Top.Mail.Ru
архив

Дешево, но сердито

16.05.201100:00

 

Авиакомпании, АэрофлотВ начале марта российская авиакомпания подписала с Boeing твердый контракт на поставку восьми самолетов B-777, тогда же был оформлен опцион еще на восемь судов. И в ближайшее время он будет исполнен. Самолеты начнут поступать перевозчику в период с 2013-го по 2017 г. Стоимость контракта по каталожной цене составляет около $2,17 млрд. Но с учетом скидки сумма сделки гораздо ниже – $1,156 млрд. Американцы предоставили 47-процентный дисконт. При этом, как сообщают «Ведомости», «Аэрофлот» потратит не более 5% собственных средств: большую часть финансирования готов обеспечить Eximbank. Откуда подобная щедрость? Дело в том, что американский концерн пытается таким образом избежать штрафных санкций за задержку проекта B-787 Dreamliner, на который у «Аэрофлота» контракт на 22 лайнера, а также укрепить свои позиции в противостоянии с европейской авиастроительной компанией Airbus.


Авиапарк «Аэрофлота»

 

Boeing-767 – 11шт.

Ил-96 –  6 шт.

Airbus-330 – 10 шт.

Airbus-321 – 17 шт.

Airbus-320 – 35 шт.

Airbus-319 – 15 шт.


 

Впрочем, сделка с Boeing даже на сверхвыгодных условиях может обернуться для российского перевозчика существенным увеличением долговой нагрузки. Пока в «Аэрофлоте» бравируют величиной чистой прибыли: за 2010 г. по РСБУ она выросла на 676%, до 12,05 млрд руб. При этом выручка увеличилась на 30,6%, до 114,45 млрд руб., а себестоимость на 12%, до 91,87 млрд руб. Но столь резкий рост прибыли не мог быть следствием роста операционных показателей. Даже притом что перевозчик увеличил объем работ и получил около 1,7 млрд руб. по решению федерального судьи Швейцарии в рамках уголовного дела о хищении у ОАО «Аэрофлот» денежных средств.

Посмотрим на финансовую отчетность за 2009 г. Чистая прибыль составила всего 1,6 млрд руб. при выручке 87,6 млрд руб. и себестоимости 81,8 млрд руб. Откуда взялись дополнительные 10,5 млрд руб. прибыли? Ответ  на этот вопрос – в графе «доходы от прочей реализации». Информации за 2010 г. еще нет, но в 2008-м и 2009-м они составляли по 15,8 млрд руб. Основа финансового благосостояния – это роялти, компенсационные платежи иностранных авиакомпаний за полеты по транссибирским маршрутам. Эта сумма за 2010 г. составляла около $400 млн, или примерно 12 млрд руб., – почти вся чистая прибыль «Аэрофлота» за тот же год. Сравнивая финансовые показатели с 2009-м, можно предположить, что роялти тогда в чистую прибыль почти не попали, они пошли на погашение операционных убытков, как это было и в предыдущие годы.

Научился ли сейчас «Аэрофлот» жить без роялти? Возможно. Точно об этом можно сказать, когда эта величина будет выделена в бюджете компании отдельной строкой. Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев лишь обещал это сделать, но пока не сдержал своего слова.

Протокол по ВТО, подписанный РФ и ЕС в 2004-м, обязывает Россию модернизировать систему эксплуатации транссибирского маршрута и отменить «пролетные» не позднее 2013 г. Тогда их придется замещать долговыми заимствованиями, что уже делала авиакомпания в прошлом году. Главное – рассчитать силы и не переусердствовать с долговой нагрузкой.

 

Андрей Рожков, аналитик ИФК «Метрополь»:

«Аэрофлот» не раскрывает структуру сделки по приобретению 8 самолетов Boeing-777, поэтому можно только оценивать рост долговой нагрузки компании. Если авиакомпания будет финансировать приобретение кредитом на $1,4 млрд, то суммарный долг перевозчика увеличится с $1,9 до $3,3 млрд. Исполнение опциона на поставку дополнительно 8 судов может привести к росту долга до $4,6 млрд. Однако, принимая в расчет то, что долг будет наращиваться постепенно, исходя из поступления самолетов, мы не ожидаем одномоментного увеличения долга. В то же время следует отметить, что в этом году авиакомпания сократит свою долю в «Терминале» с 50 до 9% и таким образом прекратит консолидировать его долг в размере $900 млн на своем балансе. Исходя из этого, на конец 2012 года величину долга можно оценить примерно в $2,2 млрд. Учитывая прогноз по EBITDA на 2012 г. на уровне $770 млн, отношение долга к EBITDA составит 2,8. Это значение свидетельствует о средней долговой нагрузке, что не критично для «Аэрофлота».

 

Мария Кальварская, аналитик ИК «ТКБ Капитал»:

«Приобретение еще восьми самолетов Boeing – это планы 2013 – 2014 годов, что позволит компании увеличить авиапарк и объем перевозок. Если говорить о снижении долговой нагрузки, то время у «Аэро­флота» еще есть. Даже сейчас она находится на относительно невысоком уровне при показателе чистого долга $1,5 млрд на конец III квартала 2010 года. Средняя процентная ставка по кредитам составляет около 9% годовых, а дополнительные доходы перевозчика, куда включены роялти, не превышают 10% от общей выручки».

 

Финансовые результаты деятель-ности «Аэрофлота» (млрд руб.)

 

 

Выручка
от основной деятельности

Доходы
от прочей реализации

Прибыль
до налого­обложения

Чистая прибыль

2010

114,45

15

12,05

2009

87,6

15,8

4,5

1,6

2008

95,0

15,8

9,4

5,8

2007

77,1

13,5

10,4

6,1

2006

71,4

9,7

11,4

7,9

2005

62,8

9,3

8,4

6

2004

56,4

8,1

8,3

6,3

2003

48,5

7,8

5,5

4,0

2002

45,0

7,0

4,5

3,2

2001

41,5

1,2

2,9

1,3

2000

36,3

1,1

2,8

1,2

Источник: «Аэрофлот»

Еще по теме