«Для частных ракет нужны частные космодромы»
Космический размах перестает быть метафорой для описания проектов крупнейших российских компаний. Технологические игроки анонсируют запуск беспилотных флотилий, локализуют производство летательных аппаратов и даже строят легкие ракеты-носители. Холдинг Т1 на ПМЭФ-2023 представил собственную программу покорения космоса, первый пункт которой — запуск частной ракеты. О деталях проекта «Компании» рассказал заместитель генерального директора Холдинга Т1 по развитию бизнеса Алексей Волынкин.
— Мы абсолютно уверены в способности выдержать действительно амбициозные сроки, которые мы сами себе поставили, и запустить ракету осенью или в начале зимы. Первый аппарат достигнет космоса, соберет телеметрию и множество других данных о полете, передаст сигнал на поверхность, после чего вернется на Землю. Добытая им информация станет фундаментом для следующих запусков.
Ракета-носитель, которая планируется к запуску в этом году, предполагает вывод небольшой полезной нагрузки — в пределах десяти килограммов. В будущем целимся в сотни килограммов и планируем дойти до тонны веса. Это поэтапный процесс, который во многом будет определяться спросом и номенклатурой аппаратов, которые будет необходимо выводить на орбиту. В первую очередь мы будем подстраиваться под потребности бизнеса заказчиков.
— Развитие технологий на протяжении последних 10–20 лет, в том числе удешевление электронной компонентной базы, привело к снижению порога входа в индустрию. Сегодня частные компании могут реализовывать проекты, прежде доступные только национальным космическим агентствам.
Т1 не исключение. Для нас, как большого технологического игрока, приход в космос — вопрос очевидный. Мы видим запрос рынка на развитие космических группировок для разных целей: дистанционного зондирования земли, оказания услуг связи и прочих.
Это требует большого количества спутников — счет идет на тысячи. Соответственно нужен очень ритмичный запуск, и эту задачу невозможно решить на текущих ракетоносителях, к которым есть доступ в России. Легкая и сверхлегкая ракета, на наш взгляд, способна обеспечить быстрый и дешевый запуск.
— Изучив рынок российских компаний, которые занимаются космосом, мы заключили партнерство с SR Space, командой, имеющей опыт работы с ракетной техникой, конструированием спутников и разработкой специализированного ПО. Мы планируем совместный запуск, в ходе которого ракета пересечет линию Кармана (100 км над уровнем моря).
— Команда Т1 со своим инженерным софтом займется сложными вычислениями, в том числе расчетами аэродинамической тепловой нагрузки ракеты-носителя на всей траектории. Для этого требуются огромные вычислительные мощности — задача будет решаться с привлечением ресурсов Т1 Cloud.
Также мы берем на себя, с помощью собственной CRM-системы, организацию взаимоотношений с клиентами и учет спроса на выполнение коммерческих запусков.
SR Space концентрирует внимание на конструировании и создании ракеты-носителя, двигательной установки и площадки для старта. Кроме того, компания будет заниматься подготовительными работами для запуска. Это непростая вещь, учитывая наличие множества правил со стороны государства. Но у ребят уже есть опыт запусков.
— Мы можем найти заказчиков в любом секторе экономики в России и за рубежом, потому что в космосе границ нет: компания, обеспечивающая запуск, может взаимодействовать с партнером с любого континента.
Спутники могут использоваться для решения навигационных задач, построения систем связи, в том числе для миллионов беспилотников. Естественная функция — дистанционное зондирование земли, которое с ростом количества аппаратов на орбите даст возможность онлайн-наблюдения за всей поверхностью Земли. Фактически в космосе появится веб-камера, постоянно передающая картинку в нужном разрешении. А сценариев ее использования множество — повышение безопасности объектов, оптимизация процессов, выявление аномалий. Все это открывает новые возможности для развития бизнеса.
— Компания не стремится быть монополистом: мы в первую очередь первооткрыватели. Открываем двери в космос для большого количества игроков. Это не монополия, а, скорее, открытие новой бизнес-ниши, новых сценариев, новых рабочих мест.
— Холдинг смотрит на космос комплексно, и мы видим перспективу на всех этапах: в запусках, в производстве спутников, в обработке данных, которые получаются с помощью этих аппаратов.
Однако наш фокус на текущий момент смещен в сторону запусков. Во-первых, потому что без этого невозможно осуществить все остальное. Во-вторых, мы видим в этом очень рентабельный операционный бизнес: совершил запуск — получил деньги. Получается понятный, предсказуемый бизнес-кейс, не требующий длинного инвестиционного цикла, поэтому мы гораздо смелее идем в эту историю. Инициативы, связанные с космическими аппаратами, относим на второй этап.
— Если говорить про рынок пусковых услуг в целом, то цифры будут стремиться к сотням миллиардов рублей. Но я думаю, что мы, как и любой начинающий бизнес, будем тестировать наши гипотезы, проверять спрос. Уже вскоре, отталкиваясь от реальных показателей, будем смелее называть цифры.
— Сейчас не готовы раскрывать точную дату и точку запуска.
— Коммерческий успех обеспечивает высокая частота запусков. Сейчас мы говорим о нескольких в неделю, и в какой-то момент можем перейти к ежедневному режиму. Это требует серьезной наземной инфраструктуры, приспособленной к новому классу носителей. Есть мысли о собственном космодроме: на этой же площадке мы могли бы финально собирать саму ракету-носитель, устанавливать полезную нагрузку в грузовой отсек. Я более чем уверен, что мы придем к ситуации, при которой частные пуски будут осуществляться с частного космодрома.