Десять лет без остановок
В российской экономике уровень проникновения информационных технологий (ИТ) очень низок, многие малые компании «только вчера» купили себе первый компьютер. Директор по исследованиям и старший вице-президент исследовательской компании IDC Джон Ганц в интервью «Ко» сообщил, что видит в этом главную причину роста российского ИТ-рынка.
«Ко»: Как бы вы сформулировали, в чем состоят основные различия между российским и западным ИТ-рынками?
Джон Ганц:В первую очередь разный удельный вес персональных компьютеров в общей структуре затрат на ИТ. В России доля «железа» составляет до 80%, тогда как в США – 55%. Другое важное отличие касается венчурного капитала: в США и Европе постоянно появляются новые компьютерные компании – «старт-апы». В России механизмы венчурного бизнеса еще не сложились.
«Ко»: По данным IDC, в России уже несколько лет наблюдается бурный рост ИТ-рынка. Как вы считаете, насколько долго он может продлиться?
Д.Г.: Рост объясняется повышающимся спросом на услуги автоматизации. Ведь во многих сегментах экономики уровень проникновения ИТ-технологий по-прежнему крайне низок. Так в секторе малого бизнеса многие компании «только вчера» купили себе первый компьютер. ИТ-рынок будет расти, пока российская экономика остается стабильной. Сейчас, к примеру, ваша экономика растет со скоростью 4% в год, то есть в два раза быстрее, чем экономика США. По нашим прогнозам, рост российской ИТ-индустрии до 2007 будет составлять от 14% до 16% в год. Если не будет форс-мажорных обстоятельств, рост продолжится еще около десяти лет.
«Ко»: На российском рынке «железа» постоянно растет доля отечественные брэндов, с чем это связано?
Д.Г.: Основное преимущество местных производителей в том, что они способны быстро реагировать на требования заказчика. Кроме того, российские компании могут предложить более привлекательные цены. Местные производители достаточно сильны на многих развивающихся рынках других стран. Они могут построить стабильную компанию, с небольшим оборотом и малым количеством сотрудников. Западные фирмы более успешно работают в крупном корпоративном сегменте. Здесь они могут использовать свои преимущества – такие, как отлаженную структуру сервиса, надежность продукции.
«Ко»: Заметны ли результаты войны с пиратством, которую ведут частные компании и российское государство?
Д.Г.: Да, результаты есть, в этом году, по прогнозам крупных софтверных компаний, уровень пиратства должен снизиться. Сейчас лицензионное ПО – в основном прерогатива госкомпаний и крупных корпораций, которые не пользуются пиратским софтом – не хотят рисковать. Помочь в борьбе с пиратами может снижение цен на ПО. Тогда оно станет доступным, например для студентов и малого бизнеса.
«Ко»: Некоторые международные компании, в том числе SAP, Microsoft заявляют о своих претензиях на рынок автоматизации малого бизнеса. Как вы считаете, удастся ли им преуспеть в этом?
Д.Г.: Международным производителям будет очень сложно завоевать позиции на рынке автоматизации для малого бизнеса. Вероятнее всего, они обоснуются на рынке ПО для среднего бизнеса, а потом постараются проникнуть в нижний сегмент. Главная проблема в том, что для успешной работы на рынке малого бизнеса нужны налаженные каналы продаж. У компании 1C, занимающей 60% российского рынка автоматизации малого бизнеса, как и у других местных производителей, есть огромные партнерские сети, что дает им преимущество перед западными брэндами.