Top.Mail.Ru
архив

Электорат вне игры

Своим решением, принятым в последние дни весенней сессии, депутаты Госдумы лишили предстоящий выборный процесс одного из реальных практических направлений. Во всяком случае, с точки зрения избирателей. В Кодекс об административных правонарушениях введена новая статья, предусматривающая ответственность за нарушение запрета на проведение тотализаторов. Не всех вообще, а наиболее современных, в которых ставки делаются на результаты выборов и референдумов. Теперь выходит, что избиратель должен наблюдать за всеми предвыборными и выборными упражнениями, не имея возможности извлечь для себя некоторую реальную пользу.

Право слово, нехорошо, некультурно и скажем прямо, несовременно интересоваться чужими деньгами – особенно, если вы не из налоговых органов. Вот даже Дума и правительство, говорят, согласны с тем, что закон о контроле над расходами пора отменять как бессмысленный и неработающий. Интересно, а кто вообще рассчитывал, что он будет работать? Понятно, политики: им только дай побороться с коррупцией и социальным неравенством пару-тройку месяцев до выборов. А правительство неужели действительно думало, что бюджет просто распухнет от дополнительных поступлений? Да вряд ли. Был такой старый анекдот про зека, который решил среди бела дня убежать через КПП. Его, естественно, поймали, заломили руки и потащили в карцер. А он гордо так все оглядел и говорит: «Не пролетело. Ну и хрен с ним». Не сработало с контролем над доходами – ну и ладно.

Так и с избирателем. Кто кому денег дал – тот и знает за что. А тут и население могло бы подзаработать. Кто на либералах, кто на партии власти, а кто и на коммунистах – насколько это вообще в принципе возможно. Угадал процент – и в кассу. И интерес к выборам появится неподдельный, живой. С этой точки зрения депутатам наоборот следовало бы всячески поощрять фирменные тотализаторы. И с их же помощью узнавать реальные рейтинги политиков и партий. Это вам не опросили тысячу-другую человек, применили набор методик, запустили пиар-сопровождение – и все. Даже никаких выборов проводить не надо. Просто опубликовать в официальном издании полученные таким образом рейтинги, а ниже – список сформированных на их основании органов законодательной власти. Экономно и результативно. Ведь кто реально рулит и так понятно. А тотализатор – там деньги, там за неправильную методику могут вместо экономики организм реформировать. Вот и получается, что, в сущности, полезное дело прикрыли.

Есть еще одна сторона той же истории. Ведь выборы и их результаты дают большому числу законодателей возможность зарабатывать на политике. Лоббизм, голосование, пиар-контракты, сотрудничество с компаниями и тому подобное. Ну и, разумеется, непременный атрибут предвыборного процесса – специалисты по прессованию дыма и ламинированию радуги – PR-агентства и политтехнологи. Проще говоря, покорители рекламных бюджетов. И вот была возможность и у простых граждан поиметь свою долю малую – так ведь не дали. То есть, запрещая тотализаторы, законодатели закрывают возможность подзаработать на политике другим гражданам. А это уже получается монополия. Тут сразу можно поинтересоваться, куда смотрит Министерство по антимонопольной политике? Они что, до удвоения ВВП так и будут гоняться за молодыми людьми на яхте, попивающими прохладное пиво (названия даже вспоминать не будем)? Может, еще чем можно МАПу заняться, такого же масштаба и экономической значимости? Не естественными же монополиями, в самом деле. Или новой российской реальностью, когда чиновники, ведающие по должности определенными секторами и направлениями в экономике, создают в этих секторах свои – разумеется, аффилированные компании и будь здоров как обеспечивают там равные возможности для всех хозяйствующих субъектов. Хотя такого министерства в России, похоже, не создать.

Вот и получается, что пустяковое вроде бы решение (тотализатор как проблема по масштабам все же не какая-нибудь проституция или коммунальная реформа), а сколько приятного для избирателя пропадает. В том числе и личная заинтересованность в результатах выборов.

Еще по теме