Top.Mail.Ru
архив

Чартер в «Домодедово»

По различным прогнозам в ближайшие пять лет рынок гражданских авиаперевозок вырастет примерно на 7%. Соответственно возрастет конкуренция между «Шереметьевом» и «Домодедовом» – двумя основными московскими аэропортами. Пока в необъявленной войне двух аэропортов преимущество на стороне обновленного «Домодедова», куда медленно, но верно переходят западные авиакомпании. Как стало известно «Ко», примеру Air Malta, Swissair и Sabena, уже заявившим о своем переходе в «Домодедово», могут последовать европейские авиагиганты – Lufthansa и British Airways.

Уходим, уходим, уходим...

Решение Air Malta, Swissair и Sabena покинуть «Шереметьево», широко разрекламированное группой East Line, которая управляет «Домодедовом», при всей своей внешней значимости пока имеет скорее пропагандистский эффект. Эти три авиакомпании не слишком активны в России, да и на европейском авиационном рынке не относятся к числу главных игроков. Совсем другое дело – Lufthansa и British Airways. Обе эти компании входят в число ведущих в Европе и имеют весьма насыщенное авиасообщение. Lufthansa, к примеру, совершает из Москвы порядка 50 рейсов. Совершенно очевидно, что их уход из «Шереметьева» будет иметь куда более масштабные последствия – как экономические, так и психологические. В интервью «Ко» представители обеих компаний подтвердили факт ведения переговоров с «Домодедовом». По мнению Lufthansa, для такого мегаполиса, как Москва, одного международного аэропорта явно мало. Как сказано в официальном заявлении отдела по работе с общественностью и прессой региональной дирекции Lufthansa по СНГ, «аэропорт «Домодедово» имеет множество преимуществ: новое здание, прекрасные взлетные и посадочные полосы, вокзал, прекрасная связь со столицей с помощью автотрассы, более ста парковочных мест для самолетов...». При этом «Шереметьево-2», по мнению представителей немецкой компании, «не обладает достаточной производственной емкостью для обслуживания большего количества рейсов». Более того, «в настоящее время специалисты Lufthansa наблюдают за тенденцией развития аэропортов города Москвы и считают, что аэропорт «Домодедово» обладает достаточным потенциалом для сотрудничества и совместной работы с крупными авиакомпаниями мира. В ближайшем будущем при неблагоприятных погодных условиях аэропорт «Домодедово» может быть рассмотрен в качестве альтернативного». Столь смелое заявление немецкой авиакомпании, известной своей осторожностью, весьма симптоматично. Похоже, Lufthansa не хочет окончательно разрывать отношений с «Шереметьевом», с которым немецкую авиакомпанию связывают давние деловые отношения. Еще более осторожна British Airways, в активе которой 43 года сотрудничества с администрацией «Шереметьева». Как заметил представитель BA, «руководство «Шереметьева» не очень хочет, чтобы мы ушли». То есть, несмотря на шум в СМИ, англичане еще не определились. По крайней мере в British Airways подчеркивают, что руководство компании не вело никаких официальных переговоров о переходе в аэропорт «Домодедово». Как заявили корреспонденту «Ко» в московском представительстве British Airways, в свое время от генерального директора «Домодедова» Сергея Рудакова в администрацию компании поступило приглашение на ознакомительный тур по территории этого аэропорта. Коммерческий директор BA по России, Румынии, Болгарии и Украине Дэниел Буркхардт побывал в «Домодедове» и составил собственное мнение об условиях работы аэропорта.. Что именно выяснил для себя г-н Буркхардт, пока неизвестно. Известно другое. По мнению представителей британской авиакомпании, главное – комфортные условия для пассажиров, и именно пассажиры будут решать, откуда им летать. А если исходить из этого критерия, то картина для «Шереметьева» получится не слишком радужная.

Летят перелетные птицы

Пассажиропоток обновленного аэропорта «Домодедово» за первое полугодие нынешнего года составил свыше 1,5 млн пассажиров. Это на 21% больше соответствующих показателей 2000 года. Число пассажиров на международных линиях выросло в 4,5 раза. В этом году объемы перевозок должны вырасти на 60%, а число пассажиров достигнет 4 млн человек. Кроме трех уже упоминавшихся западных компаний в «Домодедово» перешла «Трансаэро», ведется активная работа с «Центравиа» и «Красайр». По мнению генерального директора международного аэропорта «Домодедово» Сергея Рудакова, до конца года в аэропорт придут еще 2 – 3 крупные авиакомпании. Темпы роста весьма впечатляют. Почему же западные компании вдруг стали предпочитать «Домодедово»? Во-первых, по мнению представителей пресс-службы аэропорта, это нормальная западная практика. Во всем мире принято делить рейсы между несколькими аэропортами – та же British Airways работает не только с Хитроу. Во-вторых, сказывается куда более современная инфраструктура и обеспечение аэропорта, реконструкция которого завершилась всего полтора года назад. Поэтому, несмотря на очевидные недостатки в сервисе (в частности, не до конца отработаны технологии доставки пассажиров, мало магазинов и кафе в зоне duty free и др.), «Домодедово» все равно превосходит устаревший и перегруженный аэропорт «Шереметьево» (при его пропускной способности 9 млн пассажиров, в 2000 году через аэропорт «прошли» 12 млн человек). Вдобавок ко всему, «Домодедово» активно решает транспортную проблему – для авиакомпаний очень важно наличие прямого железнодорожного сообщения с центром города. Из «Шереметьева» же в город можно добраться только на такси. Есть еще один любопытный момент в стратегии «Домодедова» по переманиванию авиакомпаний. Никто в открытую не предлагает авиакомпаниям разорвать отношения с «Шереметьевом». Зато многие европейские компании получили приглашение на презентационный тур по аэропорту. Обычно под впечатлением от увиденного и принимаются решения о переходе в «Домодедово». При этом представители группы East Line постоянно подчеркивают, что они не против конкуренции и что в Москве должно быть несколько аэропортов международного уровня.

Для кого-то просто летная погода...

Администрация «Шереметьева» хранит олимпийское спокойствие. Отчасти подобное хладнокровие объясняется общеэкономической ситуацией. Общий рост пассажиропотока пока позволяет «Шереметьеву» легко переносить тяготы конкуренции. За первое полугодие 2001 года пассажиропоток «Шереметьева» даже превысил прошлогодние показатели почти на 7% и составил 5,3 млн человек. Выручка от авиадеятельности превысила 1,5 млрд руб., а доходы от сопутствующей деятельности приблизились к 350 млн руб. Представители «Шереметьева» признают существенные недостатки аэропорта. Считается, что проблемы «Шереметьева» начались еще во время его строительства в 1979 году. Тогда мало кто представлял себе, что за рубеж можно будет ездить свободно. Поэтому с открытием границ ресурс аэропорта оказался быстро исчерпан. Тем не менее многолетняя монополия сразу обеспечила «Шереметьеву» максимальную загрузку. Сегодня регулярные перевозки из аэропорта осуществляют 89 авиакомпаний (всего же в аэропорту обслуживаются 154 компании). Вполне возможно, именно по этой причине администрация аэропорта уверена в том, что уход нескольких западных компаний не нанесет «Шереметьеву» серьезного финансового урона. По словам начальника отдела по связи с общественными организациями и СМИ ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево» Владислава Лебедева, право выбора аэропорта принадлежит исключительно авиакомпаниям. Поэтому уход Swissair и Sabena «не обсуждается». В «Шереметьеве» не склонны усматривать в этом уходе какую-то неприятную тенденцию. «Одни уходят, другие приходят – это вполне естественный процесс, –заметил Лебедев в интервью «Ко». – Это неприятно, но не более того. Мы, к примеру, близки к подписанию договора с Singapore Airlines...». Кроме того, уходят тоже по-разному. Так, по словам Лебедева, «Трансаэро» ушла в «Домодедово» с громким скандалом, не возвратив накопившиеся долги, которые даже после реструктуризации составляют 142 млн руб. Представители «Шереметьева» дают и другое объяснение уходу некоторых авиакомпаний. «В «Домодедове» цены ниже наших на 20 – 25%, – говорит Лебедев. – Во всем этом есть элементы демпинга». Впрочем, по словам Сергея Рудакова, цены «Домодедова» всегда были ниже «шереметьевских» на 30 – 40%. При всем внешнем спокойствии представителей администрации «Шереметьева» видно, что успехи конкурентов вызывают у них смешанные чувства. Более того, в главном аэропорту страны даже началась частичная реконструкция. «Несмотря на множество проблем, наш аэропорт реконструируется, – замечает Владислав Лебедев. – Этим летом, например, мы ввели в строй новую вентиляционную систему. Сейчас идет подготовка к более серьезной реконструкции аэропорта, которая, однако, не будет мешать работе». Однако главную ставку «Шереметьево» делает на новый, третий терминал, который возводится совместно с «Аэрофлотом». «Аэрофлот» продолжает оставаться нашим стратегическим партнером – говорит Лебедев. – У нас равные и ровные отношения. Наша совместная с «Аэрофлотом» задача состоит в том, чтобы при строительстве «Шереметьева-3» закупать такое оборудование, которое позволит смело смотреть на 50 лет вперед. Все задачи будут решаться комплексно». Под комплексным решением подразумевается строительство новой взлетно-посадочной полосы, под которую уже зарезервирована земля в Солнечногорском районе Московской области. Рядом с новым терминалом построят гостиницы и автостоянки, до него можно будет добраться на скоростном метро и электричке. Вопрос только в том, успеет или нет «Шереметьево» построить третий терминал до того, как конкурент переманит самых интересных, «тяжелых» клиентов.

Еще по теме