Top.Mail.Ru
архив

Бизнес с «плюсом»

Международный промышленный банк, входящий в пятерку крупнейших российских кредитных организаций, решил развивать розничный бизнес и готов инвестировать в этот проект $200 млн. Еще в марте нынешнего года МПБ приобрел небольшой банк «Преображенский», который к тому моменту уже являлся участником системы страхования вкладов. Сейчас он переименован в «Межпромбанк Плюс», а его уставный капитал составляет 50 млн евро, что позволит банку войти в сотню крупнейших российских финансовых институтов. По словам председателя совета директоров «Межпромбанка Плюс» Наталии Самковой, особое внимание будет уделено двум направлениям бизнеса – привлечению средств населения во вклады и потребительскому кредитованию. Предполагается, что банковские услуги будут ориентированы на массового потребителя.

Кроме того, к августу нынешнего года в розничную «дочку» планируется перевести все розничные операции материнской структуры. На начало апреля объем кредитов, выданных «Межпромом» частным лицам, составил около 500 млн руб. (или 0,1% от рынка), а привлеченных средств населения на депозиты – около 1 млрд руб. (0,05% от рынка). По мнению Самковой, ее банку будет под силу за два года занять от 5% до 10% рынка. «Конкурировать со Сбербанком – реально», – считает председатель совета директоров банка и приводит в пример «Русский Стандарт», чья доля в секторе потребительского кредитования составляет 38%. Отметим, впрочем, что банк, добившийся таких впечатляющих результатов, специализируется только на этом бизнесе уже шесть лет. Что касается рынка вкладов, то доля ближайшего конкурента Сбербанка – государственного Внешторгбанка с учетом не только его вкладов, но также привлеченных средств населения в Гута-банке и Промстройбанке (обе кредитные организации принадлежат «Внешторгу»), составляет всего 4,2%.

Однако, по мнению наблюдателей, конкурировать новому банку придется в первую очередь с такими частными финансовыми институтами, как Альфа-банк, МДМ, «УралСиб», Импэксбанк и т.д. Эти кредитные организации много лет развивают ритейл, однако их доля на рынке не превышает 1,5%. «Банковская розница – очень затратный и рискованный бизнес. Мы проводили десятки исследований, создавали технологии, активно использовали рекламу. Мы годами завоевывали доверие населения. Занять 5 –10% рынка за пару лет просто невозможно. Если «Межпромбанку Плюс» удастся осуществить задуманное, это будет прецедент», – считает директор центра банковских продуктов и маркетинга Импэксбанка Валерий Кардашов. С ним соглашается директор Центра Развития Дмитрий Лепетиков: «При абсолютно грамотной стратегии построения бизнеса – рекламной кампании, привлекательных ставках, наличии широкого продуктового ряда и т.д. – крупный частный банк может за год «заработать» в лучшем случае не более 1% рынка».

Между тем вряд ли руководство «Межпрома» не знакомо с ситуацией на рынке и действительно рассчитывает на столь быстрый успех своего бизнеса. Дело в том, сейчас собственники МПБ ведут переговоры с тремя крупными западными финансовыми институтами о возможном их участии в капитале розничной «дочки». Поэтому последние громкие заявления, видимо, напрямую связаны с привлечением инвестора.

Еще по теме