Top.Mail.Ru
архив

Большой балет

Последние три года в Москве и Санкт-Петербурге наблюдается бум балетных школ. Все больше горожан хотят встать на пуанты, а некоторые мечтают выступать в любительских спектаклях. Заработать серьезные деньги удается не всем игрокам, но, несмотря на это, рынок танцевальных школ набирает обороты.

Последние три года в Москве и Санкт-Петербурге наблюдается бум балетных школ. Все больше горожан хотят встать на пуанты, а некоторые мечтают выступать в любительских спектаклях. Заработать серьезные деньги удается не всем игрокам, но, несмотря на это, рынок танцевальных школ набирает обороты.

Классика жанра

Фотографии о балете занимают в квартире Дарьи Висковой полстены. На самом большом снимке ее трехлетняя дочь Варя танцует в образе лебедя. По соседству улыбается сама Дарья, тонкая изящная блондинка с густыми черными ресницами, в пуантах и белой пачке. Сейчас ей 28 лет, хотя при встрече не дашь больше 22. Но пусть вас не обманывают ее хрупкость и молодость. Дарья Вискова профессионально управляет деньгами с 18 лет. Сейчас она доросла до заместителя директора департамента инвестиционно-банковской деятельности на глобальных рынках в инвестиционном банке «ВТБ капитал». А балет — давняя страсть, которая, возможно, через пять лет сделает ее самым заметным игроком в этой нише рынка.

Дарья Вискова выросла в семье финансистов. Ее никто не вынуждал идти по стопам родителей — после девятого класса она сама поступила в Московский финансовый колледж. После его окончания сомнений, куда двигаться дальше, тоже не было. На факультете экономических и социальных наук РАНХиГС Дарья выбрала специальность «Управление проектами», параллельно с учебой работала в департаменте инвестиционных активов Банка Москвы. Спустя пять лет девушку пригласили в «ВТБ капитал». С балетом она познакомилась еще в подростковом возрасте, просто потому что «всю жизнь крутилась в околобалетных кругах». Дарья давно дружит с Анастасией Винокур, дочкой известного юмориста и балериной Большого театра.

В конце 2014 г., когда Вискова озвучила свое решение запустить школу балета «Балетомагия», дома ее затею встретили скептически. «Какой балет?!» — удивились родные. Девушка не отступилась — к тому времени йога и пилатес уже выходили из моды, а интерес к балету был на пике. На старте ее морально поддержали близкие, в основном «балетные», друзья. При раскрутке школы Дарья решила использовать громкое имя. Бывший управляющий балетной труппой Большого театра и ведущий программы «Абсолютный слух» на телеканале «Культура К» Геннадий Янин ничем не рисковал, соглашаясь на позицию художественного директора «Балетомагии». Всю черную стартаперскую работу Вискова взяла на себя.

«Перед запуском Гена предложил сделать главным направлением модерн-балет. Я ответила: «Никакого хип-хопа в нашей школе», — смеется она. Ей близка моноконцепция сети кофеен «Даблби», в меню которых единственным пунктом значится кофе. Никаких приставок «фитнес» или «боди»: в основу стиля «Балетомагии» легли классические традиции Вагановской школы. На время запуска проекта «ВТБ капитал» дал Дарье длительный отпуск. Помещение площадью 350 кв. м она нашла на ЦИАНе буквально за день. Вискова признает, что ей повезло с арендодателем. Он согласился дать на подготовку помещения три месяца платежных каникул.

Запустить проект за большие деньги может каждый. Запустить дешево надо уметь, — говорит Дарья.

Чтобы снизить расходы, она все делала сама: оформляла сайт, разрабатывала интерьер, красила стены, ставила станки...

Официально «Балетомагия» открылась в январе прошлого года. За семь месяцев работы, пока школа не вышла на операционный ноль, Дарья вложила в ее развитие личные накопления — всего 10 млн руб. «Все знают, что в инвестиционных банках есть годовые бонусы», — смеется она. За последние месяцы ей удалось отбить 2 млн руб. из вложенных средств. «Если нужен быстрый результат, лучше пересечь границу, купить подешевле бензина, вернуться в Москву и продать его подороже, — рассуждает она. — Я создавала этот проект с любовью, и поэтому не жду от школы нереальных доходов прямо здесь и сейчас. Если деньги вернутся в течение пяти лет, хорошо. Если через три года — еще лучше».

Сегодня месячная выручка «Балетомагии» достигает 1,2–1,5 млн руб. (в среднем одно занятие стоит 1000–1300 руб.). В день с 10–15 преподавателями занимаются около 30–40 детей и взрослых. «Это медийные личности, врачи, стоматологи, модели, даже есть певица», — перечисляет Дарья. В месяц «Балетомагию» посещают около 1000 человек. В сезон спрос превышает возможности школы. Нехватка площадей стала для Дарьи Висковой поводом расшириться — в середине года заработает филиал «Балетомагии» в Подмосковье. «Центр Москвы перенасыщен подобными проектами», — считает она. На пропускной способности школы кризис не отразился. «В такие времена вы в первую очередь откажетесь от новогодней поездки в Альпы, но вряд ли перестанете водить свою дочь или ходить сами на балет за 8000 руб. в месяц», — утверждает Дарья.

Несколько месяцев назад на «Балетомагию» с предложением продать франшизу вышли предприниматели из российских городов‑миллионников, Санкт-Петербурга и Европы. На стадии предварительного отбора девушка оставила четыре компании. Она подготовила гибкий договор, но два пункта сделала обязательными — сохранение ценовой политики и детальное воспроизведение интерьера. «Огромные хрустальные люстры, стены, покрашенные в оттенки сиреневого», — поясняет Вискова. За паушальный взнос в размере 700 000 руб. и роялти (10% от выручки) франчайзи получат «бизнес под копирку» — товарный знак, программы по ведению учета, возможность отправить своих педагогов на стажировку в столицу... Управление операционной деятельностью проекта Дарья до сих пор оставляет за собой. «Все контролирую: ни одна мышь не пробежит», — отшучивается она. Но своим успехом Вискова во многом обязана команде. «У меня нет камер на кассе. Я полностью доверяю своим людям», — говорит она.

Дарья Вискова не собирается бросать работу финансиста, хотя ей приходила мысль сконцентрировать силы на балете. Но за год существования проекта эйфория спала, а цели стали более четкими — остаться в ВТБ, но при этом сделать «Балетомагию» общероссийской сетью из 50 школ, научиться делегировать обязанности без того трепета, который приходится испытывать сейчас, и больше уделять время семье. На реализацию такого плана, по расчетам Висковой, уйдет около пяти лет. До того как мечта станет реальностью, ей предстоит жить по жесткому графику. «Если есть четкий распорядок дня, можно все успеть», — ее понимание успеха явно созвучно цветаевскому «Успех — это успеть».

Под первым номером

Прима-балерина Анастасия Исаева меняет пуанты на основы финансового учета. Сегодня ее ежедневный график состоит из задач, далеких от большого искусства, — например, как развить свою «Первую школу балета» в филиальную сеть. На протяжении десяти лет — а это уникальное долголетие для балета — она выступала в Большом театре, Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Михайловском театре Санкт-Петербурга, токийском Bunka Kaikan и Philippine Ballet Theatre. Но успех 29‑летней балерины обусловлен не только удачей и внешностью. Исаева смеется, вспоминая, как по 12 часов проводила на репетициях. Теперь столько же времени она уделяет маркетингу и развитию бренда своей школы.

До 1989 г. Анастасия Исаева жила с родителями в Берлине. В пять лет ее отдали на художественную гимнастику. В 1996 г. она получила КМС по этому виду спорта. В большой балет Настя попала в десять лет. «Под Новый год мы с родителями пошли в Большой театр на „Щелкунчика“, и с тех пор я влюбилась в балет», — вспоминает она. В 2004 г. девушка выпустилась из Московской государственной академии хореографии при Большом театре. Спустя десять лет ей пришлось закончить свою яркую карьеру из-за многочисленных травм. Как это часто бывает в танцевальной среде, идея запустить балетную школу родилась у Исаевой из потребности заниматься любимым делом.

«Первая школа балета» (до ребрендинга — «Первая школа фитнес-балета») открылась в апреле 2014 г. У Насти не получилось заручиться поддержкой московских властей — «несмотря на то, что наш проект социальный, город нас не услышал». Поэтому помещение на Варварке пришлось снимать за свой счет. «Открывая школу, я совсем не понимала, с чем придется столкнуться. Благодаря возникшим трудностям я овладела большим количеством навыков, стала разбираться в маркетинге, контекстной рекламе и операционном управлении бизнесом», — делится девушка. Первое время, когда педагогов не хватало, она сама вела занятия. Реконструкция здания и вынужденный переезд едва не подкосили стартап, но Исаева сумела найти новое место за месяц.

Чтобы выйти на самоокупаемость, школе понадобилось полгода. Все это время Анастасия вкладывала в ее развитие личные накопления — порядка 2,5 млн руб. Клиенты пришли сразу — часть через «сарафанное радио», но основной поток — по рекламе: балерина заплатила за SEO-продвижение и размещение баннеров в социальных сетях. В продвижении школы она использует свою авторскую методику, которая представляет собой синтез современных направлений и классической системы Агриппины Вагановой. «Все упражнения адаптированы для неподготовленных людей, — поясняет Исаева. — В чистом виде фитнес помогает подкачаться или похудеть, но он никогда не даст грации, плавности движений и утонченности».

Сейчас в «Первой школе балета» работают девять педагогов. Разовое занятие стоит 800 руб., абонемент на месяц — 4800 руб. В месяц обучаются около 200 человек, из них — 100–130 взрослых. Из детской группы 2–3 ребенка поступают в академию при Большом театре и Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. «Мы берем всех детей, у которых нет противопоказаний, — добавляет балерина. — Пусть для некоторых балет не станет профессией, зато занятия помогут заложить фундамент правильной осанки и красивой походки». Чтобы клиенты видели результат, Исаева дважды в год проводит концерты с участием учеников школы. Для последнего выступления, например, она договаривалась о сцене с «Домом фламенко». «Первая школа балета» также занимается обслуживанием модельных агентств и корпоративного сегмента, а еще постановкой танца. В среднегодовом обороте проекта доля этих дополнительных услуг невелика — всего 15%.

Размеры своей прибыли основательница школы не раскрывает — «в балете не принято говорить о деньгах». О дальнейших планах тоже рассказывает расплывчато — «думаем о филиале в Петербурге, но пока изучаем рынок». За два года существования проекта Анастасия Исаева ни разу не пожалела о своем решении заняться предпринимательством. «Это было очень увлекательно. Пришлось не только многому научиться, но также окунуться в совсем другой мир, — рассказывает она. — Я познакомилась с многими успешными людьми, у которых брала консультации. Мне интересно создавать новое и радоваться, видя, как проект делает людей чуточку счастливее».