Top.Mail.Ru
архив

Евроремонт для самолета

Олег Пономарев, 49-летний совладелец и председатель совета директоров компании «КВАНД», всего за полтора года сумел занять значительную долю специфического рынка – создание салонов повышенной комфортности в самолетах. VIP-салоны нужны и крупным промышленным компаниям, имеющим свой авиапарк, и просто богатым авиалюбителям. Самое сложное – убедить их разместить заказ на отделку салона в российской фирме.

 

Вся жизнь Олега Пономарева была связана с авиацией. Сначала он служил в ВВС, потом, окончив Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, занимался конструкторской деятельностью. Одна из его научных работ называлась «Повышение уровня эксплуатации авиационной техники».

По долгу службы Пономарев тесно сотрудничал со всеми ведущими конструкторскими бюро и авиазаводами. Поэтому, покинув в 1993 году госслужбу, он смог наладить посреднический бизнес по продаже авиатехники. Дело это оказалось прибыльным, но недолговечным: рынок развивался, и со временем надобность в посредниках отпала. Тогда-то Пономарев понял, что лучше создать свое производство.

«Скорее всего, отправной точкой послужил визит в компанию «Пластавиа», созданную на базе туполевского КБ. Я договаривался об очередном заказе на поставку авиатехники и увидел, как создаются эксклюзивные салоны», – вспоминает Пономарев. Идея его захватила. Однако первый проект, созданный бывшим офицером ВВС на базе компании «Аэрокомфорт» (специализируется на авиаперевозках, в том числе VIP), оказался неудачным: облагородив всего один самолет Ту-134, Пономарев свернул дело из-за конфликта с партнерами.

Тогда Пономарев ушел под крышу научно-производственного предприятия «КВАНД», которое занималось разработкой конструкторских программ и ремонтом электроники. В «КВАНДе» работали всего восемь человек, а возглавлял предприятие Владимир Коломинский, с которым Пономарев был хорошо знаком. По словам Коломинского, заказы были мелкими, так что на предложение Пономарева он согласился сразу же.

Третьим партнером стал Сергей Тыцык, работавший в небольшой украинской компании, которая также занималась отделкой самолетов. «Мне предложили вплотную заняться производством. А я давно мечтал делать интерьеры, благо опыт уже был», – говорит Тыцык. В итоге Олег Пономарев стал председателем совета директоров новой компании и взял на себя маркетинг и работу с заказчиками, Тыцык возглавил белорусское представительство – совместное предприятие с Минским авиаремонтным заводом, а Коломинский остался гендиректором ЗАО «КВАНД». Акции были поделены между тремя учредителями.

Партнерам пришлось работать на очень узком рынке, который при этом не торопится расти. К категории VIP можно отнести всего лишь 0,1% салонов, используемых в авиаперевозках московских аэропортов (в мире к классу VIP относится до 5% всех салонов). К тому же обустройством самолетов занимаются несколько других компаний: уже упоминавшаяся «Пластавиа», а также «Вемина-авиапрестиж», «Акко» и украинская компания «Интер-АМИ». Средняя стоимость салона – $300 000, а рентабельность бизнеса создатели «КВАНДа» оценивают максимум в 20%.

Процесс изготовления и монтажа интерьера салона самолета чем-то напоминает ремонт квартиры. Сначала разрабатывается и согласовывается техзадание, затем готовится дизайн-проект, включающий в себя подбор отделочных материалов, цветовое решение и конфигурацию. Потом разрабатывается конструкторская документация и изготавливаются детали интерьера («КВАНД» собирает их на Минском заводе, используя импортные комплектующие), дорабатываются штатное оборудование и каркас фюзеляжа.

В процессе работы приходится постоянно подстраиваться под требования заказчика. Например, однажды клиент попросил установить в салоне мини-казино с рулеткой. Всего же за полтора года компания «КВАНД» переоборудовала шесть салонов самолетов Ту-134 и два Як-40, не считая заказов на изготовление комплектующих для интерьеров самолетов. Заказчиками компании были авиакомпании «Меридиан», «S-AirService», осуществляющие VIP-перевозки, а также один представитель игорного бизнеса (ему-то и нужно было казино на борту самолета). По оценкам аналитиков, годовой оборот «КВАНДа» достигает $2 млн, в штате 140 человек.

По мнению конкурентов, «КВАНД» очень быстро освоился на новом для себя рынке. «У «КВАНДа» хорошие дизайнеры и неплохие конструкторские идеи», – говорит Сергей Ильюшенков, исполнительный директор КБ «Туполев», одним из подразделений которого является «Пластавиа». Однако, по словам Ильюшенкова, основной минус «квандовцев» в том, что их производственная база арендованная. «Чтобы добиться успеха в этом сегменте рынка, надо создать замкнутый цикл самолетостроительного производства. Тут «КВАНД» пока находится в самом начале пути», – замечает Ильюшенков.

Основная же проблема самого рынка – сравнительно малая емкость. «Порой на один самолет набирается по пять претендентов. Если не будет притока импортных машин, то работать будет не с чем», – сетует Пономарев. Будущее компании он связывает не только с западными самолетами, но и с западными же клиентами: Пономарев сейчас ведет переговоры с иностранными заказчиками на переоборудование двух самолетов. Впрочем, если поискать, то клиентов можно найти и на внутреннем рынке. «Наши бизнесмены пока предпочитают обращаться к западным производителям и не верят в наши силы», – говорит Сергей Давыдов, руководитель компании «Вемина-Авиапрестиж». Остается лишь переубедить отечественных предпринимателей.

Еще по теме