Top.Mail.Ru
архив

Доброе утро, 33 коровы!

В ближайшее время, возможно, произойдет первое объединение молочных компаний на московском рынке. Останкинский и Очаковский молочные комбинаты объявили о том, что ими совместно с ЗАО "Новозеландские молочные продукты" будет образован "Молочный альянс", цель которого скоординировать сбытовую политику в области дистрибуции и продаж молочных продуктов в Москве и в России. По информации "Ко", речь идет не об одной, а сразу о двух сделках. Во-первых, похоже, начинается объединение в единый холдинг второй и третьей по размерам молочной компании Москвы. Во-вторых, две новозеландские компании, входящие в состав Новозеладского совета по молочным продуктам, меняют тактику на российском рынке, а проще говоря, уходят с него как самостоятельные игроки.

Идея объединения сбытовых структур молочных компаний витает в воздухе уже несколько лет. Так, в 1994 году Останкинский и Черкизовский молочные комбинаты пытались создать совместную компанию по реализации - ТОО "Альянс Молоко". Впрочем, в дальнейшем пути компаний разошлись, а ТОО было благополучно забыто. Фактически на идее объединения сбыта изначально строилась деятельность группы ВБД, сейчас превратившейся в крупнейшую молочную компанию страны. Похоже, по аналогичному пути решили пойти и при создании "Молочного альянса".

По информации "Ко", инициатором создания "Молочного альянса" стало АО "Инвестпрод" - управляющий муниципальными пакетами акций в Останкинском и Очаковском комбинатах. "Инвестпрод" - достаточно любопытная структура: фактически это компания, созданная несколькими крупными московскими продовольственными производителями, такими, как Московский жировой комбинат и АО "Красный Октябрь", по инициативе московской мэрии, которой принадлежит, по непроверенным сведениям, блокирующий пакет акций "Инвестпрода". В "Молочном альянсе", судя по всему, лидирующую роль будет занимать Останкинский МК как более сильная в производственном плане и финансово стабильная компания. Не исключено, что в случае успешной реализации идеи "Молочного альянса" речь зайдет и о дружественном объединении двух компаний, сейчас контролируемых их менеджментом и "Инвестпродом". Дружественность не вызывает сомнений: по данным "Ко", молочные комбинаты поддерживают партнерские технологические связи.

С ЗАО "Новозеландские молочные продукты" ситуация более сложная. С осени 1998 года объемы собственных продаж компании существенно упали: по данным "Ко", падение составило более 45%. Между тем компании, входящие в Новозеландский совет по молочным продуктам, сейчас очень активно увеличивают собственные продажи в Великобритании, отнимая доли рынка как у местных, так и у немецких конкурентов. Между тем зимой 1998/99 года рынок у НЗМП активно "отбирали" как российские производители и фасовщики (зачастую просто упаковывающие импортное масло и продающие его под российским брэндом), так и финские производители - Valio. Попытки найти в России партнера, на базе которого можно было бы организовать собственное производство, окончились неудачей. Именно тогда пошли подтвердившиеся сейчас слухи о полном уходе компании с рынка.

НЗМП уже объявило о том, что ЗАО со 100-процентным новозеландским капиталом будет ликвидировано, а на базе его будет организовано представительство, которое, по предварительным данным, возглавит гендиректор ЗАО Дэйвид Гиллиндхэм. Вхождение в "Молочный альянс" новозеландцев - это, скорее всего, попытка устроить уход с наименьшими потерями. По Москве дистрибуцией, сбытом, а возможно, и импортом будет заниматься СП Останкина и Очакова, а для дистрибуторов и импортеров сливочного масла прибавится работы: по информации "Ко", "Молочный альянс" не будет иметь эксклюзивного права на импорт "Анкора" и "Доярушки" в регионах.

Перспективы "Молочного альянса" как конкурента группы ВБД неясны. В случае если менеджерская команда НЗМП перейдет целиком в "Молочный альянс", а компании смогут произвести технологическое объединение, не исключено, что у "Вимм-Билль-Данна" в Москве появится достаточно серьезный конкурент, поддержанный мэрией, у которого в активе помимо молочной продукции высокорентабельные продажи сливочного масла. Если же все наследство НЗМП будет заключаться в торговой марке "Доярушка", продажи которой надо поддерживать крупными рекламными затратами (НЗМП в I полугодии 1998 года, в момент наивысшего расцвета бизнеса, тратило до $750 тыс. в квартал на рекламу), перспективы объединения выглядят туманными. В конце концов де-факто объединение Останкина и Очакова в форме дружественного партнерства произошло не вчера, и регистрация ЗАО "Молочный альянс" ничего не изменит.

Под большим вопросом судьба четвертой молочной компании Москвы - Черкизовского МК. По мнению аналитиков, именно этот завод, а также Молкомбинат им. Горького станут потенциальными мишенями для поглощения как группой ВБД, так и "Молочным альянсом". Причем одинаково возможны и тот и другой варианты: новые владельцы Черкизовского МК (см. "Ко" №...) остаются в проигрыше от укрупнения молочного бизнеса, и вопрос "против кого дружим" через некоторое время станет для них крайне актуальным.

Еще по теме