Top.Mail.Ru
архив

Доллар и локализация

Годовые итоги продаж иномарок - неплохой повод посудачить о наличии или отсутствии среднего класса в России, покупательной способности населения, приверженности потребителей к тем или иным брэндам и, конечно, о скорой и неминуемой смерти российского автопрома. Поначалу, когда подведение итогов годовых продаж было внове (а этой традиции лет шесть), то такого рода комментариями дело и ограничивалось. Но прошедшие с той поры годы и окрепший рынок убеждают: объем продаж прежде всего показатель эффективности работы и агрессивности автоигроков в течение «отчетного периода».

Никто из опрошенных «Ко» участников рынка в начале 2003 года не предполагал, что лидером продаж станет Toyota. Число реализованных японской компанией автомобилей по сравнению с 2002 годом выросло в три раза. При этом Toyota в отличие от конкурентов не может похвастаться ни собственным производством в России, ни низкими ценами, ни грандиозной дилерской сетью, ни самым большим рекламным бюджетом. Например, по данным агентства TNS Gallup AdFact, за октябрь прошлого года Toyota разместила рекламы в печатных СМИ в два раза меньше, чем Ford или General Motors. Покупатели проголосовали долларом за продукт Toyota: объективно, что сегодня автомобили этой марки обладают наилучшим соотношением «цена - качество».

Японцы сместили с первого места бессменного лидера российского рынка иномарок - Daewoo. Автомобили, собранные в Узбекистане (сейчас в России официально продаются только «узбечки»), все меньше возбуждают покупателя доступной ценой. Бывший бестселлер российского рынка Nexia сдает позиции из-за древности конструкции: в основе этого автомобиля - Opel Cadett начала 80-х годов прошлого века. А симпатичная и современная модель Matiz пока не стала «народной» машиной, видимо, из-за своих слишком скромных размеров.

Замыкает тройку лидеров компания Ford. Руководство российского представительства утверждает, что результаты 2002 года превзошли все их самые смелые ожидания. Однако конкуренты более пессимистичны в оценках: козырь у Ford пока один: российское производство автомобиля «гольф-класса» Focus, а в других сегментах Ford конкурентам серьезно противостоять не может (в отличие от той же Toyota, которая успешно и ровно продает автомобили разных классов).

Среди марок, показавших двукратный и более годовой рост продаж в России, сплошь номинированные в долларах: Mitsubishi, Hyundai, Kia, Opel, Suzuki, Mazda, Subaru. Нетрудно заметить, что большинство из них принадлежат азиатским производителям, хотя это не значит, что российский потребитель переориентировался исключительно на Восток. Просто дорогой евро выкинул дурную шутку с продавцами европейских автомобилей. Заодно с ними пострадали любители упрощать корпоративную отчетность и автоматически перешедшие в «зону евро» отдельные японские, английские и даже американские автопроизводители: какое отношение к крепкому евро, кроме принадлежности к транснациональной DaimlerChrysler, имеет чисто американская продукция Chrysler/Jeep? О своих американских корнях не забыла только General Motors, причем долларовые цены она распространила и на вполне европейский Opel. Результат не заставил себя ждать: продажи выросли в 2,5 раза.

Директор по продажам «General Motors СНГ» Сергей Богданов отмечает три главных фактора, повлиявших на рост интереса к продукции Opel. Первый, самый весомый: GM сохранила «долларовые ценники» на свою продукцию. Второй - удачное обновление модельного ряда: Opel в прошедшем году представил на российском рынке сразу три новых автомобиля (Vectra, Signum, Meriva). Пусть они и не стали бестселлерами, зато явились локомотивами продаж более доступных моделей Astra и Corsa. Третий фактор успеха - корпоративная кредитная программа. С момента ее запуска в октябре 2002 года доля проданных в кредит автомобилей выросла с 8% до 35%.

Среди главных «неудачников» прошедшего автомобильного года - немецкий концерн Volkswagen. По сравнению с 2002 годом его доля на российском рынке сократилась с 18% до 8%. Официальное объяснение провала - неблагоприятный курс евро и перестройка сбытовой сети в России.

Кстати, торговцы премиум-брэндами, хватившие лиха от дорогого евро еще в позапрошлом году, постепенно оправляются: довольно серьезно выросли продажи Mercedes-Benz, наметился рост у Audi, BMW повторила результат 2002 года. Представляется, что в сегменте «люкс» итоги продаж зависят не столько от колебаний валют, сколько от перемен в модельном ряду и быстрой готовности удовлетворить платежеспособный спрос.

В целом российский рынок в 2003 году поглотил 195 000 иномарок. Прогноз на этот год: 250 000 - 280 000 автомашин. И если статус-кво (дорогой евро и высокий спрос) сохранится, то список триумфаторов 2004 года едва ли будет сильно отличаться от нынешнего.

Компании, реализовавшие в России более 3000 автомобилей

Производитель

Количество проданных автомобилей в 2003 г., шт.

Количество проданных автомобилей в 2002 г., шт.

Toyota

25 075

8302

Daewoo

20 255

11 299

Ford

20 010

6669

Mitsubishi

17 663

8167

Hyundai

14 490

5575

Kia

11 204

5379

Renault

11 030

8337

Nissan

9470

8029

Peugeot

8687

6984

Opel

7318

2865

Volkswagen

6335

7972

Skoda

6291

9444

Volvo

5027

2929

Suzuki

4044

1912

BMW

3774

3790

Honda

3574

1340

Mercedes-Benz

3205

2131

Audi

3111

2700

 

Еще по теме