Top.Mail.Ru
архив

Наследие дома Эшера

В конце девятнадцатого века в Швейцарии жил человек по имени Альфред Эшер. Он, как Юлий Цезарь, мог делать одновременно семь дел: был и политиком, и государственным деятелем, и удачливым финансистом. Он построил в Швейцарии железные дороги, основал банк Credit Swiss, перестраховочную компанию, которая сегодня известна под названием Swiss Re, а также страховую компанию ZurichFinancialServices, совсем недавно объявившую об обмене активами с DeutscheBank, в результате чего швейцарцы станут лидерами европейского страхового рынка.

 

Швейцарский реформатор Альфред Эшер происходил из весьма консервативной семьи. Его отец Генрих Эшер-Цолликофер нажил состояние на международной торговле, поместив затем капитал в одном из парижских банковских домов. Молодой Эшер не пошел по стопам своего отца. Своим родом занятий он избрал государственное реформирование и сделал на этом поприще головокружительную карьеру. В 23 года он получил диплом доктора юридических наук, а два года спустя был избран в парламент своего кантона. В 28 лет стал первым государственным канцлером, а в 29 – министром и членом парламента только что созданной Швейцарской Конфедерации.

В 1853 году в развитии тихой Швейцарии наступил перелом. Остальная Европа была уже охвачена железнодорожным бумом, и инвесторы расхватывали акции концессии барона Ротшильда. Цюрих был тогда небольшим провинциальным городком, которому, наверное, не так уж нужна была железная дорога. Эшер думал иначе. В 1853 году он стал президентом первой в стране железнодорожной компании, и с тех пор строительство железных дорог пошло в Швейцарии опережающими (в сравнении с другими европейскими странами) темпами.

Благодаря железнодорожному буму в Швейцарии активизировалась торговля. Владельцам крупных ткацких мануфактур (шелк был тогда основным объектом экспорта Швейцарии) стало ясно, что им не обойтись без страховой защиты, которой они раньше пренебрегали. В 1861 году при участии банка Credit Swiss в Цюрихе создается Swiss Reinsurance Company. Таким образом, возникает один из первых в континентальной Европе финансовых концернов, в который вошли еще две страховые компании. Одной из них стала Versicherungs-Verein («Страховая ассоциация»), известная сегодня как Zurich Financial Services.

 

Экспансия начинается

Zurich FinancialServices изначально создавалась как крупная компания. Достаточно сказать, что в момент ее создания в 1872 году уставный капитал компании, оплаченный учредителями, составил 5 млн швейцарских франков, что сегодня соответствует 60 млн. Однако в первые несколько лет существования компанию нельзя было назвать быстроразвивающейся. Свой первый миллион она заработала лишь в 1880 году. Zurich FinancialServices росла вместе с развитием торговли, а это накладывало и неприятные обязанности: в течение одного года компании пришлось оплатить несколько крупных убытков из-за гибели судов. Тогда руководство Zurich FinancialServices решило уделять больше внимания страхованию частных лиц от несчастных случаев, так как в этой области убытки были более предсказуемы.

Локальная вначале, компания ZurichFinancialServices стала превращаться в международного страхового гиганта усилиями Генриха Мюллера, выросшего до генерального менеджера из рядовых сотрудников компании. Его неизменным девизом, благодаря которому он преуспел на своем поприще, было: «Дело прежде всего!». Мюллеру удалось убедить совет директоров в необходимости экспансии в другие страны. В 1875 году в Берлине был открыт первый заграничный офис компании. Германия, несмотря на социальные реформы Бисмарка, оставлявшие все меньше возможностей для развития частного предпринимательства, была стратегически важным рынком для Zurich FinancialServices. И действительно, открытие офиса в Берлине позволило компании привлечь огромное число клиентов. Результатом экспансионистской политики Генриха Мюллера стало открытие представительств компании во Франции, Австрии, Скандинавии и Бельгии. Политику Мюллера продолжил новый глава компании – Август Леонард Тоблер. Этот искатель приключений, вернувшийся в Швейцарию с Филиппин из-за дизентерии, которая в тропическом климате не вылечивалась, всегда стремился в экзотические страны. Результатом его прихода в компанию стало открытие дочерней компании ZurichFinancialServices в США.

 

Неудачное покорение Америки

Две мировые войны не прошли бесследно ни для одной страховой компании мира, тем более для Zurich FinancialServices, которая в то время имела свои представительства практически во всех европейских странах. В самом лучшем положении во время мировых войн оказалась, пожалуй, американская «дочка» швейцарской компании, фактически предоставленная самой себе. Сначала – потому что головной компании надо было решать проблемы в Швейцарии, и во время первой мировой войны дело дошло даже до эвакуации головного офиса из Цюриха. Затем – по причине того, что во время второй мировой войны было запрещено всякое движение капитала между континентами, а в 1942 году – и деловая переписка. Зарекомендовав себя на американском рынке как страховщик, принимающий индустриальные и корпоративные риски, Zurich FinancialServices смогла привлечь крупных клиентов таких, как Ford, Packard и Alcoa. Однако дальше дело не пошло. После серии разрушительных ураганов во Флориде ZurichFinancialServices пришлось выплатить огромные компенсации. В 1963 году один из основных швейцарских конкурентов компании, WinterthurInsurance, приняла решение сократить свое присутствие в США. Руководству ZurichFinancialServices стало понятно, что битва за американский рынок проиграна, и дальнейшие усилия не дадут больших результатов. С тех пор было принято решение сконцентрировать основные усилия на неамериканских рынках.

Сохраняя за собой имидж глобальной компании, ZurichFinancialServices все-таки не ушла из США. В 1980 году ZurichFinancialServices совместно со SwissRe купила 50% акций страховой компании Fidelity & DepositCompany из Мэриленда, где в течение года работал менеджером 32-й президент США Теодор Рузвельт.

Совсем недавно швейцарская компания сделала шаг к большей концентрации на европейском рынке и, по мнению ряда экспертов, совершенно оправданный. Было объявлено о завершении сделки по обмену инвестиционными и страховыми структурами между ZurichFinancialServices и DeutscheBank. По условиям соглашения швейцарцы расстаются со своим американским инвестиционным подразделением Scudder, которое оценивается в $2,5 млрд. DeutscheBank, получив контроль над Scudder, будет чувствовать себя увереннее, когда начнется торговля его акциями на Нью-Йоркской фондовой бирже. Взамен ZurichFinancialServices получает 75,9% принадлежащей DeutscheBank страховой компании Deutscher Herold Leben, трастовый фонд Deutscher Herold Allgemeine, а также полный контроль над страховыми компаниями DeutscheBank в Италии, Испании и Португалии.

Инвестиционная компания Scudder была куплена несколько лет назад нынешним СЕО ZurichFinancialServices Рольфом Хуппи. Он пришел в компанию в 1963 году, а генеральным менеджером стал в девяносто пятом. С тех пор Хуппи, задавшийся целью создать самое мощное в мире инвестиционное подразделение для управления активами страховой компании, истратил несколько миллиардов на покупку инвестиционных фондов по всему миру. Среди его приобретений, помимо Scudder, оказались американская Stevens & Clark и английская Threadneedle.

Акционеры не возражали против новой политики, проводимой Хуппи, до тех пор, пока прибыли компании росли. В 1990-х годах акции прибавляли в цене в среднем по 20% ежегодно. После того как в 1997 году Рольф Хуппи совершил одну из самых блистательных сделок, – слияние с финансовым отделением BritishAmericanTobacco, капитализация ZurichFinancialServices составила $50 млрд. Хуппи предложил пари: скоро стоимость компании превысит $100 млрд. Однако оказалось, что эта политика не оправдала себя – прибыли стали падать. Результаты первого полугодия 2001 года заставили акционеров задуматься над уместностью продолжения карьеры Хуппи в качестве СЕО: ZurichFinancialServices получила чистой прибыли на 34% меньше, чем в первом полугодии 2000 года. Стало понятно, что инвестиционные структуры придется продавать.

Хуппи, похоже, решил, что настала пора вернуться к более консервативной политике, которую компания исповедовала до его прихода. Недавно он заявил газете FinancialTimes, что благодаря приобретению страховых компаний у DeutscheBank, компания сможет в большей степени сконцентрироваться на основном бизнесе. А это значит, что ZurichFinancialServices и в новом столетии по-прежнему будет занимать свое место среди гигантов страхового рынка Европы.

 

 

Еще по теме