Top.Mail.Ru
архив

Два курьера при дворе короля Испании

Всякий британец знает, что в нынешнем сумасшедшем мире есть как минимум две неизменные вещи: почта Ее Величества и чаепитие в пять часов вечера. Почта - символ независимости: с выпуска почтовых марок с портретами правителей начинают все новоиспеченные государства, особенно непризнанные. Но времена меняются, и вместе с ними предстоит измениться до неузнаваемости и символу национальной гордости - почте. Национальные почтовые службы пяти европейских государств - Франции, Италии, Испании, Португалии и Греции предполагают уже в 2000 году передать право на доставку международных экспресс-почтовых конвертов и бандеролей одному из двух альянсов международных экспресс-доставщиков. До конца нынешнего года почтовые ведомства этих стран намерены создать СП с победителем противостояния. На значительной части конвертов рядом с символом национальной почтовой службы появится оранжевый логотип TNT или красный - DHL. Потом, как несложно догадаться, национальным символам придется исчезнуть.

Удар по привилегиям национальных почтовых служб нанесут отнюдь не сторонние почтовому делу люди. За TNT и DHL стоят почтовые службы тех стран, которые первыми поняли, что перспективное будущее почтового ведомства важнее, чем спокойное настоящее.

Второе дыхание голландского почтальона

Все началось несколько лет назад, когда благополучная Koninklijke PTT Nederland (королевская почта Голландии) начала проводить странную на первый взгляд инвестиционную политику. В 1996 году голландская почта обратилась к своим партнерам по холдингу экспресс-доставки GD Net (холдинг являлся партнером австралийской компании TNT) с предложением купить у них доли в предприятии. Наибольший пакет в холдинге GD Net имела немецкая почта (30%). Немцы, немного подумав, решились на сделку. За немцами последовали французы (25%), шведы (15%) и канадцы (12%). Таким образом, весь европейский бизнес группы перешел под контроль голландцев.

Зачем Koninklijke PTT Nederland пошла на такие траты, выяснилось лишь в 1998 году, когда голландцы предложили австралийскому партнеру продать им весь бизнес TNT. Голландская королевская почта стала владельцем крупной курьерской компании - четвертой в мире по объемам продаж.

Нельзя сказать, что эта операция воспринималась бизнес-сообществом как удачная. Несмотря на всю свою агрессивность, TNT могла лишь медленно догонять по объемам ближайшего конкурента - DHL. Лидеры рынка - UPS и FedEX (как, впрочем, и DHL) делали тогда большие деньги на американском рынке, а также на трансконтинентальных перевозках. Стремление стать не просто коммерческой почтовой службой, а глобальной логистической компанией появилось у DHL в 1998 году, а у FedEx - в начале 2000 года.

Однако первой реализацию этой концепции начала именно TNT, начав инвестировать огромные деньги в сети наземного транспорта. Удачная смена имиджа и реструктуризация систем управления, происходившая в 1998 году, позволили увеличить продажи TNT. В результате инвесторы заговорили о TNT как о компании будущего. Однако времени вырасти до настоящего гиганта TNT не хватило. С ростом электронной коммерции на этом рынке обострилась конкуренция. Доставкой товаров, заказанных в режиме on-line, заинтересовались грузовые авиакомпании. Конкурировать с ними мог только мировой лидер.

Но тут ситуация изменилась. Структуры ЕС, традиционно борющиеся с монополиями, обратили внимание на национальные почтовые ведомства. Конечно, никто в Еврокомиссии не стал покушаться на национальные святыни, однако ЕС принял решение, согласно которому национальная монополия на международную почтовую доставку распространяется лишь на конверты и посылки весом менее 350 г. Внутригосударственная почта уже давно не является монополией в большинстве стран мира. К концу 2000 года "порог" в 350 г по решению ЕС будет снижен до 50 г, то есть почти всю деловую переписку сможет доставлять в другие страны любая компания по любым ценам.

Вряд ли кому-то из экспресс-перевозчиков интересно конкурировать с государственной почтой, услуги которой зачастую дотируются из казны. Однако в начале 2000 года появились слухи, которые вскоре подтвердились: почтовые ведомства Франции, Италии, Испании, Португалии и Греции намерены отказаться от своей монополии добровольно. Мало того, они готовы предложить партнерские договоры международным экспресс-перевозчикам.

Короли и почтмейстеры

На сегодняшний день официальные представители почтовых служб не опровергают, но и не подтверждают слухов о "почтовом аутсорсинге", однако многочисленные "утечки" информации, публикуемые в ведущих экономических изданиях мира, свидетельствуют о том, что идет активное прощупывание общественного мнения. Тем временем TNT и DHL уже готовятся к будущему освоению рынка почтовых доставок, которому с развитием электронной торговли предстоит расти на десятки процентов в год.

9 марта 2000 года группа TNT Post Group получила наконец возможность сделать резкий рывок. Компания заключила с одним из самых знаменитых почтовых ведомств мира - Британской королевской почтовой службой и национальным почтовым оператором Сингапура - компанией Singapore Post договор о создании глобальной почтовой компании. Эд Шипбоуэр, глава TNT Post Group, которой достался контрольный пакет в новой структуре, пока не получившей названия, заявил: "Это событие войдет в историю мировой почтовой системы. Теперь мы можем обслуживать потребности миллионов компаний по всему миру". Аналитики ING Barings, комментируя эту сделку, отмечают, что теперь падение цен на международную доставку неизбежно, а практика дотирования национальной почты отойдет в прошлое.

Уже в первый год работы оборот новой компании составит около $420 млн, она будет работать в 200 странах мира. Впрочем, 200 стран - это не так важно. Интереснее то, что TNT, скорее всего, помимо доступа к почтовому рынку Великобритании получит доступ и к рынкам Франции, Италии, Испании, Греции, Португалии. По крайней мере так считают источники Financial Times и The Wall Street Journal в Еврокомиссии и почтовых ведомствах упомянутых пяти стран. Несмотря на то что всей Европе вопрос кажется уже решенным, TNT пока оставляет информацию без комментариев. Причина молчания проста: конкуренты не дремлют. Имя главного из них - Deutsche Post. Федеральная почта Германии в союзе с Lufthansa Cargo - крупнейшим перевозчиком грузов имеют свои соображения о том, как зарабатывать деньги на либерализации почтового рынка.

Летчики и банкиры

В свое время именно реформы в государственной группе Deutsche Post вызвали появление на свет нынешней TNT: голландская королевская почта быстро поняла, что ей светит в случае снятия национальных почтовых барьеров и прихода немцев в Амстердам. Впрочем, реформы в почтовом ведомстве Германии не зашли так далеко, как в вотчине королевы Нидерландов. Приватизация ведомства, которое тесно связано с банковской системой ФРГ и сетью крупных земельных банков, была заторможена по политическим соображениям. Большая Германия оказалась более консервативной, чем маленькая и расторопная Голландия.

Deutsche Post, которая четыре года назад продала свой пакет акций GD Net компании PTT Nederland, вырастила опасного конкурента собственными руками. Перемены в финансовом секторе Германии и появление Интернет-банков сделали банковский почтовый бизнес бесперспективным. В секторе доставки также многое было упущено. Тем не менее даже в этом непростом положении компания нашла способ обеспечить собственное будущее. В числе акционеров крупнейшего мирового перевозчика компании DHL были и немцы - 25% компании контролировала Lufthansa Cargo. Deutsche Post решила усилить немецкое влияние, и еще 25% акций DHL перешли под контроль Deutsche Post.

Эксперты сошлись на том, что Deutsche Post попытается поддержать влияние Lufthansa на перспективный бизнес. В этом сегменте Lufthansa Cargo конкурирует с DHL, TNT и остальными лидерами экспресс-рынка. Взаимоотношения Lufthansa Cargo - да и других грузовых авиаперевозчиков - с DHL традиционно непросты: авиаторы пытались заставить курьерскую компанию больше использовать их воздушный флот. Согласованной реакции на это у американского менеджмента DHL и ее немецких акционеров не было.

На союз TNT с почтой Ее Величества немцы решили ответить радикально - решив все проблемы с DHL. Уже 10 марта, через день после праздника в TNT, CEO Lufthansa Юрген Вебер заявил, что предложит в ближайшее время наблюдательному совету авиахолдинга объединение Lufthansa Cargo с DHL и американской компанией по экспресс-авиадоставке Air Express International. В DHL пока никак не комментируют это заявление. Немцам, которым принадлежат 50% капитала, такое объединение только на руку: Lufthansa Cargo и DHL прекратят наконец конкурировать на рынке Европы. В свою очередь, американские частные владельцы DHL - инвестиционные фонды будут только рады, если их активы вырастут. В случае если эта сделка будет одобрена наблюдательными советами двух компаний и ЕС (Еврокомиссия в последнее время неохотно дает разрешения на слияние европейских и американских крупных компаний), DHL станет главным конкурентом голландцев в создании глобальных систем доставки.

Два конкурента в растворяющихся границах

Пока судьба контракта с пятью почтовыми ведомствами неизвестна. Источники в DHL уже заявили Reuters, что почтовое ведомство Испании засомневалось, стоит ли пускать на свой рынок TNT. Сама же голландская компания, по мнению аналитиков, в случае победы будет пытаться создать альянс с одним из мировых лидеров экспресс-доставки - UPS. От решения вопроса в ЕС зависит очень многое. По прогнозам аналитиков, уже в 2003 году благодаря развитию E-commerce и введению евро рынок экспресс-доставки резко расширится.

В конце марта TNT Post Group сделала очередной красивый шаг в будущее. Группа объявила о внедрении первой в Европе интегрированной системы электронной торговли - @TNT. Благодаря этому проекту TNT Post Group предполагает занять 25% европейского рынка виртуальной торговли, и это не просто амбиции. @TNT базируется на возможностях TNT в области логистики и экспресс-доставки, а партнерами TNT по этой программе выступают лидер американского рынка обработки заказов OrderTrust Inc. и платежная система Descartes Systems Group Inc. Системой @TNT предусмотрен контроль из единого центра за всем процессом электронной торговли: приемом заказов, оплатой, складированием и хранением товаров, транспортировкой и доставкой заказов, послепродажным обслуживанием. Коммерческая реализация проекта предполагается уже во втором полугодии 2000 года. Чем ответит DHL, пока не известно, но то, что ответ DHL не заставит себя долго ждать, сомневаться не приходится.

Границы мирового рынка перевозок постепенно становятся все более размытыми. То, что раньше казалось заказом для грузовой авиакомпании, превратилось в работу для FedEx. А товар, который раньше, казалось, сам Бог велел доставлять экспресс-перевозчику за сутки в отдаленный уголок земли, теперь может доставить и обычная почта - за те же сутки. Будущие механизмы электронного бизнеса предполагают унификацию стандартов на перевозки: все должно доставляться быстро, как в TNT, и гарантированно, как в Lufthansa Cargo.

Официальное объявление "почтовой сделки века", которая разрушит вековые устои на почтовом рынке и поменяет смысл самого понятия "почта", может произойти уже в апреле этого года. Впрочем, даже если ЕС не откажется от идеи стряхнуть пыль с государственных привилегий, ясно, что национальные почтовые монополии - символы государственности в последние несколько веков - доживают последнее десятилетие. К 2010 году, возможно, к вам в дверь будут стучаться не почтальоны с толстой сумкой на ремне, а улыбчивые молодые люди в ярких куртках с логотипом TNT, DHL, FedEx. Или каким-нибудь еще. Конечно, если к тому моменту вы не уйдете навсегда в дебри виртуальной реальности.

Еще по теме