Top.Mail.Ru
бизнес

«Дикси» притянулся к «Магниту»

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Федеральная антимонопольная служба одобрила ходатайство ритейлера «Магнит» о покупке торговой сети «Дикси» и магазинов «Мегамарт», но выдвинула несколько принципиальных условий. Антимонопольные ограничения вынудили «Дикси» не включать часть своих магазинов в сделку. «Магнит» не исключил их закрытия, а эксперты — продажу другим интересантам.

ФАС выдвинула следующие условия:

  • Слияние торговых сетей произойдет только в муниципальных образованиях, где доля «Магнита» не превышает 25%. В связи с этим в 53 муниципалитетах 142 магазина «Дикси» не объединятся с «Магнитом».

  • Объединенная доля рынка «Магнита» и «Дикси» должна быть не выше 35% в 22 муниципалитетах. Это условие необходимо выполнить до 1 июля 2022 года.

  • У «Дикси» не будет права создавать дискриминационные условия на рынке, ограничивать доступ к нему для поставщиков и производителей.

  • «Магнит» будет обязан установить нулевую торговую наценку на молоко, хлеб и курицу. Также он распространит программу лояльности для пенсионеров на «Дикси» и «Мегамарте», участвующие в сделке.

В профильной группе «Околоритейл» на днях появилась информация, что в сделку между «Дикси» и «Магнитом» не войдут около 150 магазинов, писал «Коммерсант». По словам участников группы, точками продолжит владеть Mercury Retail Group Ltd Игоря Кесаева, Сергея Кацыева и Сергея Студенникова.

По словам источника издания, в сделку не войдут магазины в ряде муниципалитетов Мурманской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областей и Карелии. Он добавил, что эти регионы не ключевые для ритейлера, но стоимость сделки будет скорректирована.

В «Магните» подтвердили корректировку цены сделки, но цифру называть не стали. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров в разговоре с изданием оценил операционную стоимость этих отошедших от сделки магазинов в 1,5 млрд рублей.

Кроме того, в сети заявили, что выполнят требование о снижении доли до 35% в некоторых муниципалитетах. «Потенциально это может повлечь за собой закрытие ограниченного количества магазинов в соответствующих регионах», — говорится в сообщении «Магнита». Компания изучит показатели каждого отдельного магазина для корректировки количества точек «Магнита» или «Дикси». Существенных изменений рыночных позиций, финансовых результатов и планов по открытию магазинов не ожидается, добавили в сети.

Собеседник издания отмечает, что не вошедшие в сделку точки уже сменили название и отошли входящей в группу Mercury Retail Group сети дискаунтеров «Дешево». Бурмистров считает, что в случае продажи точек ими могут заинтересоваться «Лента», Spar и «Верный», а единичными объектами — X5 Group.

Что значит сделка для «Магнита»

«Дикси» для сделки оценили в 92,4 млрд рублей, что в 2,5 раза больше капитализации сети перед делистингом с биржи в 2018 году. В «Infoline-аналитике» отмечали, что $1 млрд — «это максимальная цена, которая могла быть», а «Магнит» «сознательно переплатил» из-за интереса к Санкт-Петербургу и Москве.

В рамках сделки «Магнит» получит 2,6 тысячи магазинов «Дикси» и гипермаркетов «Мегамарт». Оба бренда будут сохранены, а бизнес продолжит работать в качестве отдельного юрлица, объяснял гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг.

Для «Магнита» сделка — хороший шанс для возвращения на лидирующую позицию российского рынка, которую четыре года назад выхватила X5 Retail Group. О сделке было объявлено в день празднования 15-летия X5 — 18 мая, что нельзя назвать простым совпадением, поскольку покупка сокращает отрыв «Магнита» от основного конкурента до минимума.

Так, выручка X5 в 2020 году составила 1,97 трлн рублей, «Магнита» — 1,51 трлн рублей. Если бы учитывался «Дикси», то выручка составила бы уже 1,81 трлн рублей. По данным на конец 2020 года, X5 занимала долю в 12,8% рынка, а «Магнит» — в 10,9%.

При этом у «Магнита» до сделки была слабая представленность в Москве и Санкт-Петербурге. Управляющий директор фонда Prosperity Capital, владевшего пакетом «Дикси», Алексей Кривошапко говорил The Bell, что «Дикси» для сети — прекрасная возможность оптом схватить огромное количество площадок и со временем превратить их в «Магниты». Сама сеть подсчитывала, что после сделки ее рыночная доля вырастет с 3,8 до 8,2%, а в Северо-Западном федеральном округе — с 13 до 19,6%, отмечал РБК.

Старожил дискаунтеров

«Дикси» вместе с «Пятерочкой» и «Копейкой» стояла у истоков российского сегмента дискаунтеров. Она появилась после кризиса 1998 года на основе оптовой компании «Юнилэнд» бизнесмена Олега Леонова. К середине 2000-х ритейлер вошел в топ-5 по выручке. На Лондонской бирже «Дикси» провел IPO весной 2007 года по оценке $868 млн.

К середине 2010-х «Дикси» выдохся, и тогда стало понятно, что ритейлер не может конкурировать с крупнейшими сетями. «Дикси», единственная из всех крупных российских ритейлеров, заканчивала в убытках 2016–2017 годы. В 2018 году руководство сети сменилось, и был проведен делистинг с Мосбиржи. Кривошапко считает, что основная проблема «Дикси» была в том, что сеть не смогла отстроиться в конкуренции с «Пятерочкой» в контексте дифференциации и проиграла по масштабу эффективности. С 2018 по 2020 год выручка сети не выросла, в то время как крупнейшие конкуренты росли на 11–14% в год.

Еще по теме