Top.Mail.Ru
архив

Двойной захват

Nokia готовится к захвату новых рынков. Компания проявляет интерес к тем странам, где в ближайшем будущем ожидается бум мобильной связи. Крупнейший рынок в этом списке – китайский. Что же касается уже переживших бум Европы и Азии, то их рынки Nokia собирается вывести на новый уровень развития.

 

По мере того как мир становится мобильным, президента Nokia Пекку Ала-Петилу все более интересует вопрос, будет ли мобильный телефон одним из многих приборов «первой необходимости» или же у человека будущего появится единый аппарат – многофункциональный телефон. Судя по нынешней политике компании, менеджеры Nokia склоняются ко второму варианту: в 2003 году компания начала активно заниматься мультимедийными технологиями.

Ала-Петила утверждает, что Nokia теперь видит себя производителем многофункциональных мобильных аппаратов. Подобные сдвиги в позиционировании не редкость на динамичном ИТ-рынке: два года назад Intel объявила, что отныне будет считать себя производителем не процессоров, а блоков для Интернет-экономики.

По словам Ала-Петилы, в основе стратегии Nokia - три кита: технологии передачи голоса, мультимедийные коммуникации и мобильные технологии для бизнеса. Президент Nokia сообщил корреспонденту «Ко», что все эти стратегические направления одинаково значимы, среди них нет главных и второстепенных.

 

Китайское здоровье

 

Компания Nokia рассчитывает, что в 2006 году каждый третий житель Земли будет иметь мобильный аппарат. При этом ожидать взрывного роста числа пользователей мобильной связи в развитых странах (например, в Западной Европе, где мобильной связью пользуются 70 – 80% населения) не приходится. Заставить владельцев телефонов в таких регионах менять аппарат каждые полгода, как этого хотели бы производители, тоже невозможно. По статистике IDC, западные пользователи в 2002 году меняли телефоны среднего и высшего ценовых сегментов не чаще чем раз в девять месяцев. По мере того как западный рынок в 2000 – 2001 годах замедлял свое развитие, производители мобильных телефонов с возрастающим интересом наблюдали за Азией.

В Nokia считают растущий азиатский рынок приоритетным, основные планы финской компании в Азии связаны с Китаем. В Эспо, где расположена штаб-квартира Nokia, полагают, что для успешной работы в Китае необходимы недорогие терминалы. Компания не хочет допустить повторения ситуации, сложившейся в России, где Nokia пропустила вперед по объему продаж немецкую Siemens. Как сообщили «Ко» аналитики телекоммуникационного рынка, Nokia принадлежат около 25% российского рынка «трубок», а Siemens – 30%. Финны полагают, что такой успех Siemens объясняется низкой ценой немецких мобильных телефонов. В Siemens с этим не соглашаются и утверждают, что популярность моделей С25 и С35 не связана с низкой ценой аппаратов, а обусловлена успешным комплексным маркетингом.

Как бы то ни было, к завоеванию китайского рынка Nokia готовится очень серьезно. Для этого компания производит телефоны, работающие в стандартах GSM и CDMA, в том числе модель Nokia 6108, разработанную специально для пользователей, которые говорят на китайском языке. Аппарат имеет функцию, которая облегчает написание текстовых сообщений на китайском.

Эпидемия SARS привела к тому, что китайцы стали покупать меньше мобильных телефонов. Кроме того, затормозились инвестиционные проекты Nokia, связанные со строительством сетевой инфраструктуры в Китае. В результате продажи компании в первом полугодии 2003-го оказались на 10 – 12 % ниже заявленных. Однако Пекка Ала-Петила сообщил «Ко», что долгосрочный прогноз Nokia, несмотря ни на что, благоприятный: «Мы верим, что азиатский рынок поднимется».

 

Телевизор на поясе

Что же касается рынков развитых стран, то Nokia хочет вдохнуть в них новую жизнь. Ала-Петила связывает будущее мобильной телефонии с конвергенцией: телефон должен осваивать все новые и новые функции, позволяющие передавать мультимедийную информацию. В 2002 году в мире, по сведениям Nokia, было отправлено 300 млрд текстовых сообщений SMS, в 2003-м ожидается рост количества SMS на 50%. Приводя эти данные, президент Nokia подчеркивает, что люди во всем мире уже не воспринимают мобильный телефон как аппарат исключительно для разговора и начинают использовать его для передачи текстов. Самое время расширить возможности телефона и поручить ему передачу мультимедийных сообщений – графических изображений, видео, музыки и т.д.

В 2003 году Nokia дебютировала в новых для себя секторах. В мае на выставке E3 в Лос-Анджелесе финны показали игровую приставку N-Gage с функциями телефона, а на международной пресс-конференции в Хельсинки в июне – цифровой фотоаппарат FunCamera. В сентябре 2002 года компания вывела на рынок модель телефона 3650, оснащенную мультимедийными функциями – в частности, цифровым фотоаппаратом и видеоплейером.

Специалисты в области электронных развлечений восприняли эксперименты финского гиганта не слишком доброжелательно. Они пришли к выводу, что приставка N-Gage проигрывает по своим возможностям продуктам более опытных в вопросах электронных развлечений Sony и Nintendo. Однако Пекка Ала-Петила не смущен прохладным приемом N-Gage на выставке E3. Президент Nokia сообщил «Ко», что, несмотря на высказывания скептиков, его компания будет продолжать инвестиции в игровую отрасль.

Электронные игры не единственная функция мобильного телефона будущего. На пресс-конференции в Хельсинки представители Nokia сообщили, что компания начала консультации с CNN, AOLTimeWarner и другими медиа-холдингами. Nokia и телевизионные компании обсуждают подходы к созданию мобильного телевидения.

Другой новый партнер финнов – компания Kodak, совместно с которой создается технология, позволяющая передавать изображения с телефонов Nokia в киоски Kodak для распечатки.

Продвижение подобных услуг требует полного взаимопонимания между производителями и операторами. В Эспо считают, что новые сервисы могут рассчитывать на успех только в том случае, если будут поддержаны рекламными планами и тарифной политикой операторов. Финны называют две компании, успешно развивающие неголосовые услуги, – британский Vodafone и итальянский TIM.

 

Займись делом

Третье стратегическое направление Nokia связано с привнесением мобильных технологий в бизнес. По мысли менеджеров компании, для того чтобы преуспеть в этом секторе, нужно научиться делать бизнес-процессы мобильными, разработать новые аппараты и повысить надежность связи. Повышение мобильности бизнес-процессов на практике означает, что на телефон будет направлен возрастающий поток документов. «Обычные» аппараты плохо приспособлены для того, чтобы служить «передвижным рабочим местом» менеджера. Поэтому для бизнес-аудитории финская компания создает семейство новых устройств, получивших название «коммуникаторы». От обычных телефонов они отличаются большим экраном и более развитой клавиатурой. На коммуникаторе можно работать с документами почти так же, как на ноутбуке. Однако Nokia не единственная компания, которая пытается «скрестить» мобильный телефон и компьютер. Аналогичными поисками занимаются, например, традиционные конкуренты финнов – Motorola и Siemens. К этой же цели – но со стороны компьютерных технологий – движется создавшая свой «смартфон» компания Microsoft, представители которой на выставке CeBIT называли мобильные телефоны традиционных производителей «тупыми».

Тем не менее традиционные производители имеют, вероятно, большие шансы на успех благодаря налаженным связям с операторами. Однако сбытовые сети – это еще не все. Не менее важно наполнить коммуникаторы содержанием. Разработку контента Nokia хочет доверить партнерам – софтверным компаниям. «Мы придерживаемся политики открытого интерфейса. Программная платформа наших телефонов должна быть доступной и понятной для многочисленных производителей контента. Небольшие софтверные компании ведут успешные исследования в этой области, и Nokia придает сотрудничеству с ними большое значение. У компании около 1500 аутсорсинговых партнеров, и их число будет расти», – говорит Пекка Ала-Петила.

Сегодня каталог Nokia имеет около 50 бизнес-приложений, т.е. программных продуктов, созданных для использования на мобильных устройствах бизнес-клиентов.

В число этих 50 входят браузеры для наблюдений за финансовыми рынками, органайзеры, словари. В частности, словарь SlovoEd создала для Nokia российская фирма ParagonSoftware.

У компании есть венчурный фонд NokiaVentureOrganisation (NVO), который занимается инвестициями в стартапы. На сегодняшний день объем инвестиций составляет $650 млн – столько NVO успел вложить в развитие перспективных технологий в Финляндии, Германии, во Франции, в Великобритании, США и Южной Корее. По мере того как партнерская сеть будет расширяться, значение NVO станет возрастать.

Вице-президент NokiaNetworks Юха Акрас, оценивая потенциал рынка мультимедийной информации для бизнеса и развлечений, полагает, что сегодня передача данных занимает 10% от трафика (у продвинутых операторов чуть больше). В ближайшие годы реально ожидать увеличения доли мультимедийной информации втрое – до 30%.