Top.Mail.Ru
архив

Букмекеры с Охотного ряда

Олигархические войны – дело сколь скандальное, столь и полезное. Особенно для всяческих инстанций, ассоциаций, регулирующих и судебных органов и т. п.

Лишним тому подтверждением стало набившее уже оскомину «бодание» за Конверсбанк. В судьбе «системообразующего банка Минатома», который за последнее время обзавелся как минимум двумя наблюдательными советами и правлениями, на сей раз решила принять участие Госдума. А именно Комиссия по банкротству и реструктуризации банков.

Казалось бы, уж что-что, а банкротство «Конверсу» не грозит. Ну снизился капитал на 2% – с кем не бывает? А сам руководитель комиссии Мартин Шаккум утверждает, что Конверсбанком сей славный орган занялся потому, что здесь речь идет о «реструктуризации акционерного капитала финансовой организации». То бишь другое ключевое слово присутствует.

Но есть еще пара моментов, заставивших господина Шаккума заняться судьбой атомного банка.

Начнем с того, что председателя подкомитета по деятельности Банка России (а есть у Шаккума и такая должность) не могла не заинтересовать роль ЦБ в деле Конверсбанка. На Неглинной до сих пор не регистрируют результаты последней «конверсовской» эмиссии, которая де-факто закрепляет слияние с МДМ. Мотив – многочисленные судебные иски со стороны миноритарных акционеров Конверсбанка.

Однако, по мнению Шаккума, «решений судов, обязывающих ЦБ не регистрировать эмиссию, нет». Комиссия Госдумы даже усмотрела в действиях ЦБ «очевидные нарушения». А больше всего Шаккума и его коллег возмутил зампред ЦБ Владимир Горюнов (в ведении которого и находится «конверсовский» вопрос). «Коновалову (вице-президент ОАО «ТВЭЛ», главный оппонент МДМ – прим. «Ко») отвечает, а руководителям Конверсбанка – нет», – возмущается депутат.

Ну, лично с Горюновым у Шаккума старые счеты. Они еще по банкротству «Империала» свое недовоевали. А тут, по счастью, нарисовалось дело «Конверса». Да еще и зампред ЦБ оказался уж очень пристрастным к МДМ. На Охотном ряду уже начали поговаривать о возможных вполне материальных причинах такого отношения. Благо тот факт, что на деле всю эту антиэмдээмовскую катавасию заварила славящаяся своими лоббистскими возможностями «Альфа-групп», давно уже стал секретом Полишинеля. А, как признался сам Шаккум (правда, по другому поводу), «коммерческие структуры лучше платят».

В общем, думцам представился прекрасный «пример из жизни», чтобы вновь посетовать на непрозрачность ЦБ и продемонстрировать необходимость принятия поправок к соответствующему закону. Например, о Национальном банковском совете.

Есть и еще одно объяснение участия в деле «Конверса» именно шаккумовской комиссии. Александра Шохина, председателя банковского комитета Госдумы, угораздило усмотреть «признаки преступления» в «действиях администрации Конверсбанка», не допустившей судебных приставов на проходящее под эгидой МДМ внеочередное собрание акционеров. В ответ зампред «Группы МДМ» Вадим Бойко (который, к слову, перешел к Андрею Мельниченко из Администрации президента) уличил депутата в попытке «присвоить себе полномочия судебных органов».

О «действиях А.Н. Шохина, противоречащих Закону о статусе депутата» доложили не только спикеру Геннадию Селезневу, но и министру юстиции Юрию Чайке. В Думе возник небольшой, но довольно неприятный для Шохина скандал. А после такой обструкции, устроенной руководителю профильного комитета, Шаккуму грех не претендовать на роль главного банковского арбитра и рупора Госдумы.

Вот и получается, что не менее пяти чиновников и депутатов свою выгоду из битвы за Конверсбанк уже извлекли. А ведь стоит вспомнить еще и о служителях Фемиды. Дело атомного банка рассматривалось минимум в десяти судах. А говорят, что олигархи думают только о себе.

О себе-то они как раз и не думают. Теперь понятно, что Мельниченко, даже если победит, получит «пустой» Конверсбанк. (По крайней мере о 80% оборотов Минатома теперь и речи быть не может). Михаилу Фридману уже едва ли удастся вернуть перешедшего в «Конверс» Андрея Соколова, который увел из «Альфы» значительную часть «атомной» клиентуры.

Воюют уже не за деньги, а из принципа. Выясняют, кто сильнее. Этакий олигархический армрестлинг. А по бицепсам бегают депутаты и чиновники.

 

 

Еще по теме