Диктатура Лукашенко под давлением

Александр Лукашенко недавно заявил, что белорусская конституция «не под женщину», а глава ЦИК Лидия Ермошина еще во время президентской кампании 2010 года призывала женщин не идти в политику, а сидеть дома и варить борщ. Тем не менее сегодня три дамы из объединенного штаба стали символом сопротивления режиму. Россия на распутье — протянуть руку дружбы Лукашенко или сделать новую ставку. Настойчивое упоминание Гааги в стане белорусских оппозиционеров пока явно смущает Кремль, что не добавляет определенности.
Итак, к президентским выборам в Беларуси, которые пройдут 9 августа, допущены пять человек: бывший депутат белорусского парламента Анна Канопацкая, лидер движения «Говори правду» Андрей Дмитриев, председатель партии «Белорусская социал-демократическая Грамада» Сергей Черечень, действующий президент Республики Беларусь Александр Лукашенко и Светлана Тихановская — супруга блогера, автора YouTube-канала «Страна для жизни» Сергея Тихановского.
Два претендента в кандидаты в президенты, которые, по данным социологических опросов, находились в числе лидеров гонки, не были зарегистрированы ЦИКом. Виктор Бабарико, бывший глава «Белгазпромбанка», был арестован 18 июня по подозрению в отмывании денег и даче взятки. Еще одним «сбитым» стал бывший посол Беларуси в США и экс-глава Парка высоких технологий Валерий Цепкало: его инициативной группе, по заявлению комиссии, не удалось собрать более 100 тысяч верифицированных подписей.
Комментаторы на YouTube, смотревшие 14 июля трансляцию заседания ЦИК, после отказа в регистрации Бабарико и Цепкало стали призывать людей выходить на улицы своих городов. И вечером вся Беларусь действительно вышла «пашпацеравать»: только в Минске в акциях протеста приняли участие несколько тысяч человек. В ходе шествий неоднократно происходили стычки протестующих с ОМОНом, и далеко не всегда столкновения оканчивались успехом для сотрудников правоохранительных органов. По данным правозащитного центра «Вясна», в ходе протестов по всей Беларуси было задержано около 300 человек.
Бизнес против Лукашенко
Протесты 14 июля стали далеко не первыми за последнее время: ранее белорусы выходили на улицы, выражая свое несогласие с арестом Сергея Тихановского и Виктора Бабарико. А также выстраивались в очереди за оппозиционной символикой — бело-красно-белыми флагами и футболками «ПСІХО3%» — в магазин Symbal.by. Креативное решение родилось из жизни: ранее Александр Лукашенко называл ситуацию с коронавирусом «психозом», что стало, по данным социологов, весомой причиной падения рейтина действующего президента — вплоть до 3 %. Торговая точка, кстати, вскоре была закрыта владельцем Павлом Белоусом из-за участившихся проверок и регулярных отключений электричества.
Протестовали белорусы и в Интернете. Вадим Прокопьев, экс-глава Ассоциации рестораторов Беларуси, недавно покинувший страну, чтобы открыть свой первый проект в Сингапуре, выпустил настоящий «сериал» в стиле нуар. В первом ролике, опубликованном 14 июля, Прокопьев в брутальном образе колотит боксерскую грушу и в футболке с портретом Вацлава Гавела призывает Лукашенко извиниться за свои слова (ранее президент якобы оскорбил Прокопьева в ответ на его обращение к властям с критикой игнорирования проблем ресторанного бизнеса в условиях пандемии COVID-19) или же выйти с ним на ринг. Во втором ролике Прокопьев, так и не дождавшись ответа Лукашенко, позволил себе говорить о действующем президенте более фривольно, заявив, что тот испугался народного гнева. 19 июля Прокопьев выложил третий ролик, в котором заявил о своей готовности оказать поддержку объединенному оппозиционному штабу, а также выразил надежду, что изменения в Беларуси помогут осуществить переход власти и в России. На следующий день Прокопьев опубликовал четвертое видео, где призвал всех неравнодушных белорусов сплотиться вокруг объединенного штаба. В конце роликов идут титры с перечислением людей, задержанных на последних протестных акциях. Четыре ролика суммарно набрали более 1,5 млн просмотров на YouTube.
История любви, или Три женщины против Лукашенко
После регистрации Светланы Тихановской, единственной из «большой тройки» оппозиционных кандидатов, многие белорусы находились в раздумьях: стоит ли идти голосовать за «жену декабриста» — домохозяйку, которая ранее говорила, что участвует в предвыборной кампании ради мужа (Сергею Тихановскому было отказано в регистрации инициативной группы по сбору подписей, и его супруга в последний момент приняла решение подать документы сама)?
Однако вечером 16 июля жители страны, похоже, получили ответ на свой вопрос: в Telegram-каналах Тихановской, Бабарико и Цепкало была опубликована новость об объединении штабов Тихановской и незарегистрированных кандидатов. На совместной фотографии изображены Мария Колесникова, глава штаба Виктора Бабарико, демонстрирующая символ кампании арестованного банкира — сложенное из двух рук сердце; Светлана Тихановская со сжатой в кулак и поднятой рукой — жестом, которым пользовался ее супруг Сергей; Вероника Цепкало, супруга Валерия Цепкало, который на данный момент находится на самоизоляции из-за контакта с заболевшим COVID-19, — она показывает фотографу жест Victory, также использовавшийся во время сбора подписей за Цепкало. Фотография вышла настолько удачной, что немедленно стала интернет-мемом: стараниями фотошоперов Колесникова, Тихановская и Цепкало превращались то в супергероинь, то в трех богатырей.
Объединение штабов уже успели назвать историческим событием, и не зря: в последний раз оппозиция выставляла единого кандидата на президентских выборах в 2006 году.
Но сейчас ситуация значительно отличается: тогда белорусы были уверены в электоральном большинстве Лукашенко, а теперь на волне мемов про «Сашу 3%» в прямую победу действующего президента уже мало кто верит.
Власть — любой ценой
Машина репрессий, развернувшаяся в последние дни в Беларуси и затронувшая не только регулярных бойцов фронта борьбы с режимом (так, оппозиционные политики Николай Статкевич и Павел Северинец уже два месяца отбывают свои «15 суток»), но и обычных людей, возвращающихся вечером с работы и случайно попадающих в автозак, судя по тенденции, продолжит наращивать обороты. Как сообщил Telegram-канал NEXTA, после встречи с Лукашенко глава КГБ Валерий Вакульчик получил от главы государства карт-бланш на любые действия в рамках контроля предвыборного процесса. Под контроль комитета перешли все остальные силовые ведомства, в здании КГБ на проспекте Независимости под нужды СИЗО оборудуются новые помещения, а также проводится ревизия архивных документов с уничтожением возможного компромата на Лукашенко. Всем этим сотрудники КГБ будут заниматься за повышенную зарплату, но без отдыха. Результат не заставил себя долго ждать — громкой историей стал арест администратора Telegram-канала «Беларусь головного мозга» Игоря Лосика: 25 июня Лосик был задержан в своей квартире в Барановичах и помещен под стражу, после ему предъявили обвинение в подготовке массовых беспорядков.
Не утихают страсти и вокруг предвыборной агитации. По официальным данным, инициативной группе действующего президента удалось собрать почти 2 млн подписей.
Но процесс сбора подписей сопровождался скандалами: так, поставить подпись могли попросить прямо на рабочем месте, что противоречит законодательству, в противном случае угрожая мерами вплоть до сокращения. Уволить могут и просто за выражение несогласия с нынешней политикой режима: показательным был пример экскурсовода Национального художественного музея Никиты Монича.
Очевидно, что в такой ситуации избиратели, собирающиеся голосовать против Лукашенко, не хотят ни при каких условиях приходить к консенсусу с действующей властью. И в этом смысле объединенный штаб полностью удовлетворяет их чаяния: на пресс-конференции 20 июля Вероника Цепкало заявила, что максимум, на который готов пойти штаб во взаимоотношениях с властью, — круглый стол.
А что Москва?
До сих пор не до конца определенной остается роль, которую в предвыборном процессе играет Россия — главный геополитический союзник белорусской власти. Если ранее Москва напрямую оказывала поддержку Лукашенко, то теперь, похоже, Россия была бы не сильно против того, чтобы в августе в Беларуси появился новый президент.
На протяжении долгой истории взаимоотношений Лукашенко и российских властей за ореолом «братской дружбы» неоднократно вспыхивали конфликты, а на протяжении своего последнего президентского срока Лукашенко и вовсе преподносил Кремлю «сюрпризы» своей несговорчивостью по интеграционным процессам и поставкам нефти и газа.
Еще одной «вишенкой на торте» стал визит премьер-министра РФ Михаила Мишустина в Минск в рамках заседания Евразийского межправительственного совета. И пока главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов* утверждал, что переговоры Мишустина с Лукашенко — знак примирения, в Telegram-каналах разошлась новость о том, что белорусский президент был якобы госпитализирован с гипертоническим кризом. Во время переговоров бывший посол РФ в Беларуси, а ныне — первый заместитель министра экономического развития Михаил Бабич дал расклад по активам Лукашенко и его семьи за границей, а также рассказал о планах России на белорусском направлении, что и вызвало сильную эмоциональную реакцию Лукашенко.
Насколько сильной она была в действительности, доподлинно не известно. Практически сразу же дала свой ответ пресс-секретарь Лукашенко Наталья Эйсмонт, резко заявив на вопрос от Венедиктова о госпитализации Лукашенко: «Не дождетесь».
Как бы то ни было, холодные отношения Москвы и Минска сейчас должны беспокоить Лукашенко больше, чем Путина.
* признан в России иностранным агентом
Еще по теме



