Top.Mail.Ru
компания будущего

Трансформация + стабилизация

Фото: «Компания» Фото: «Компания»

Уходящий год создал запрос одновременно на два противоречивых тренда в российской экономике — и эти тренды определили выбор номинаций премии «Компания будущего — 2023».

«Преодоление» — одно из главных слов, описывающих бизнес-тренды 2023 года. Как и «санкции», «независимость», «импортозамещение», «трансформация», «стабилизация» (в нестабильном мире). Иногда эти слова сливаются, и получается «диджитал-трансформация», что вылилось в итоге в название одной из номинаций премии «Компания будущего» в этом году. А еще «искусственный интеллект» и «кадровый голод».

Очевидно, что в 2023 году отчетливо проявились два взаимозависимых и, казалось бы, взаимоисключающих тренда.

Первый тренд — трансформационный, отвечающий вызовам времени. Искусственный интеллект и технологии, которые надо внедрять, чтобы двигаться вместе со всем миром, иначе все рухнет и экономика безнадежно откатится назад. Российский бизнес в этой сфере совершил невероятные успехи. Банковские системы превращаются в экосистемы и занимаются ИИ, IT-сфера развивается как саморасширяющаяся вселенная и эволюционирует, несмотря на отток кадров.

И этот глобальный тренд в полной мере отразился в номинациях «Цифровая независимость», «Технологический суверенитет» и «Экосистемная эволюция». По ажиотажу, который вызвала среди лауреатов номинация «Диджитал-трансформация», видно, что это направление переживает прямо-таки ренессанс в России. Такое, казалось бы, новомодное и, не побоюсь этого слова, хайповое слово года, как «Искуственный интеллект», уже стало составной частью деятельности российского бизнеса — от внедрения предиктивной аналитики, которая с помощью ИИ предотвращает аварии на инфраструктурных объектах, как у «Т Плюс» и ГК «Цифра», до использования ИИ при модерации 200 млн карточек, как у «Озона», и безэкипажного управления новыми, создаваемыми в России кораблями, как у «Ситроникса». И ни о какой изоляции в такой высокотехнологичной сфере речи не идет.

Второй тренд — это процессы стабилизации. Практически весь российский бизнес целый год занимался еще и стабилизацией на микро- и макроуровнях. Ведь трансформация порождает нестабильность и является ответом на негативные внешние изменения. Всегда есть необходимость стабилизировать ситуацию и достичь нарушенной трансформациями гармонии. Так сам собой из прошлого, такого же нестабильного года в этот перешли номинации «Благотворительность», «Устойчивое развитие» и «Кадровый потенциал».

еще по теме:
Компания будущего: технологичная, гибкая, человечная
Лауреаты премии «Компания будущего — 2023» поделились секретами лидерства
Приз

Эти два тренда — своеобразные «инь» и «янь». Не будь одного — остановилось бы развитие, не будь другого — было бы разрушающее напряжение. Отдельный тренд этого года — сверхпреодоление различного рода вызовов. Фактически весь 2023 год — это один большой вызов для большей части российского бизнеса. Так естественным образом из прошлого в этот год перешли сверхноминации «Прорыв года» и «Вызов года».

Если бы явление можно было персонифицировать, то премию «Прорыв года» получил бы «призрачный флот России». Сотни танкеров, которые в условиях блокады перевезли миллионы тонн российской нефти и поставили ее потребителям по всему миру. Неизвестно, по какой цене они это сделали, неизвестно, какую нефть они продали, неизвестно, откуда вдруг образовались десятки компаний-трейдеров в ОАЭ, Сингапуре и других нейтральных юрисдикциях, но факт остается фактом — российская нефть дошла до тысяч потребителей, а бюджет получил деньги на фоне ценового потолка, запрета трубопроводных поставок, ограничений фрахта судов и различных запретов на их страхование.

Возвращаясь к трансформационным процессам, российским компаниям в 2023 году пришлось делать двойную работу. Они пытались поспеть за глобальными мировыми трендами, мода на которые задается в пригороде Сан-Франциско — в Силиконовой долине. И здесь российским компаниям пришлось бежать изо всех сил, чтобы быть в мировом мейнстриме. Бум внедрения искусственного интеллекта сейчас идет и в российских компаниях. Это не только и не столько Kandinsky 2.2 «Сбера», это внедрение ИИ во все аспекты экономики и производственные процессы. Это нашло отражение и в заявках на премию «Компания будущего» — очень заметен тренд на интеграционные процессы в рамках систем, повышение связности, эффективности, технологизации, отработки новых ниш и всего того, что по экспоненте повышает эффективность бизнеса. От лидеров интернет-ритейла «Озон» и «Авито» до инфраструктурных российских компаний, таких как «Т Плюс» и «Компания 1520», которые с помощью ИИ и собственных разработок скачкообразно повышают управляемость и эффективность своего бизнеса.

Вторая часть двойной работы, которую приходится делать российскому бизнесу, — это поспеть, если так можно сказать, за трендами, задаваемыми для российской экономики из другого города США, из Вашингтона. Речь идет, конечно, о санкциях против ведущих российских компаний и ключевых секторов экономики, а вообще, если быть честными, против всего российского бизнеса и всех граждан России. Бизнесу приходится работать в условиях прямой блокировки деятельности российских компаний и ухода западных компаний с российского рынка. И весь этот год мы наблюдали нарождающийся класс новых собственников и появление новых брендов. Их уже тысячи, и они уже встроены в экономику.

Сама по себе, и даже несколько неожиданно для нас самих, сформировалась номинация «Осознанный премиум». В этом году особенно ярко проявился тренд на смену потребительской парадигмы, и бизнес мгновенно откликнулся на него. Ресейл рвет модный рынок, удваиваясь чуть ли не каждые полгода, — и сразу же под этот запрос появились и трансформировались качественные интернет-платформы, которые сумели гарантировать покупателю подлинность купленных вещей. Но это не все — в этой же области лежит вся наша сфера гостеприимства, привносящая добавочную стоимость тому, к чему прикасается. И вот уже захватывающие виды Алтая или северное сияние Мурманска усиливаются особым лоском, который приносит нарождающийся пласт энтузиастов‑отельеров. А отели «5 звезд», потеряв громкое сетевое имя, показывают уровень еще более высокий, чем предусмотрен международными сетевыми стандартами, — достаточно было приложить усилие.

И так во всем. Благотворительность в условном 2007‑м и в 2023 году — две большие разницы и тоже двойное усилие. Она уже была частью социальной ответственности больших компаний и 15, и даже 20 лет назад — но заниматься благотворительностью сейчас, на фоне санкций, эмбарго и геополитического противостояния, — это уже своеобразный вызов и преодоление. Казалось бы, какая благотворительность, посмотрите, что в мире происходит. Но нет, многие программы российских компаний в социальной сфере поражают своим масштабом — от глобального проекта компании «Норникель» по избавлению от выбросов серы на всех своих предприятиях до обучения программированию детей из детских домов и школ-интернатов, которое проводит международная школа CODDY.

Фактически все номинации нашей премии имели право на существование в любом году этого века. Но чтобы как в 2023‑м они приобрели некое драматургическое звучание, достаточно перед любым бизнес-процессом поставить слово «преодоление».