Top.Mail.Ru
архив

Работа на публику

Банковский рейтинг «Ко» – по крайней мере самое его начало – рискует в скором времени превратиться в листинг. Отечественными финансовыми институтами овладели тяга к публичности и желание вновь, как это было до кризиса 1998 года, котировать свои акции на бирже, разрушив еще одну, на сей раз «фондовую» монополию Сбербанка. С соответствующими заявлениями выступили руководители Внешторгбанка, Росбанка, МЕНАТЕПа СПб. Питерский Промстройбанк учредил ООО «Управляющая компания Промышленно-строительного банка», куда, вероятно, будут переданы промышленные активы ПСБ, что также косвенно свидетельствует о «публичных» замыслах. Но дальше всех пошли «УралСиб» и «Петрокоммерц», которые на днях разместили свои акции соответственно на ММВБ и в РТС.

То, что именно эти банки оказались первыми, тем более показательно, если принять во внимание их происхождение. Ведь публичное размещение дает банку возможность наращивать капитал, не прибегая к помощи учредителей или существующих крупных акционеров. Таким образом, менеджмент становится более независимым. Подобное развитие событий будет действительно серьезным прорывом для тесно связанного с правительством Башкортостана «УралСиба» и принадлежащего «ЛУКойлу» «Петрокоммерца». Причем если для «УралСиба» IPO – достаточно логичный шаг после переименования (раньше он назывался Башкредитбанком) и снижения доли республиканского правительства до 75%, то действия «Петрокоммерца» можно расценить как своеобразный ответ на амбициозные планы также аффилированного с «ЛУКойлом» ИБГ «НИКойл» и его главы Николая Цветкова. Ведь у президента «Петрокоммерца» Владимира Никитенко в сущности нет никаких гарантий, что Цветков, купив-таки Автобанк, не положит глаз и на «Петрокоммерц». (О жесткой конкуренции этих банков друг с другом свидетельствует хотя бы следующий факт: после того как «НИКойл» получил в свое распоряжение розничную сеть Автобанка, «Петрокоммерц» пригласил на работу известного «карточника» Игоря Липанова.) Ведь идея консолидации банковских активов становится весьма модной среди российских корпораций. «Интеррос» сливает Росбанк и МФК. «Татнефть» объединяет «Зенит» с «Ак Барсом». Аффилированное с ЮКОСом МФО МЕНАТЕП собирается присоединить Юганскнефтебанк и Нефтеэнергобанк к «МЕНАТЕПу СПб». Видимо, аналогичная участь ожидает Доверительный и Инвестиционный банк. Так что и Вагит Алекперов вполне может последовать примеру коллег и сделать своим главным и единственным банкиром Цветкова. Наличие же у «Петрокоммерца» большого числа мелких акционеров существенно осложнит пока гипотетическое, но явно нежелательное для Никитенко слияние с «НИКойлом».

Пока же по приросту капитала лидируют вовсе не новоиспеченные публичные банки. Например, Русский генеральный банк (кстати, тоже опосредованно связанный с «НИКойлом»: в число его акционеров входит Новороссийский морской торговый порт, тесно сотрудничающий с Вагитом Алекперовым и Николаем Цветковым) увеличил капитал на 33%. Более чем двукратный рост продемонстрировал банк «Русич Центр» – в нем сейчас трудится один из бывших руководителей Гохрана Борис Поздняков, в связи с чем логично ожидать усиления присутствия этого банка на рынке драгметаллов и драгкамней. Алеф-банк, весьма интенсивно работающий с рядом подразделений «Газпрома», увеличил капитал в 1,4 раза.

Гута-банку наконец-то удалось вновь опередить своего «исторического» конкурента – Московский банк реконструкции и развития (МБРР). (Напомним, что АФК «Система» после «развода» с «Гутой» перевела все свои счета в МБРР.) Теперь «Гута», чей капитал вырос на 20%, на 23-м месте в рейтинге, а МБРР всего лишь на 26-м.

Наконец, банк «Нефтяной», несмотря на конфликт с «Росэнергоатомом», который недоволен его участием в строительстве Калининской АЭС, сумел увеличить капитал на 11%. И сейчас собирается довести уставный капитал до 1,96 млрд руб. – вместо 1,5 млрд руб., запланированных той эмиссией, которая была сорвана «Росэнергоатомом». Видимо, участие в телевизионных проектах, патронируемых недолюбливающим атомных энергетиков Анатолием Чубайсом, приносит владельцу «Нефтяного» Игорю Линшицу кое-какие дивиденды.

Еще по теме

архив
В какой баланс смотреть…
Многие читатели, познакомившись со списками крупнейших банков мира,  наверняка обратили внимание, что балансовые показатели российских банков, которыми оперирует английский журнал  The Banker при составлении своих рейтингов , зачастую отличаются от официальной отчетности, предоставляемой в ЦБ и налоговые органы. Данная ситуация обусловлена тем, что для международных рейтингов банки предоставляют свою финансовую отчетность, составленную по международным стандартам, а для отечественных рейтингов официальную российскую бухгалтерскую отчетность. При этом не секрет, что большинство российских банков стараются не афишировать свою международную отчетность внутри России, как правило, под предлогом конфиденциальности данной информации. Финансовый аналитик Константин Джимбинов комментирует ситуацию с международной отчетностью российских банков.
В какой баланс смотреть…