Top.Mail.Ru
архив

Должен быть наказан

Война против Ирака неизбежна, хотя многие и делают вид, что благодаря резолюции Совета Безопасности ООН каким-то тайным образом ее удалось предотвратить. Все как раз наоборот: резолюция – это именно то, что было нужно вашингтонской администрации, чтобы развязать себе руки.

У каждой из 15 голосовавших стран были свои оговорки, свои оправдания, своя лицемерная маска. Некоторые голосовали из страха – как, например, Сирия; кто-то поддался откровенному нажиму – как Мексика; кто-то по экономическим соображениям – как Франция и Россия; а кто-то – например, Китай – голосовал за такую резолюцию в надежде, что США столкнутся вскоре с серьезными политическими и дипломатическими проблемами (и постарался активно этому посодействовать). Были, конечно, и те, кто поступил так из чисто вассальной преданности хозяину – я имею в виду Великобританию, которая потеряла всякую гордость. Впрочем, будь Италия членом Совета Безопасности, она, скорее всего, тоже проголосовала бы за эту убийственную резолюцию, потому что стремление угодить («чего изволите?») слишком уж часто отличало итальянскую внешнюю политику в недавнем прошлом, когда дело касалось интересов Соединенных Штатов Америки.

Фактически у Саддама Хусейна нет выхода. Если он отвергнет резолюцию, которая безапелляционно требует от него принять инспекцию, которую ни одно суверенное государство мира не сочло бы допустимой, поскольку по идее инспектора получают право зайти (в сопровождении вооруженных иностранных солдат) даже в спальни главы государства и всех членов правительства, то незамедлительно последует военное вторжение.

Но верно также и то, что даже если Саддам Хусейн вдруг захочет принять международную инспекцию, вторжения все равно не избежать. Представим себе две ситуации. Скажем, инспекторам удается найти оружие. Неважно, в каком количестве. Тогда Саддам должен быть наказан за то, что не сообщил о нем вовремя. «Должен быть наказан», даже если он готов от него немедленно избавиться, поскольку Вашингтон не может не сомневаться в том, что оружие может быть спрятано и в каком-либо другом месте. Вариант номер два: инспекция ничего не нашла. В таком случае все равно последуют бомбардировки – разве можно доверять режиму, который так прячет оружие, что его не может найти международная инспекция? Как авторитетно заявила советник по национальной безопасности президента Буша г-жа Кондолиза Райс, «теперь бремя доказательств целиком ложится на Саддама Хусейна». А если Саддам не сознается, то он тем более заслуживает наказания. «Позвольте, – может возразить кто-нибудь, - а вдруг у него действительно нет оружия, или военные заводы, которые его производили (то, что такие заводы были, не вызывает сомнений), теперь уже его не производят?»

Уместный вопрос, но для абстрактного замкнутого пространства, а не для ситуации, в которой мы все находимся, когда нормальное международное право, да и сама элементарная логика давно уже не в чести. Никому почему-то не приходит в голову, что «логика» г-жи Райс сильно смахивает на доводы инквизиции, отправлявшей ведьм и колдунов на костер: или раскаиваешься – и тогда гореть тебе, потому что сознался в прегрешениях, или отвергаешь обвинения – но тогда тебя сжигают как нераскаявшегося грешника и лжеца.

Почитать газеты и послушать то, что осталось от телевизионных информационных программ (после криминальной хроники, показов мод, скрытой рекламы, всякой чепухи о жизни правящих и не правящих монархов разных стран, последних модных фильмов и поп-альбомов), так получается, что грядущая война против Ирака не только неизбежна, но справедлива и неотвратима, как сама судьба. Нельзя же противиться Провидению! Большинство комментаторов совершенно не обращают внимания на самые очевидные факты, даже на те, что были уже неоднократно подтверждены. Например, считается само собой разумеющимся, что у Ирака скоро будет атомная бомба: дескать, это вопрос нескольких месяцев, если не дней. Мнения экспертов и ученых-физиков игнорируются. Как будто при современных методах контроля спрятать производство обогащенного урана – раз плюнуть.

Другой пример. Сегодня уже забыли о том, что даже ЦРУ не взяло на себя смелость утверждать, что Саддам Хусейн был связан с «Аль-Каедой». Тем не менее все без исключения мировые средства массовой информации полны утверждений о том, что именно Ирак в недалеком будущем станет основным поставщиком оружия массового уничтожения доброй сотне международных террористических организаций.

И все это находит отклик в западном обществе, которое настолько парализовано страхом, что готово предоставить всевозможные полномочия своим правителям, лишь бы только они защитили его от темных сил, грозящих смертью и разрушением. Наступил век террора. И мы все – мужчины и женщины, молодые и старики – будем находиться под этим дамокловым мечом в течение двух поколений. «Борьба с международным терроризмом» стала абсолютным приоритетом, все другие актуальные проблемы отошли на второй план. Но мы забываем, что терроризм от войны к войне не ослабевает, а, наоборот, набирает силу. И ни у кого не закрадывается сомнение в том, что если противник вместо того чтобы ослабнуть, становится более сильным, закаленным и жестоким, то такая борьба ошибочна. С каждым днем терроризм все изощреннее и агрессивнее, он проникает во все слои общества. А те, кто называет его самой главной угрозой обществу, вместо того чтобы подать в отставку, признав свою некомпетентность, наоборот, поднимают ставку в игре и сами становятся все более надменными и агрессивными.

Еще по теме