Принцип соревновательности означает постоянное развитие, борьбу за клиента, а значит, повышение эффективности стабилизации цен на рынке. Это прописные истины.

Тем не менее чиновники уже высказывали идею оставить лишь одну биржевую площадку. По данным «Интерфакса», правительство рекомендовало вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) организовать сбыт не менее 15% от производимых объемов нефтепродуктов через СПбМТСБ.

Подход «должен остаться только один» уже был реализован путем слияния фондовых бирж ММВБ и РТС, что вызвало резкую критику участников рынка, справедливо опасающихся роста стоимости обслуживания, зарегулированности, бюрократизации, то есть последствий, прямо противоположных заявленным «благим» намерениям властей.

Формировать механизмы биржевой торговли и искусственно регулировать их чиновники (в том числе ФАС) не могут и не должны, уверены игроки рынка. Перетягивание торговли на одну биржу – СПбМТСБ с помощью административных мер, а не в результате конкурентной борьбы приведет к монополизации рынка биржевых услуг со всеми вытекающими последствиями: отсутствие у монополиста стимула к развитию и улучшению сервиса, отток торговли «в серую» зону, проблемы со справедливым ценообразованием.


Ставка на будущее

Важнейшим элементом стабилизации цен на нефтепродукты является срочная торговля – самый популярный инструмент хеджирования рисков в условиях повышенной волатильности.
Фьючерс на нефтепродукты – один из наиболее перспективных инструментов, который сможет существенно повысить эффективность биржевой торговли, согласны все без исключения опрошенные «Ко» эксперты.
«Звучит отлично, только как реализовать это предложение, мало кто знает», – рассуждает Илья Мороз. «Принятый во всем мире цивилизованный способ хеджирования резких колебаний цен на нефть – это заключение срочных сделок (открытие фьючерсных позиций) на необходимый сорт нефти на товарной бирже», – подтверждает старший трейдер отдела структурных продуктов ИК «БФА» Роман Народовый.
Биржевые торги фьючерсами на нефть являются наиболее прозрачным инструментом ценообразования, поскольку биржа – место столкновения интересов покупателей и продавцов, спроса и предложения, следовательно, здесь присутствует конкуренция. На таком рынке правительству останется контролировать лишь нарушения конкуренции, а не заниматься разбирательством с нефтяными компаниями, «как образовалась та или иная цена на нефтепродукты». «Механизм торгов фьючерсами более прост и продвинут, однако он привлекает много спекулянтов, не имеющих отношения к реальной работе с нефтепродуктами, а использующих фьючерс как инструмент спекуляции», – предупреждает Алексей Козлов.

Для формирования рыночного, конкурентного рынка нефтепродуктов создания одной только биржи или введения фьючерсов явно недостаточно. Нужно убрать административные барьеры, изменить налоговую систему для стимулирования увеличения глубины переработки нефти и сделать многое другое. Государственное сдерживание цен на АЗС принесет лишь временный эффект, так как цены на международных рынках продолжают увеличиваться. Лишним подтверждением тому может являться динамика цен на оптовом рынке нефтепродуктов, отслеживаемая информационно-аналитическим центром «Кортес». По данным экспертов, бензин на спотовом рынке в конце марта продолжал дорожать, тогда как розничные цены под нажимом ФАС и правительства понизились. Из этого следует, что уже в середине апреля цены на розничных заправках вновь пойдут вверх. И бороться с этим директивными мерами попросту невозможно.


Еще по теме