Top.Mail.Ru
компания будущего

ДНК успеха: что объединяет компании будущего

Фото: «Компания» Фото: «Компания»

Четвертого декабря состоялось объявление победителей премии «Компания будущего-2024». Деловой журнал «Компания» в очередной раз назвал лучших бизнес-игроков страны по более чем 10 номинациям. Кульминацией торжественной церемонии стало появление слова года. Все участники вечера могли написать то, что, по их мнению, нужно взять в 2025 год. А ИИ сформировал из них слово года — и им стал «успех». Корреспонденты издания узнали у победителей, что помогает им быть успешными, каким они видят будущее своих проектов и что можно считать мерилом лидерства. 


Максим Соколов, АВТОВАЗ

Максим Соколов, Президент АО «АВТОВАЗ» (лауреат премии в номинации «Человек года»)

Получение премии — это большая честь не столько для меня, сколько для всей команды АВТОВАЗа. Несмотря на беспрецедентное санкционное давление и другие вызовы современности, мы смогли обеспечить максимальную производительность наших конвейеров. Сейчас завод выпускает новый автомобиль каждые 25 секунд. И в этом году мы возьмем новую планку по объему производства: более 500 000 автомобилей. Эти достижения возможны благодаря трудовому подвигу нашего коллектива. Наш бестселлер LADA Granta входит в топ-5 самых продаваемых в мире автомобилей. А наш новый флагман — автомобиль бизнес-класса LADA Aura — это ответ на вызовы, а также демонстрация достижения технологического суверенитета — цели, которую ставит перед нами Президент нашей страны.

Иван Соломин, АО «КАМА»

Иван Соломин, заместитель генерального директора, директор по бренду, маркетингу и связям с общественностью АО «КАМА»
(компания — лауреат премии в номинации «Прорыв года»)

Достичь лидирующих позиций компании помогают люди, которые желают сделать лучший продукт, не жалея личного времени. Их цель — реализация амбициозной идеи. У «Атома» в этом большое преимущество: мы создаем абсолютно новое, то, чего ранее не было в нашей стране — первый отечественный электромобиль-гаджет, который в следующем году выйдет в серийное производство. Помимо самого технического средства команда создаёт огромное количество цифровых продуктов, которые позволят эксплуатировать любые электромобили в нашей стране с большим комфортом и удобством.

Еще один драйвер развития отечественного бизнеса — широкие партнерства как с компаниями, так и с людьми. Важно объединяться, потому что вместе мы намного сильнее. Партнерства позволяют взять лучшую идею и применить её в своём продукте или, наоборот, поделиться своими лучшими идеями с кем-то для того, чтобы в целом и экономика, и инфраструктура развивались, и компании двигались только вперед. 


Семен Гарагуль, «Кириллица»

Семен Гарагуль, основатель Группы компаний «Кириллица» 
(компания — лауреат премии в номинации «Открытие года»)

В мире, где правит интеллект, компании важно иметь слаженную команду высококвалифицированных специалистов. Именно поэтому мы делаем большой акцент на развитие сотрудников. Второй фактор успеха — технологический капитал. «Кириллица» в настоящее время формирует научно-технологический центр, в котором будут создаваться решения для внедрения в первую очередь на территории России, ведь наша цель — развитие экономики страны.

В будущем же именно из России может быть запущена очередная мощная волна инноваций, что уже бывало прежде не раз, и тогда отечественные компании вновь станут глобальными трендсеттерами. Надеюсь, что и «Кириллица» в этом скажет свое слово! 

Без кириллицы культура России немыслима, алфавит является частью нашего кода. Это наш почерк, которым мы по праву гордимся.

А для этого мы продолжаем развивать бизнес, ценим своих партнеров и с гордостью представляем нашу страну.

Юлия Дьякова, «Норникель»

Юлия Дьякова, заместитель директора департамента кадровой политики «Норникеля»
(компания — лауреат премии в номинации «Кадровый потенциал»)

В условиях высокой конкуренции на рынке труда успешной будет только та компания, которая реализует то, чего не делали ранее другие. Наша программа долгосрочной мотивации, основанная на цифровых финансовых активах «Цифровой инвестор» — ответ на этот вызов. Мы постарались вовлечь в этот кроссфункциональный проект весь большой коллектив компании.

Для нас это не просто инструмент мотивации, это также важный элемент комплексной системы заботы о сотрудниках, так как одна из параллельных задач проекта — повышение цифровой и финансовой грамотности сотрудников. 

По итогам его реализации в 2024 году достигнут рост вовлеченности сотрудников по ключевым для компании факторам и повышает общая степень «цифровизации» команды, так как сотрудники получают дополнительные цифровые навыки и благодаря этомы легче осваивают новые производственные технологии. И все вместе это способствует дальнейшему устойчивому развитию компании.

Михаил Духовный, «Объединенная двигателестроительная корпорация»

Михаил Духовный, руководитель департамента корпоративных коммуникаций «Объединенная двигателестроительная корпорация» Госкорпорации «Ростех»
(компания — лауреат премии в номинации «Технологический суверенитет»)

Воля и стремление — два ключевых фактора, обеспечивающих успех. Уход ряда иностранных корпораций, которые на протяжении последних десятилетий не только вели конкурентную борьбу, но зачастую создавали искусственные барьеры, открыл перед нами новые возможности для развития. Теперь у нас есть не только желание создавать технику мирового уровня, но и материально-техническая база для этого, наличие необходимых компетенций, серьезная востребованность рынком. 

Так, например, двигатель, удостоенный премии, превосходит все мировые аналоги по показателям КПД. Это достижение стало результатом долгой и кропотливой работы.

Перед нами также стоит масштабная государственная задача — развитие гражданской авиации. Мы разрабатываем российские двигатели для отечественных летательных аппаратов и убеждены, что технологический суверенитет станет постоянным направлением нашей работы, необходимым для сохранения независимости и силы нашей страны.

Петр Гельтищев, директор департамента группы компаний «Нацпроектстрой»

Петр Гельтищев, директор департамента группы компаний «Нацпроектстрой»
(компания — лауреат премии в номинации «Цифровая независимость»)

Группа компаний «Нацпроектстрой» за последнее время получила целый ряд наград в сфере развития инфраструктуры. Они говорят о большой востребованности наших технологических решений, которые делают жизнь россиян удобнее, динамичнее и безопаснее. 

Сегодня уровень локализации производства в частности железнодорожной автоматики в компаниях холдинга превышает 95%, что позволяет нам добиться не просто технологического суверенитета, но бесспорного международного технологического лидерства.

Антон Шмаков, «Группа Астра»

Антон Шмаков, технический директор «Группы Астра»
(компания — лауреат премии в номинации «Экосистемная эволюция»)

Сегодня мы являемся свидетелями непростого, но очень интересного периода времени: очень быстро меняется обстановка, и высоки риски принятия того или иного решения в моменте. Единственный, на мой взгляд, выход — это постараться опередить время за счет внедрения инноваций, за счет переосмысления стандартных подходов.  

Один из современных IT-трендов — экосистемный подход. Для компании будущего это важно, потому что в ее цифровой инфраструктуре все компоненты, элементы, даже самые маленькие детали должны быть связаны друг с другом, работать как единый механизм или как живая биосфера. Именно за счет экосистемного подхода, при котором есть связь между всеми элементами, у каждого участника процесса появляется мотивация оказывать поддержку «соседу», помогать партнеру, чтобы в итоге получить полностью работающую взаимовыгодную кооперацию между участниками.


Мария Хильченко, «Московский метрополитен»

Мария Хильченко, начальник Службы внешних связей ГУП «Московский метрополитен»
(компания — лауреат премии в номинации «Диджитал-трансформация»)

Мы гордимся тем, что запускаем первый беспилотный трамвай в России! Уже в конце 2025 года трамвай начнет регулярные поездки с пассажирами на маршруте. Наш проект — один из примеров того, как важно компаниям проводить цифровизацию и автоматизацию процессов и показывать пример остальным игрокам рынка.

Москва, например, мировой лидер по числу удобных бесконтактных способов оплаты проезда. В том числе работает оплата по биометрии. Также в столице открыты первые в России цифровые станции городского транспорта — «Марьина Роща» Большой кольцевой линии и терминал №1 московского городского вокзала Нижегородская. Мы продолжим развивать и запускать новые отечественные технологичные решения для повышения привлекательности и удобства городского транспорта.


Денис Домов, ТМК

Денис Домов, заместитель генерального директора, технический директор Научно-технического центра ТМК (компания — лауреат премии в номинации «Научный капитал»)

Научное развитие и внедрение инноваций — это драйвер любого бизнеса, в первую очередь крупных промышленных групп. ТМК не является исключением: компания активно развивает инновационные направления — это разработка металлов с улучшенными свойствами и новых видов трубной продукции, цифровизация операционных процессов.

В этом году Научно-технический центр, который действует в составе ТМК, отметил свое 5-летие. За эти годы пройден большой путь от оснащения современным исследовательским оборудованием до создания научного коллектива, в котором собраны настоящие таланты. 

Я уверен, что у нас в стране отличная инженерная школа, есть мощный научный задел в области металлургии и металловедения, есть грамотные специалисты. Остается объединить их и создать условия для творчества — все это вкупе и позволяет достичь отличного результата.


Василий Лексин, Кирилл Вотяков, «Авито»

Кирилл Вотяков, управляющий директор «Авито»
(компания — лауреат премии в номинации «Благотворительность»)

Для компании будущего прежде всего важно создать команду, которая любит то, что делает. Наша миссия — помочь каждому улучшить собственную жизнь и жизнь людей вокруг.

Коллектив «Авито» объединяет именно это стремление, поэтому и проект “Человек дождя” стал столь успешен: он очень близок ДНК нашей команды.

С фондом «Обнаженные сердца» мы работаем с 2002 года. А в этом году создали серию эксклюзивных дождевиков, в дизайне которых были использованы рисунки детей с синдромом аутистического спектра, подопечных фонда. К созданию рисунков мы также привлекли знаменитостей, а готовые дождевики продавали на «Авито». Все вырученные средства были переданы в помощь фонду. На мероприятие к запуску проекта мы пригласили не только журналистов, но и сотрудников и подопечных фонда, как главных героев этой истории. С помощью проекта мы рассказали нашей, 70-миллионной, аудитории о важном проекте и о том, как помочь тем, кому это необходимо.

Василий Лексин, руководитель продукта ESG в «Авито»
(компания — лауреат премии в номинации «Благотворительность»)

Мы объединяем большое число людей, и даем им возможность просто помогать. В слове «просто» заключается вся сложность, потому что добиться нужного эффекта можно только за счёт умных технологий и таланта наших разработчиков дождевиков.

Захар Азаров, «Северсталь»

Захар Азаров, советник генерального директора компании «Северсталь»
(компания — лауреат премии в номинации «Устойчивое развитие»)

Успешное будущее зависит от готовности продолжать прикладывать усилия: в бизнесе, как в спорте, иногда хватает буквально сантиметра, чтобы стать первым. Иными словами, всегда приходится быть в тонусе, и участие в премиях, таких как «Компания будущего», стимулирует развиваться.

Наш проект экологического мониторинга реализован в Вологодской области, в городе Череповце, где расположен наш крупнейший актив «Северстали», и дает возможность анализировать ситуацию с выбросами предприятия. И сегодня в каждом районе фиксируется уровень выбросов, сведения о которых доступны в электронном виде любому желающему. Это позволяет бизнесу выстраивать конструктивный диалог с обществом, а без этого будущего у компании нет.

Сегодня устойчивое развитие — это не модный тренд, а обязательное условие для того, чтобы тебе доверяли команда, инвесторы и потребители.

Андрей Лиханов, «Мрия»

Андрей Лиханов, директор департамента внешних коммуникаций и объектов инфраструктуры курорта «Мрия»
(компания — лауреат премии в номинации «Осознанный премиум»)

Этот год для курорта «Мрия» был знаковым: нам исполнилось 10 лет, и, что немаловажно, мы входим в новую эру с новыми планами. Если сейчас наш курорт занимает 64 гектара земли, то в ближайшие годы планируем расширение в 2 раза. Мы начали строительство новых мест размещения и запустили второй этап реновации.

Постоянные изменения и адаптация под нужды наших гостей и есть важный элемент концепции осознанного премиума. Однако есть два других важных — забота о команде и поддержание экобаланса.

С опорой на эти три составляющие «Мрия» начал пересобирать отрасль гостеприимства, на что откликаются другие игроки люксового отельного сегмента.

Михаил Стеркин, «ФосАгро»

Михаил Стеркин, заместитель генерального директора «ФосАгро»
(компания — лауреат премии в номинации «Инвестиции в будущее туризма»)

«ФосАгро» — наверное, одна из самых инновационных компаний в своей отрасли в мире: мы занимаемся и углеродными проектами, и развитием линейки минеральных удобрений, и цифровыми проектами.

Проект, который удостоен премии «Компания будущего», инфраструктурное развитие курорта «Хибины» — пример наших социальных инициатив. Он реализуется для того, чтобы люди, живущие за Полярным кругом, имели такие же возможности, как и жители центральной России. 

Созданная инфраструктура включает и горнолыжный курорт, и прекрасный лыжный стадион, принимающие соревнования самого высокого уровня. Протяженность трасс «Большого Вудъявра» составляет 30 км. Сезон катания в Кировске — самый продолжительный среди курортов, расположенных на сопоставимых высотах как в России, так и в Европе. У курорта отличная транспортная доступность. За последние 5 лет турпоток в Хибины вырос в 6 раз до 405 тысяч гостей в прошлом сезоне. 

У нас большие планы по дальнейшему развитию — строительство жилых домов, возведение гостиниц и расширение горнолыжного кластера. Создание комфортной городской среды идет во всех городах присутствия компании. 

Во многом благодаря этому мы не испытываем дефицит кадров: местные талантливые ребята после окончания колледжей и вузов остаются на малой родине и становятся частью большой семьи «ФосАгро».

Семененко Оксана, ВТБ

Семененко Оксана, вице-президент, заместитель руководителя Private Banking и «Привилегии» ВТБ
(компания — лауреат премии в номинации «Банк для всей семьи»:

Семья — для нас это особенная ценность, ВТБ всегда позиционировался как финансовый помощник для близкого круга клиента, а не только самого держателя капитала. У нас очень много программ для развития семейного бизнеса, для семей, в том числе для старшего поколения, представители которого могут поделиться со своими близкими преференциями от банка.

У нас есть семейный финансовый офис, который помогает разобраться в вопросах  налогообложения, консультирует по инвестиционным активам. Может быть, с течением времени эксклюзивность такого подхода будет утрачена,  так как в это направление устремились все банки. 

Секрет бизнес-успеха заключается в людях. Я не очень люблю слово команда, в последнее время оно очень часто  звучит, и  становится немного избитым. Но, тем тем не менее, секрет нашего успеха это все-таки те люди, которые изо дня в день делают свою работу. Это те, кто сопровождает операции клиентов, те, кто помогает им работать, те, кто выслушивают то, что может быть, не всегда приятно выслушивать. Помните, как в кино было? «Просто я люблю дело, которому я служу». Вот, наверное, так, мы действительно любим то, чем мы занимаемся. Несмотря на то, что сложно, тем не менее мы обеспечиваем для наших клиентов комфорт, чего бы нам это ни стоило, в любом смысле.

Еще по теме