Доллар и локализация
Годовые итоги продаж иномарок - неплохой повод посудачить о наличии или отсутствии среднего класса в России, покупательной способности населения, приверженности потребителей к тем или иным брэндам и, конечно, о скорой и неминуемой смерти российского автопрома. Поначалу, когда подведение итогов годовых продаж было внове (а этой традиции лет шесть), то такого рода комментариями дело и ограничивалось. Но прошедшие с той поры годы и окрепший рынок убеждают: объем продаж прежде всего показатель эффективности работы и агрессивности автоигроков в течение «отчетного периода».
Никто из опрошенных «Ко» участников рынка в начале 2003 года не предполагал, что лидером продаж станет Toyota. Число реализованных японской компанией автомобилей по сравнению с 2002 годом выросло в три раза. При этом Toyota в отличие от конкурентов не может похвастаться ни собственным производством в России, ни низкими ценами, ни грандиозной дилерской сетью, ни самым большим рекламным бюджетом. Например, по данным агентства TNS Gallup AdFact, за октябрь прошлого года Toyota разместила рекламы в печатных СМИ в два раза меньше, чем Ford или General Motors. Покупатели проголосовали долларом за продукт Toyota: объективно, что сегодня автомобили этой марки обладают наилучшим соотношением «цена - качество».
Японцы сместили с первого места бессменного лидера российского рынка иномарок - Daewoo. Автомобили, собранные в Узбекистане (сейчас в России официально продаются только «узбечки»), все меньше возбуждают покупателя доступной ценой. Бывший бестселлер российского рынка Nexia сдает позиции из-за древности конструкции: в основе этого автомобиля - Opel Cadett начала 80-х годов прошлого века. А симпатичная и современная модель Matiz пока не стала «народной» машиной, видимо, из-за своих слишком скромных размеров.
Замыкает тройку лидеров компания Ford. Руководство российского представительства утверждает, что результаты 2002 года превзошли все их самые смелые ожидания. Однако конкуренты более пессимистичны в оценках: козырь у Ford пока один: российское производство автомобиля «гольф-класса» Focus, а в других сегментах Ford конкурентам серьезно противостоять не может (в отличие от той же Toyota, которая успешно и ровно продает автомобили разных классов).
Среди марок, показавших двукратный и более годовой рост продаж в России, сплошь номинированные в долларах: Mitsubishi, Hyundai, Kia, Opel, Suzuki, Mazda, Subaru. Нетрудно заметить, что большинство из них принадлежат азиатским производителям, хотя это не значит, что российский потребитель переориентировался исключительно на Восток. Просто дорогой евро выкинул дурную шутку с продавцами европейских автомобилей. Заодно с ними пострадали любители упрощать корпоративную отчетность и автоматически перешедшие в «зону евро» отдельные японские, английские и даже американские автопроизводители: какое отношение к крепкому евро, кроме принадлежности к транснациональной DaimlerChrysler, имеет чисто американская продукция Chrysler/Jeep? О своих американских корнях не забыла только General Motors, причем долларовые цены она распространила и на вполне европейский Opel. Результат не заставил себя ждать: продажи выросли в 2,5 раза.
Директор по продажам «General Motors СНГ» Сергей Богданов отмечает три главных фактора, повлиявших на рост интереса к продукции Opel. Первый, самый весомый: GM сохранила «долларовые ценники» на свою продукцию. Второй - удачное обновление модельного ряда: Opel в прошедшем году представил на российском рынке сразу три новых автомобиля (Vectra, Signum, Meriva). Пусть они и не стали бестселлерами, зато явились локомотивами продаж более доступных моделей Astra и Corsa. Третий фактор успеха - корпоративная кредитная программа. С момента ее запуска в октябре 2002 года доля проданных в кредит автомобилей выросла с 8% до 35%.
Среди главных «неудачников» прошедшего автомобильного года - немецкий концерн Volkswagen. По сравнению с 2002 годом его доля на российском рынке сократилась с 18% до 8%. Официальное объяснение провала - неблагоприятный курс евро и перестройка сбытовой сети в России.
Кстати, торговцы премиум-брэндами, хватившие лиха от дорогого евро еще в позапрошлом году, постепенно оправляются: довольно серьезно выросли продажи Mercedes-Benz, наметился рост у Audi, BMW повторила результат 2002 года. Представляется, что в сегменте «люкс» итоги продаж зависят не столько от колебаний валют, сколько от перемен в модельном ряду и быстрой готовности удовлетворить платежеспособный спрос.
В целом российский рынок в 2003 году поглотил 195 000 иномарок. Прогноз на этот год: 250 000 - 280 000 автомашин. И если статус-кво (дорогой евро и высокий спрос) сохранится, то список триумфаторов 2004 года едва ли будет сильно отличаться от нынешнего.
Компании, реализовавшие в России более 3000 автомобилей
Производитель | Количество проданных автомобилей в 2003 г., шт. | Количество проданных автомобилей в 2002 г., шт. |
Toyota | 25 075 | 8302 |
Daewoo | 20 255 | 11 299 |
Ford | 20 010 | 6669 |
Mitsubishi | 17 663 | 8167 |
Hyundai | 14 490 | 5575 |
Kia | 11 204 | 5379 |
Renault | 11 030 | 8337 |
Nissan | 9470 | 8029 |
Peugeot | 8687 | 6984 |
Opel | 7318 | 2865 |
Volkswagen | 6335 | 7972 |
Skoda | 6291 | 9444 |
Volvo | 5027 | 2929 |
Suzuki | 4044 | 1912 |
BMW | 3774 | 3790 |
Honda | 3574 | 1340 |
Mercedes-Benz | 3205 | 2131 |
Audi | 3111 | 2700 |