Девушка на побегушках
Несмотря на то что идеалы e-commerce в 2000 году были публично посрамлены, московский ГУМ с партнерами решил поэкспериментировать в Интернете. На реализацию планов развития виртуального бизнеса ГУМ планирует потратить до $7 млн. Большая часть этих денег может достаться российским разработчикам
ГУМ КИРПИЧНЫЙ И ВИРТУАЛЬНЫЙ
Проект "ГУМ-Интернет-АРУ" - это один из самых дорогостоящих и амбициозных проектов российского Интернета. Его реализация рассчитана на срок более двух лет, а вложения по мере завершения главных этапов проекта достигнут $7 млн. По информации главного подрядчика - компании РБК, на создание сайта "ГУМ-Интернет" будет потрачено $2 млн. Сайт будет включать в себя широкопрофильный онлайновый магазин с виртуальной трехмерной моделью ГУМа. Сегодня первая часть проекта почти готова. В скором времени портал будет встроен в корпоративную систему управления ГУМа.
По подсчетам Andersen Consulting, создание профессионально сделанного виртуального магазина позволит повысить оборот "традиционного" магазина на 2 - 5%. В ГУМе об этом знают и поэтому ищут выхода в Интернет. Первоначально на сайте www.gum.ru был создан электронный магазин. Но он не оправдал надежд: выручка была ничтожной, несмотря на предложенную систему скидок. За помощью обратились к профессиональным разработчикам Интернет-решений. Был выбран проект, предложенный РБК, и компания приступила к его реализации, основой которого является полная интеграция web-решения и существующего супермаркета.
Мировой опыт свидетельствует, что для покупателя при выборе магазина в Интернете очень важно доверие к имени. С этим у ГУМа все в порядке: для многих россиян ГУМ стал символом эпохи, местом, где можно не только купить качественные товары, но и полюбоваться видом на Кремль.
Как заявил на пресс-конференции, посвященной открытию портала, директор структуры "ГУМ-Интерет" Тимур Аитов, "необязательно продавать товар через Интернет, важно продавать его в принципе". Это и есть концепция портала. Цель проекта: привлечь как можно большее количество посетителей и соответственно покупателей в большое здание - в так называемый кирпичный ГУМ. В планах разработчиков специальные акции для привлечения на сайт универмага молодежи. Скоро на сайте будет запущена игра, позволяющая заядлым "бойцам", закаленным в битвах с внеземными монстрами в таких играх, как Quake e Unreal, побегать и пострелять в привычной глазу обстановке - ночном зале самого главного универмага страны.
С КАМЕРОЙ НА ЛБУ
"ГУМ-Интернет" намерен внедрять в российскую практику и новые технологии Интернет-торговли. Девушка, получившая в свое время титул "Мисс ГУМ", стала своеобразным "видеогидом": она перемещается по зданию на роликовых коньках, а через специальную web-камеру, закрепленную на ее шлеме, на сайт передается "картинка" в режиме реального времени.
Через IP-телефон (голос в котором тоже передается через Интернет) пользователь дает девушке указания, в какой из бутиков свернуть и к какому товару приблизиться. По мнению авторов проекта, футуристический вид красивой девушки на роликовых коньках, двигающейся по команде пользователя, может привлекать посетителей и в "кирпичный", и в виртуальный ГУМ.
Этот вид сервиса (называется он "Видео-экскурсия") предоставляется на условиях предоплаты из расчета 10 у.е. в час. Как удалось выяснить корреспонденту "Ко", пока эта услуга не очень популярна: девушку "катали" всего несколько раз, а в качестве потребителей ее выступали в основном иностранные телеканалы. Было несколько заказов из Америки (от русских), жители же Москвы экскурсией не интересуются. Пока электронный магазин привлекает около тысячи человек в день, покупатели оставляют здесь около $3000 в месяц.
Идею гонять девушку по "кирпичному" ГУМу через Интернет по достоинству оценили конкуренты РБК. Вот что говорит Игорь Василиадис, первый вице-президент компании "Сибинтек": "Идея видеоэкскурсии очень прогрессивна. Обычно процесс покупки в электронном магазине обезличен. Если же покупателю в выборе покупок помогает ведущая, у него создается эффект визуального присутствия в магазине".
Генеральный директор компании V6 Андрей Зотов считает, что акция с привлечением "Мисс ГУМ", конечно, забавна. Эта затея привлечет внимание тысячи-другой посетителей сервера. Однако он не считает, что данный портал сделан высокопрофессионально: "По всей видимости, сказались ограничения бюджета проекта и недостаток опыта у разработчиков. Мне кажется, что сервер www.gum.ru правильнее оценивать как попытку сетевого маркетинга, чем как полнофункциональный "электронный магазин". Будущее в этой области, на мой взгляд, за типовыми решениями, построенными на отлаженных "движках" электронной торговли".
ОЧЕРЕДЬ ИЗ МАГАЗИНОВ
Вторая очередь проекта выходит за пределы "кирпичного" ГУМа. Речь идет о создании портала ГУМ-АРУ (Ассоциация российских универмагов). В АРУ входят главные универмаги самых крупных городов России, магазины с самым большим товарооборотом. Комплект учредительных документов компании, которая будет развивать виртуальный проект, готовит консалтинговая компания Hogan&Hartson LLP. Бизнес-модель проекта построит одна из компаний "большой пятерки" - PWC или KPMG. После разработки дизайна проекта наступит период привлечения стратегических инвестиций. По бизнес-плану собрать необходимые деньги предполагается до 15 апреля 2001 года. Основными инвесторами проекта должны стать иностранные компании, имеющие интересы в развитии розничной торговли в России, то есть компании - производители товаров с мировыми именами, которые продаются в ГУМе.
Проект будет развиваться в двух форматах - В2С и B2B. Для доставки товара покупателям будут использованы региональные службы доставки и DHL.
Что касается B2B, то в рамках этого направления будет отстроен механизм оптовой торговли со всеми его составляющими - телекоммуникационной поддержкой, логистикой, платежными системами. Новый проект в перспективе должен перерасти в национальную сеть универсальных магазинов типа Karstadt AG в Германии. В настоящий момент ассортимент Интернет-портала составляет 50 тыс. наименований, и к концу нынешнего - началу следующего года его планируется расширить до 130 тысяч.