архив
Профессия банкира в чем-то сродни ремеслу актера. Вовсе не в смысле лицедейства и даже не богемности. Просто каждый актер хочет стать настоящим Артистом. На деле же таких единицы, остальные – массовка... Точно так же и с банкирами: мало кто из них довольствуется ролью провинциального бухгалтера. Схожи они и тем, что любят быть в центре внимания публики. Потому-то одни устраивают для себя всевозможные фестивали и конкурсы, раздавая друг другу «оскаров», «пальмовые ветви» и даже «маски» с «овациями». Другие – банкиры – придумали статуэтку «бреккен», названную так по имени первого главного редактора влиятельного британского журнала The Banker Брендана Бреккена. Г-н Бреккен, основавший The Banker в 1926 году, в период с 1945 по 1958 год успел еще послужить главой Financial Times; как вы уже, видимо, догадались, журнал в эту самую FT Group и входит. О свежем рейтинге The Banker, опубликованном в июле текущего года, мы уже рассказывали (см. вкладку «Компания-Банки» в «Ко» № 30 от 13 августа 2001 года). Теперь же, в первых числах сентября, журнал презентовал 26 лучших из лучших. Пятнадцать из лауреатов являются победителями в заочном состязании инвестиционных институтов, восемь отобраны по региональному принципу, еще трое являются лидерами в различных высокотехнологических сферах. Лучшими инвесторами оказались UBS Warburg, Merrill Lynch, Societe Generale, Barclays Capital, ICAP ABN и Amro. JP Morgan стал победителем сразу в трех номинациях (лучший по бондам на вновь открывшихся рынках, глобальный кастодиант и лучший кредитный институт года). Дважды лауреатов трое – это Deutsche Bank, Credit Suisse First Boston и Citigroup. Про Citi следует сказать отдельно. Во-первых, банк взял еще и один из трех «технологических» призов: у него, по мнению жюри, лучше прочих обстоят дела в области использования высоких технологий (в номинации «вэб-сайты», к слову, победил Merrill Lynch, а в он-лайновой стратегии сильнее других признан Nordea). Во-вторых, за Citi одна региональная номинация: банк признан лучшим в Северной Америке. В-третьих, опять же у Citi гран-при конкурса – Global, или просто «Банк года». Для справки: прибыль Citigroup до уплаты налогов составила в 2000 году, по приведенным в рейтинге The Banker оценкам, $21,1 млрд. Уж коли речь зашла о регионах, то лучшим в Западной Европе стал уже упоминавшийся Deutsche Bank, обслуживающий в Италии, Испании, Бельгии, Франции и Португалии около 3,7 млн клиентов. Плюс 7,3 млн клиентов в самой Германии (в перспективе, по сведениям The Banker, самый известный «гросс-банк» намерен довести число клиентов до 20 млн). Лидером в Центральной и Восточной Европе признан австрийский Raiffeisen Zentralbank, прочно обосновавшийся уже в 12 странах этого региона. Банк года в Азии и Океании – HSBC Holdings; как подчеркивает The Banker, «HSBC, демонстрируя свои достижения на международной арене, присовокупил к уже имеющемуся глобальному процессинговому центру в Китае аналогичный центр в Индии». Банковским лидером в Латинской Америке признан испанский Banco Bilbao Vizcaya Argentaria (BBVA), а на Ближнем Востоке отличился National Bank of Kuwait. Лучшим в Африке признан Barclays. Российские банки впервые появились в TOP-100 журнала The Banker в 1994 году. «Пионеров» было пятеро: Внешторгбанк (он занимал почетную 425-ю позицию с капиталом в $523 млн, активами в $6,814 млрд и прибылью в $108 млн), Сбербанк РФ (462-я строчка; $477 млн, $6,319 млрд и $747 млн соответственно), Токобанк (694-е место; $249 млн, $785 млн и $23 млн), Инкомбанк (945-е место; $141 млн, $1,480 млрд и $28 млн) и банк «Империал» (996-я строчка; $126 млн, $818 млн и $15 млн соответственно). Сейчас, пять лет спустя, можно говорить о том, что в глазах экспертов The Banker мы, видимо, демонстрируем удивительное постоянство: наших снова пять. На сей раз это все те же ВТБ (222-я позиция с капиталом $1,428 млрд, активами $4,201 млрд и прибылью до уплаты налогов $177 млн) и Сбербанк, обошедший Внешторгбанк по активам почти в пять раз (301-е место; $970 млн, $19,668 млрд, $585 млн). Далее следуют Газпромбанк (415-я строчка; $647 млн, $2,937 млрд, $91 млн), Собинбанк (708-й; $267 млн, $521 млн, $87 млн) и МДМ-банк (814-е место; $201 млн, $986 млн, $87 млн). Кроме того, Газпромбанк удостоился звания «Лучший банк региона». Под «регионом» подразумевается Россия.
01.10.200100:00
архив
Игра в цивилизацию
У российских банков и финансовых компаний новая мода – эмиссия рыночных долговых инструментов. Однако мода – вещь мимолетная, и очень скоро придется, возможно, задуматься над чем-то новым.
архив
Макропроблемы микрозаемщиков
Крупные российские банки все больше сосредоточиваются на VIP-клиентах из числа маститых компаний, пытаясь избавиться от не приносящих весомой прибыли клиентов – средних и мелких предприятий. Способов «отлучения» невыгодных клиентов – масса: скажем, поднятие тарифов на клиентское обслуживание до заоблачных для этой категории клиентов высот. Между тем отечественному малому и среднему бизнесу сегодня как никогда необходимы кредиты на развитие. Оно и понятно: подъем небольших производственных и торговых компаний связан прежде всего с восстановлением доходов отечественного среднего класса – главного потребителя продукции небольших компаний.
архив
Штирлиц не был баварцем…
В Мюнхене в конце сентября – начале октября проходит главный ежегодный немецкий пивной праздник Oktoberfest