Дешево, но сердито
В начале марта российская авиакомпания подписала с Boeing твердый контракт на поставку восьми самолетов B-777, тогда же был оформлен опцион еще на восемь судов. И в ближайшее время он будет исполнен. Самолеты начнут поступать перевозчику в период с 2013-го по 2017 г. Стоимость контракта по каталожной цене составляет около $2,17 млрд. Но с учетом скидки сумма сделки гораздо ниже – $1,156 млрд. Американцы предоставили 47-процентный дисконт. При этом, как сообщают «Ведомости», «Аэрофлот» потратит не более 5% собственных средств: большую часть финансирования готов обеспечить Eximbank. Откуда подобная щедрость? Дело в том, что американский концерн пытается таким образом избежать штрафных санкций за задержку проекта B-787 Dreamliner, на который у «Аэрофлота» контракт на 22 лайнера, а также укрепить свои позиции в противостоянии с европейской авиастроительной компанией Airbus.
Авиапарк «Аэрофлота»
Boeing-767 – 11шт.
Ил-96 – 6 шт.
Airbus-330 – 10 шт.
Airbus-321 – 17 шт.
Airbus-320 – 35 шт.
Airbus-319 – 15 шт.
Впрочем, сделка с Boeing даже на сверхвыгодных условиях может обернуться для российского перевозчика существенным увеличением долговой нагрузки. Пока в «Аэрофлоте» бравируют величиной чистой прибыли: за 2010 г. по РСБУ она выросла на 676%, до 12,05 млрд руб. При этом выручка увеличилась на 30,6%, до 114,45 млрд руб., а себестоимость на 12%, до 91,87 млрд руб. Но столь резкий рост прибыли не мог быть следствием роста операционных показателей. Даже притом что перевозчик увеличил объем работ и получил около 1,7 млрд руб. по решению федерального судьи Швейцарии в рамках уголовного дела о хищении у ОАО «Аэрофлот» денежных средств.
Посмотрим на финансовую отчетность за 2009 г. Чистая прибыль составила всего 1,6 млрд руб. при выручке 87,6 млрд руб. и себестоимости 81,8 млрд руб. Откуда взялись дополнительные 10,5 млрд руб. прибыли? Ответ на этот вопрос – в графе «доходы от прочей реализации». Информации за 2010 г. еще нет, но в 2008-м и 2009-м они составляли по 15,8 млрд руб. Основа финансового благосостояния – это роялти, компенсационные платежи иностранных авиакомпаний за полеты по транссибирским маршрутам. Эта сумма за 2010 г. составляла около $400 млн, или примерно 12 млрд руб., – почти вся чистая прибыль «Аэрофлота» за тот же год. Сравнивая финансовые показатели с 2009-м, можно предположить, что роялти тогда в чистую прибыль почти не попали, они пошли на погашение операционных убытков, как это было и в предыдущие годы.
Научился ли сейчас «Аэрофлот» жить без роялти? Возможно. Точно об этом можно сказать, когда эта величина будет выделена в бюджете компании отдельной строкой. Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев лишь обещал это сделать, но пока не сдержал своего слова.
Протокол по ВТО, подписанный РФ и ЕС в 2004-м, обязывает Россию модернизировать систему эксплуатации транссибирского маршрута и отменить «пролетные» не позднее 2013 г. Тогда их придется замещать долговыми заимствованиями, что уже делала авиакомпания в прошлом году. Главное – рассчитать силы и не переусердствовать с долговой нагрузкой.
Андрей Рожков, аналитик ИФК «Метрополь»:
«Аэрофлот» не раскрывает структуру сделки по приобретению 8 самолетов Boeing-777, поэтому можно только оценивать рост долговой нагрузки компании. Если авиакомпания будет финансировать приобретение кредитом на $1,4 млрд, то суммарный долг перевозчика увеличится с $1,9 до $3,3 млрд. Исполнение опциона на поставку дополнительно 8 судов может привести к росту долга до $4,6 млрд. Однако, принимая в расчет то, что долг будет наращиваться постепенно, исходя из поступления самолетов, мы не ожидаем одномоментного увеличения долга. В то же время следует отметить, что в этом году авиакомпания сократит свою долю в «Терминале» с 50 до 9% и таким образом прекратит консолидировать его долг в размере $900 млн на своем балансе. Исходя из этого, на конец 2012 года величину долга можно оценить примерно в $2,2 млрд. Учитывая прогноз по EBITDA на 2012 г. на уровне $770 млн, отношение долга к EBITDA составит 2,8. Это значение свидетельствует о средней долговой нагрузке, что не критично для «Аэрофлота».
Мария Кальварская, аналитик ИК «ТКБ Капитал»:
«Приобретение еще восьми самолетов Boeing – это планы 2013 – 2014 годов, что позволит компании увеличить авиапарк и объем перевозок. Если говорить о снижении долговой нагрузки, то время у «Аэрофлота» еще есть. Даже сейчас она находится на относительно невысоком уровне при показателе чистого долга $1,5 млрд на конец III квартала 2010 года. Средняя процентная ставка по кредитам составляет около 9% годовых, а дополнительные доходы перевозчика, куда включены роялти, не превышают 10% от общей выручки».
Финансовые результаты деятель-ности «Аэрофлота» (млрд руб.) |
||||
|
Выручка |
Доходы |
Прибыль |
Чистая прибыль |
2010 |
114,45 |
– |
15 |
12,05 |
2009 |
87,6 |
15,8 |
4,5 |
1,6 |
2008 |
95,0 |
15,8 |
9,4 |
5,8 |
2007 |
77,1 |
13,5 |
10,4 |
6,1 |
2006 |
71,4 |
9,7 |
11,4 |
7,9 |
2005 |
62,8 |
9,3 |
8,4 |
6 |
2004 |
56,4 |
8,1 |
8,3 |
6,3 |
2003 |
48,5 |
7,8 |
5,5 |
4,0 |
2002 |
45,0 |
7,0 |
4,5 |
3,2 |
2001 |
41,5 |
1,2 |
2,9 |
1,3 |
2000 |
36,3 |
1,1 |
2,8 |
1,2 |
Источник: «Аэрофлот» |
Еще по теме
Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе.
Равновесие между работой и личной жизнью для многих тружеников офиса остается недостижимой мечтой, исполнение которой откладывается до лучших времен.
Сегодня можно смело говорить о буме корпоративной прессы. Причем затраты на такие СМИ скромны по сравнению с многообразием их функций и эффективностью.
Типичные ошибки при выборе корпоративных подарков допускают прежде всего те, кто не слишком утруждает себя изучением особенностей своего коллектива, корпоративных традиций, культуры и настроений сотрудников, а также не слышит рекомендаций профессиональных устроителей праздников.