Top.Mail.Ru
архив

Долг «Ростелекомом» красен

Крупнейший миноритарий «Ростелекома» – компания Marshall Capital Partners (MCP) Константина Малофеева – может лишиться своего актива

«В настоящее время от имени VTB Capital plc в Высокий суд г. Лондона (High Court) подан иск к «Нутритек Интернэшнл Корп.», Marshall Capital Partners и непосредственно Малофееву Константину Валерьевичу о мошеннических действиях при получении кредита и возмещении полной суммы причиненных банку убытков», – сказали «Ко» в пресс-службе ВТБ. СМИ ранее сообщали, что госбанк требует возместить ему $230 млн, но в ВТБ «Ко» заявили, что сумма требований значительно больше – $317 млн. Директор по корпоративным связям Marshall Capital Partners Елена Зубова подтвердила подачу иска, однако при этом оговорилась, что не признает претензий ВТБ. «Считаем иск безосновательным и надуманным, а так называемые «доказательства» – высосанными из пальца. Возможно, со стороны ВТБ это был ход, которой отвлек бы внимание общественности от собрания акционеров и проблем, обсуждаемых там (покупка буровых установок, обвинения в связи с этим в неэффективном управлении банковскими активами)», – заявила Елена Зубова. Опрошенные «Ко» аналитики полагают, что никакого отношения к собранию акционеров это не имеет. «ВТБ интересуют не столько деньги, сколько возвращение пакета акций (7% «Ростелекома», контролируемые Marshall Capital Partners. – Прим. «Ко») в собственность госкомпании», – утверждает экс-глава «Связьинвеста» Евгений Юрченко. «Скорее всего, поступила команда «отнять», – подтверждает эту версию известный в телекоммуникационной отрасли управленец, бывший гендиректор МТТ Эльдар Разроев.

 

Кредиты без проверки

В ноябре 2007 года VTB Capital выдал кредит в $230 млн ООО «Руссагропром» на покупку у «Нутритека» девяти молочных предприятий. Кредит погашен не был, проценты по нему также не уплачивались. ВТБ судился с заемщиком и добился передачи 100% долей «Руссагропрома», выступавшего поручителем по кредиту, в собственность банка. Но средств на счетах «Руссагропрома» не оказалось. Кроме того, стоимость заложенных молочных заводов оказалась завышенной в десять раз, утверждают в ВТБ. Но почему, выделяя столь значительные средства, банк сам не проверил соответствие стоимости закладываемого имущества? «В банк «ВТБ» известной независимой аудиторской компанией был представлен положительный отчет об оценке залогов. Аудитор делал оценку на базе материалов, предоставленных компанией, которые впоследствии оказались не соответствующими действительности», – пояснили в пресс-службе ВТБ. «Миноритарные акционеры («Нутритека». – Прим. «Ко») тогда встретили сделку (по продаже молочных заводов. – Прим. «Ко») в штыки, а аналитики еще долго потом выспрашивали у руководства «Нутритека», да и у меня лично, не слишком ли дешево группа рассталась с таким лакомым куском, – парирует обвинения со стороны ВТБ директор по связям с инвесторами группы «Нутритек» Юрий Кунашев. – В таком контексте обвинения в многократном завышении продавцом стоимости активов представляются мне как некоторый эпатаж, особенно если вспомнить, что со времени продажи прошло более трех с половиной лет многочисленных ретроспективных выкладок». Как бы то ни было, но другой источник в «Нутритеке» подтверждает, что ВТБ действительно положился на выводы аудиторов и представители банка на заводы даже не приезжали. «Это был период бума: контроль со стороны финансовых регуляторов слабый, а стремление банков к рисковым вложениям – высокое. К тому же, согласно заявлению ВТБ, банку предоставили неадекватную информацию о стоимости залога и целях инвестиций, которая не была им, по всей видимости, достаточно хорошо проверена», – резюмирует главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.

 

Отдаст или отнимут

Андрей Верников, заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент», уверен, что если иск ВТБ будет удовлетворен, то часть из 7-процентного пакета акций «Ростелекома» Константина Малофеева перейдет в собственность госбанка. «ОАО «Нутринвестхолдинг» стоит на рынке $22 млн, так что, возможно, санкции будут наложены на активы в «Ростелекоме». Они оцениваются на рынке сейчас в $1,134 млрд. Отчуждение части этих активов ослабит позиции Marshall Capital Partners как миноритарного акционера «Ростелекома», – говорит Александр Осин. А вот Евгений Юрченко утверждает, что кредит ВТБ – далеко не единственный долг, который могут «повесить» на Marshall Capital Partners. «Это только первый иск, аналогичных исков может быть подано еще несколько», – утверждает бывший глава «Связьинвеста». При этом он отказался говорить, кому еще должен Marshall Capital Partners и какова общая сумма претензий, но выразил уверенность, что в скором времени господин Малофеев может лишиться не части, а всех активов в «Ростелекоме». Елена Зубова не стала обсуждать, есть ли у компании крупные долги, которые впоследствии могут быть взысканы через суд. «Ко» обратился с запросом о том, есть ли у них кредитные отношения с Marshall Capital Partners, во все банки, входящие в Top-10 российского рейтинга. Кроме ВТБ, ответил лишь Альфа-банк: «У корпоративного бизнеса Альфа-банка сделок с Marshall Capital Partners нет. В клиентском справочнике такой клиент отсутствует». Косвенное подтверждение тому, что ВТБ интересует именно пакет акций «Ростелекома», – объявленное в конце мая создание при участии банка фонда Alternative Capital Investments, который будет заниматься инвестициями в медиа, IT и телекоммуникационные активы. Буквально через неделю стало известно об иске к господину Малофееву. «Marshall Capital Partners сложно станет тягаться с ВТБ и ему проще будет отдать актив, интересующий госбанк, ведь своего он добьется не мытьем, так катаньем. Не говоря уже о том, что сделка по приобретению этого актива господином Малофеевым вызывает много вопросов», – рассуждает один из топ-менеджеров крупной российской телекоммуникационной компании.

 

Билет в Лондон

Эльдар Разроев полагает, что в скором времени, буквально в течение 2–3 месяцев, грядет смена управляющей команды в «Ростелекоме». Напомним, что в настоящее время компанией руководит Александр Провоторов, считающийся близким другом и даже «ставленником» господина Малофеева. Источник «Ко» утверждает, что новым главой «Ростелекома» должен стать член совета директоров компании Сергей Приданцев. Сам «кандидат» отказался комментировать эту информацию, уточнив лишь, что на сегодняшний день является членом совета директоров и был выдвинут на этот пост ВЭБом. Тем не менее информацию о том, что господина Приданцева прочат на пост главы «Ростелекома», слышал и другой источник «Ко». Если Александра Провоторова действительно сместят, это будет означать скорый выход Marshall Capital Partners из состава акционеров «Ростелекома» и, скорее всего, окончание участия господина Малофеева в крупных телекоммуникационных проектах в России. Некоторые эксперты уже сейчас советуют ему на всякий случай запастись английской визой.

Крестные отцы

В ноябре 2010-го  Константин Малофеев выкупил у Газпромбанка пакеты акций МРК, эквивалентные 7% объединенного «Ростелекома». СМИ тогда писали, что сделка выглядит странно: еще летом прошлого года акции МРК и «Ростелекома» начал скупать Газпромбанк. Делалось это на деньги самого «Ростелекома», который разместил в Газпромбанке $300 млн. Причем все эти операции, как утверждают источники, проводились в интересах Marshall Capital Partners. Вызывает много вопросов и кадровая политика госкомпаний: главой «Ростелекома» был назначен близкий к Малофееву Александр Провоторов, а гендиректором «Связьинвеста» стал выходец из Marshall Capital Вадим Семенов. При этом большую часть подрядов «Связьинвеста» по строительству, проектированию и обслуживанию объектов связи получает «Инфра Инжиниринг». Этот строительный холдинг также принадлежит бывшему представителю Marshall Capital Сергею Огороднову. Все более-менее становится на свои места, учитывая близкие, если не сказать «родственные», отношения нынешнего министра связи Игоря Щеголева и Константина Малофеева: владелец Marshall Capital Partners приходится крестным отцом детям чиновника. Примечательно, что и с нынешним главой «Ростелекома», Александром Провоторовым, господина Малофеева также связывают «родственные» узы. Провоторов – крестный дочери Малофеева, а Малофеев – дочери Провоторова. Прямо «семейный» бизнес получается.


Еще по теме