Такса против коробочки
САМЫМИ горячими месяцами на московском рынке сотовой связи, возможно, станут апрель и май. Судя по тому, как ведут себя "Би-Лайн" и МТС, осенью 1999 мы наблюдали лишь столкновение авангардных отрядов. Настоящая битва только начинается.
Конкуренты, судя по всему, решили, что развитие в регионах - основная тема для конфликтов лета 1999 года - не снимает с повестки дня выяснение отношений на московской территории. По нашей информации, взаимоотношения двух компаний, некогда более или менее нейтральные, накалились до предела. Стороны все более резко оценивают маркетинговые инициативы противника и предлагают свои все более изощренные ответы.
Руководители МТС, удачно подстегнувшие продажи в феврале введением новых тарифов, решились на шаг, который еще полгода назад отвергали в принципе. В офисах МТС появились сотовые телефоны за $79.
Вспомним, как несколько месяцев назад Игорь Тимофеев, маркетинговый гуру компании, с негодованием критиковал идею дотирования трубок. А 1 апреля МТС начала продавать пакет "ТАКСАфон". В пику вымпелкомовской "коробочке" компания продает сим-карту к телефону GSM, который абонент волен купить где угодно сам - и предоплатные скретч-карты, к которым в МТС раньше относились неоднозначно.
Потенциальные покупатели "ТАКСАфона" - это, во-первых, клиенты сети DAMPS "Вымпелкома", которым не нравится стандарт DAMPS; во-вторых - люди, которым трубка нужна летом на даче и только там; в-третьих - командированные из регионов. Стоит "ТАКСАфон" $9,6 без налогов, из них $5 - цена prepaid-карты.
"Вымпелком" идет по другому пути: корректирует тарифные сетки и предлагает новые услуги. В ход идут и скидка в два цента для ночного времени, и час льготных разговоров, и лишняя предоплаченная минута. Команда Дмитрия Зимина ставит на улучшение условий уже продающихся базовых контрактов и расширение сервиса (например, уже подписан договор с Ericsson, позволяющий запустить WAP-сервис уже в мае 2000 года). Впрочем, по неофициальной информации, в конце апреля "Вымпелком" сделает принципиально новый шаг, введя в сети GSM prepaid-карты новой системы и начав продажи "GSM-коробочек".
Где сражение - там пропаганда и агитация. И вот уже по рынку разносится слух, что у одного из конкурентов украли при транспортировке… вагон сотовых телефонов, которые попали на рынок в Митино. К лету таких слухов, наверное, будет на порядок больше.
До конца года в сетях МТС и "Вымпелкома", судя по всему, будет по 700 - 800 тыс. абонентов, и каждые новые 50 тыс. даются ценой новых уступок. Обе стороны согласны, что ценовая война на рынке подходит к концу, за "тарифное дно" операторы уже задевают ногами. Летом 2000 года сторонам придется решать: или идти на настоящий демпинг, выдавливая конкурента с рынка, или активизировать работу в регионах. Московские "бесхозные" абоненты закончатся уже в 2001 году.