Top.Mail.Ru
архив

Близится эра светлых годов

В Канаде идет великое строительство: ускоренными темпами создается информационное общество. В его инфраструктуру и в обучение граждан страны вкладываются сотни миллионов долларов. Победные рапорты, отчеты и награждения передовиков напоминают традиции комсомольских строек в СССР. Результатом этих усилий, как надеются «прорабы» информационного общества, станет выход Канады из тени США на первые места в новой глобальной экономике.

Четыре года назад правительство Канады пообещало своим гражданам, что будущее страны будет столь же прекрасным, как и ее прошлое. Провозвестником светлого будущего стал проект Connecting Canadians, занявший приоритетное место в списке вопросов государственной важности наравне со здравоохранением и пенсионным обеспечением.

Знание – сила

Накануне нового тысячелетия премьер-министр страны Жан Кретьен выступил с обращением к нации. «Канада признана ООН одной из наиболее комфортных для проживания стран, – говорил Жан Кретьен. – Хочется создать такие же условия для новой экономики. Мы обладаем одной из лучших в мире высокоскоростных оптических сетей, которая связывает страну от Тихого океана до Атлантики. Разработка сложного программного обеспечения у нас стоит дешевле, чем в других странах. Семь из двадцати лучших североамериканских университетов по компьютерным технологиям находятся в Канаде. Мы стремимся создать самый благоприятный режим для исследований и разработок в этой сфере и выйти за пределы Северо-Американского региона». О том, что это не пустые слова, свидетельствует поведение транснациональных компаний. Nortel Network, Ericsson, Motorola, Hewlett-Packard, Microsoft активно инвестируют в страну, находя взаимопонимание с канадским правительством. Export Development Corporation (аналог Eximbank в США) кредитует экспортные поставки технологического оборудования из Канады. В 1993 – 2000 годы информационная и телекоммуникационная отрасль ежегодно росла на 11,5% по сравнению с 3,5-процентным ростом всей экономики страны. По данным ICT Statistical Overview, в прошлом году доход этой отрасли в Канаде составил $76,3 млрд. Суммарно в ней занято более 400 тыс. человек. В прошлом году компания Canarie Inc., основной подрядчик государства по развитию телекоммуникационных линий в Канаде, закончила строительство сети CA*net 3. Соединив оба побережья, сеть позволяет передавать информацию со скоростью 40 млрд бит в секунду. Это означает, что загрузка фильма «Титаник» займет меньше секунды. По словам создателей CA*net 3, этот информационный хайвей – больше, чем Интернет. Это проблеск будущего. Новые системы, которые уже созданы либо разрабатываются, способны кардинально изменить общество. К 2004 году все канадцы должны быть соединены широкополосным доступом, что будет способствовать развитию видеоконференций, интерактивного телевидения, видео по запросу и других услуг, значимость которых для широких слоев населения пока вызывает большие сомнения в других странах. Но не в Канаде.

Канадцы в сети

Канада уже сейчас занимает первое место в мире по количеству времени, проведенному в Сети каждым пользователем. Электронное общение стало в стране нормой. Оно столь же естественно, как и телефонные разговоры. Среднестатистический канадец находится в Сети дольше, чем американец. По данным Media Metrix, из 30 млн человек, проживающих в Канаде, Интернетом пользуются 13,5 млн. Ежемесячно они находятся в нем в среднем по 932 минуты, то есть более 15 часов. Предпочтения информационных ресурсов в сети у англо- и франкоговорящих канадцев немного отличаются. И те, и другие в первую очередь обращаются к сайтам Microsoft. Далее первые предпочитают использовать в качестве порталов AOL, Yahoo!, Excite, вторые – Sympatico-Lycos, AOL и Infinit Network. И та, и другая аудитория одинаково интересуются деловыми и финансовыми сайтами. Число посетителей бизнес-ресурсов за последний год выросло на полтора миллиона и составляет 5,6 млн человек. Такая активность – не случайное стечение обстоятельств, а результат правительственного проекта Community Access Program (CAP). Во всех провинциях вдоль высокоскоростной магистрали создаются «точки доступа» в эту сеть, которые нанизываются на нее, как бусинки на нитку. Их открывают в библиотеках, университетах, школах, на предприятиях и в местных органах власти. САР одновременно занимается обучением и трудоустройством молодежи, изготавливает веб-представительства органов самоуправления, общественных и малых предприятий. К середине года через обучающую программу по электронной коммерции прошли более 70 тыс. предпринимателей. Канадские школы уже давно объединены в сеть Schoolnet. Как и в других программах, государство здесь является не столько донором, сколько организатором. Ему удалось создать такие условия, что за несколько лет в школы было передано 250 тыс. компьютеров. Некоторые из них – новые, а другие, хоть и устарели для современных предприятий, но вполне пригодны для обучения. Весной премьер Жан Кретьен объявил о дополнительных инвестициях в школьную сеть с целью создания 20 тыс. компьютерных классов. Часть средств предоставили AOL Canada, Cisco System, Microsoft и другие компании. По мнению Forrester Research, эти инициативы – только начало. Дело не в амбициях Канады стать самой «сетевой» страной. Правительство стремится передать как можно больше функций на уровень самоуправления, а Сеть позволяет решать эти вопросы технологически.

Celestica подает пример

В Канаде кризис фондового рынка в секторе высоких технологий ощущается не так остро, как в Америке. Но и здесь период безоглядного оптимизма прошел. Сегодня топ-менеджеры интересуются не самими технологиями, а тем, как с их помощью сократить затраты и сделать работу сотрудников более эффективной. Первое место в списке IT-100, составленном агентством Standard & Poor’s и опубликованном в журнале Business Week, занимает канадская компания Celestica – производитель электроники. Доход компании за три года вырос более чем втрое: с $3,2 млрд в 1998 году до $9,8 млрд в 2000-м. Celestica имела 15 заводов в 1994 году, когда была выделена из IBM, а сейчас у компании – 36 предприятий в 12 странах мира. Celestica выпускает электронику для других компаний. Она занимается всем – от сотовых телефонов для Motorola до серверов для Sun Microsystems. Celestica выполняет заказ быстрее, надежнее и дешевле, чем если бы это сделали сами вендоры. По словам руководства компании, им удается добиться этого за счет очень компактной структуры управления. В менеджменте компании заняты 3,5 % от общего числа сотрудников. Все управление основывается на современных технологиях. Три года назад компания потратила $60 млн на новую компьютерную систему, которая позволяет управлять производством комплектующих на $8 млрд,. Гораздо хуже обстоят дела у гиганта канадской телекоммуникационной индустрии – Nortel Networks. (См. материал об этой компании в этом же номере «Ко».)

Неделя технологий

В документах, выходящих от канадского правительства, и слова нет о кризисе телекоммуникационной отрасли. Министерство промышленности Канады выступает со все новыми инициативами. В этом году, например, оно впервые провело неделю информационных технологий. В этом «смотре талантов и достижений» приняли участие 1300 компаний. В конце июня министр промышленности Брайан Тобин объявил о старте программы, которая призвана помочь канадцам разобраться в том, как же все-таки новая экономика, технологии и глобализация изменят их жизнь. Стоимость проекта составит $65 млн. Видимо, в Канаде не бывать кризису, поскольку на всей огромной территории страны ее жители постоянно хотят учиться.

Еще по теме