Top.Mail.Ru
архив

Чего хотят соискатели

30.01.200600:00

Сегодня первую скрипку на рынке труда играет не работодатель, а соискатель. Причем квалифицированный. Именно он в условиях повсеместного кадрового голода имеет возможность выбирать фирму, в которой хотел бы трудиться. Компании же, в свою очередь, прилагают все усилия для того, чтобы привлекать ценные кадры. Что это за усилия? Во-первых, конечно, они предлагают конкурентоспособную зарплату. Во-вторых... А вот тут и возникает вопрос: нужно ли людям от работы что-либо, кроме денежного вознаграждения. Многие работодатели считают, что не нужно, а все социальные блага их сотрудники могут приобрести себе сами за счет приличного оклада. К такого рода работодателям обычно относят российский SMB-сектор (малый и средний бизнес). Хотя бывают и "цивилизованные" исключения. В таких организациях полагают, что сотрудник, бесспорно, должен получать достойную материальную компенсацию, но при этом для него не менее важен соцпакет.

Ресторатор Анна Соколова, создатель проекта "Сырные дырки", убеждена в необходимости неденежных составляющих компенсационных пакетов. Управляющий "Бюро винных дегустаций" Игорь Акинцев, напротив, полагает, что лучше просто платить сотруднику более высокую зарплату, чем предлагать спорные социальные блага, которые, возможно, ему вообще не нужны.

 

Игорь Акинцев, "Бюро винных дегустаций":

"Использование социального пакета в качестве способа привлечения сотрудников на низкую заработную плату - весьма спорная практика. Во-первых, это, по моему глубокому убеждению, попытка сэкономить на человеческих ресурсах - самых важных для всякого бизнеса. Во-вторых, попытка эта, по большому счету, неудачная: предлагая вместо денег бесплатный проезд и связь, работодатель все равно вынужден эти блага оплачивать, независимо от того, нужны они в таком объеме конкретному сотруднику или нет.

Компенсационный пакет с большой "социальной" составляющей я бы назвал своеобразным бартером. Мол, ты мне свой труд, а я тебя покормлю и прокачу бесплатно на общественном транспорте. Абсурд? Конечно, абсурд! От бартера наша экономика отказалась еще в 1990-х годах. Мотивировать людей нужно именно деньгами, причем в полном соответствии с качеством их труда.

Я считаю, что не вправе лишать свой персонал выбора, на что потратить заработанное. Я не могу, уважая человека, предлагать ему работать за копейки, но зато бесплатно на эту работу ездить.

Плюс ко всему, те люди, которые согласны работать "за проезд", вряд ли устроят меня как сотрудники. Для меня важно не просто привлечь людей на минимально возможные деньги, а подобрать достойных специалистов. Такова специфика моего бизнеса: я продаю хорошее вино людям, которые в нем разбираются. На дегустации покупатель хочет общаться с человеком, который "в теме", который за бокалом красного и тарелкой хамона мог бы рассказать о вине все: вплоть до того, на каком склоне - северном или южном - вырос виноград, из которого оно изготовлено. Я не могу доверить общение с клиентом человеку с улицы. И не могу предположить, что профессионал станет работать за бесплатную связь или проезд, это же смешно!

Поэтому я просто плачу людям за их работу деньги: достойный оклад плюс бонусы. Каждый мой сотрудник знает, что как нет предела его профессиональному росту, так и нет предела его возможным доходам. И чем лучше он будет трудиться, тем больше заработает. "Живые" деньги куда эффективнее мотивируют к труду, чем бартер - с этим сложно спорить.

Если компания что-то и должна оплачивать своим работникам дополнительно, так это их обучение. У профессионала такой "жест" вызовет гораздо больший отклик, чем 50 баксов на счету мобильного. И для развития бизнеса это куда полезнее".

 

Анна Соколова, "Сырные дырки":

"Я бы не ставила вопрос как "или-или". Для персонала одинаково важны и достойная денежная компенсация, и дополнительный мотивационный пакет. Однако я убеждена, что мотивационный пакет необходим не только сотрудникам компании, но и мне, как организатору рабочего процесса. В конце концов, ведь это именно я больше всех заинтересована в качестве конечного продукта.

Оплата питания, связи и проезда, медицинская страховка и т. д. - это не "благотворительность". Это деньги, вложенные в людей, а значит, опосредованно - и в качество сервиса. В сфере услуг действуют те же законы, что и на производстве. Только вместо "сырья" мы имеем дело с "человеческими ресурсами". В нашем бизнесе все зависит только от сотрудников, поэтому всякая попытка хотя бы в минимальной степени сэкономить на людях ничем хорошим обернуться не может по определению.

Поэтому мы предлагаем сотрудникам своих ресторанов специально разработанный под наши нужды социальный пакет. Помимо проезда, мобильной связи, питания и медицинской страховки компания оплачивает работникам еще и услуги стилиста, а также - частично - возмещает затраты на одежду. Поскольку у наших официантов нет рабочей формы, для каждого из них мы разрабатываем индивидуальный стиль. По утрам к нам приезжает стилист (кстати, очень достойный, международного уровня) и приводит ребят в порядок. Раз в месяц мы подбираем им новый стильный "рабочий гардероб" - каждому свой. Естественно, все это делается тоже за счет компании.

Для меня очевидно, что такая всесторонняя забота нравится ребятам, объединяет их, служит еще одним стимулом работать именно у нас. Но речь не только об этом. Мне, как ресторатору, такой подход дает некоторую уверенность в том, что выстроенный мной механизм будет работать как часы: все ребята на связи, все здоровы и прекрасно выглядят. Они довольны своим внешним видом (понимая, что не уступают в этом плане даже гостям), а потому уверены в себе. У них появляется задор, блеск в глазах, искрометная улыбка. Без этого не было бы той уникальной атмосферы "Сырных дырок", ради которой сюда приходят посетители, - атмосферы раскрепощенности, граничащей с эпатажем, и дружелюбия, чуждого снобизму. Эта атмосфера - наряду с безупречной кухней - и есть мой продукт. В это я и вкладываю деньги".

 

 

Еще по теме