Top.Mail.Ru
архив

Владимир Путин тоже хочет как лучше

А ФОРМИРОВАНИЕ нового кабинета министров стало новостью номер один. "Правительство не дремлет. Оно работает не покладая рук. Впереди трудное время - надо сделать так, чтобы контроля и порядка в стране стало больше", - кричат ведущие очень общественного российского телеканала. "Нет, все не так. Впереди тяжелое время - надо сделать так, чтобы государства стало меньше, а либералов больше", - кричит другой очень независимый канал. "Ну вот, по крайней мере телеканалы достигли консенсуса. Все уверены, что впереди трудное время", - меланхолично комментирует новостные выпуски правительственный чиновник.

У обитателей Дома правительства на Краснопресненской набережной Москвы-реки в последние дни появилось немало поводов для демонстрации своего остроумия. Последние документы и готовящиеся кадровые решения нового-старого правительства вызывают у чиновников сарказм. На каждое ценное кресло вице-премьера, министра или замминистра претендуют как минимум с десяток кандидатов. Своих конкурсантов выставили и команда Чубайса, и команда Кремля, и команда Путина, и мелкие российские олигархи. При этом принадлежность персоналий к командам ничего не значит: важным чиновником может стать кто угодно. "Тут такая каша, сам черт ногу сломит, - рассказывает об обстановке в Белом доме все тот же чиновник. - Что делает президент? - переспрашивает он. - Такое ощущение, что он тоже пытается понять, что происходит".

Противоборствующие стороны никак не могут определить расстановку сил и настроения премьер-президента. Вполне вероятно, что в хитросплетениях власти запутались не только политические обозреватели, но и сами участники правительственного торга.

Ситуация все больше напоминает лето 1996 года, когда после победы Бориса Ельцина на президентских выборах все заинтересованные стороны - чиновники, олигархи, губернаторы, etc. - с аппетитом приступили к разделу правительства. В результате их плодотворной деятельности появился аппаратный уродец, неспособный к регулярной работе. Правительство Черномырдина включало в себя самых разномастных персонажей - олигарха Потанина, проповедника Лившица, промышленника и предпринимателя Большакова, реформатора Ясина. Вместе они составили изысканный винегрет. Тэковское лобби с успехом нейтрализовывало попытки структурных реформ, банковские олигархи - реформы бюджетной сферы, губернаторы - социальные и жилищно-коммунальные реформы. При этом все занимались благодарным делом освоения государственных ресурсов. Но государственные запасы оказались несоразмерны аппетитам победителей. Правительство Черномырдина приказало долго жить уже через полгода.

Похоже, история повторяется. Новое правительство еще не сформировано, а бывалые работники Белого дома уже предрекают ему скорый конец, гадая, когда - осенью или зимой - президент займется переформированием кабинета министров. Оснований для таких мрачных прогнозов немало. Уж слишком странно (если не сказать аляповато) выглядят будущая структура кабинета и его кадровый состав. Уже сейчас понятно, что в правительстве сойдутся люди, придерживающиеся различных взглядов на будущее власти и экономики. Одни - как нынешние вице-премьеры Илья Клебанов и Сергей Шойгу, а также глава Северо-Западного таможенного управления Зубков, считающийся кандидатом номер один на пост руководителя Таможенного комитета, - тяготеют к государственному управлению со всеми его издержками. Другие - к примеру, претендент на пост министра финансов Алексей Кудрин или кандидат как минимум на два поста (министра госимущества и министра экономики) Герман Греф - надеются на либеральную открытую экономику.

Но дело даже не в столкновении убеждений (большинство чиновников, как показывает опыт, меняют убеждения в зависимости от политической конъюнктуры). Главная проблема нового правительства заключается в том, что в нем опять широко представлены интересы российских политическо-экономических кланов. Как следствие уже сегодня многие кандидатуры на посты заместителей министров впрямую ассоциируются с самыми разными олигархами и группами власти. Именно поэтому столь естественно и органично на фоне будущего правительственного пейзажа выглядит, например, Кирилл Угольников. Человек, о котором по финансовой Москве ходят легенды и не самые юридически чистые справки, числится в претендентах на пост заместителя министра по налогам и сборам. Еще более мрачные сплетни рассказывают о будущем составе Министерства топлива и энергетики. Впрочем, этому ведомству не привыкать - после команды Калюжного стены этого министерства способны вытерпеть и не такое.

Невозможно очистить власть от бизнеса точечно. Для создания действительно нового правительства необходимы соответствующие кадровый и властный ресурсы. Их у нового президента нет. Пока нет. В приватных беседах некоторые чиновники говорят, что они уже сейчас готовятся к формированию "осеннего" правительства. Именно тогда станет понятно, какой будет новая экономическая политика: станет в ней больше контроля или больше свободы. Хотя даже самые заядлые оптимисты не исключают варианта, при котором осенью кабинет министров сформируют по привычному компромиссному сценарию. Но даже в этом случае будущее прояснится - в экономике точно не станет больше порядка.

Еще по теме