Top.Mail.Ru
архив

Фактор зрелости рынка

По данным Ассоциации факторинговых компаний, оборот рынка факторинга в IV квартале составил около 600 млрд руб., что всего на 1,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Суммарный факторинговый портфель на конец года составил около 309 млрд руб., и это на 6,0% меньше аналогичного показателя 2013 г. Эксперты отмечают, что отрицательная динамика портфеля отмечена впервые с кризисного 2009 г. «Нынешний кризис, безусловно, негативно сказывается на всех финансовых рынках. Факторинг не исключение. 

Сильно падают объемы, заметно ухудшилось кредитное качество клиентов и дебиторов. Снизилась экономическая активность, существенно возросли процентные ставки, наблюдается рост просрочек», – констатирует вице-президент, замначальника управления факторинга ЗАО «Юникредит банк» Геннадий Золкин.

«Безусловно, развивающиеся кризисные явления не могли не отразиться на рынке факторинга. Первое, с чего компании традиционно начинают в подобных ситуациях – это пересмотр риск-менеджмента», – добавляет начальник управления факторинга Московского кредитного банка Владимир Колодяжный. В результате часть клиентов сталкивается со снижением лимитов, а для некоторых они закрываются полностью. Интерес к дебиторской задолженности у факторов резко переместился в сторону крупных сетевых ритейлеров и предприятий. В некоторых случаях клиенты столкнулись с требованиями дообеспечения установленных лимитов. Доступ к некоторым востребованным продуктам был заблокирован, среди них, например, «закрытый факторинг».

«Что касается нашего банка, то мы вынуждены были отказаться от тиражирования разработанного в конце года продукта «Предпоставочный факторинг», – сетует Владимир Колодяжный. – Не менее сильное влияние на рынок оказал рост процентных ставок, продолжавшийся на протяжении всего IV квартала. Все это отрицательно отразилось на объемах факторингового рынка». Однако далеко не все так пессимистичны. Заместитель начальника управления – начальник отдела факторинга банка «Возрождение» Марина Герасимова планирует нарастить в 2015 г. факторинговый портфель за счет надежных и высокомаржинальных клиентов с диверсифицированным портфелем дебиторов, в первую очередь российских производителей товаров повседневного спроса. «Стоимость нашего факторинга по-прежнему не более чем на 2% годовых дороже действующих кредитных ставок наших клиентов, а в случаях умеренного риска равна стоимости кредита», – отмечает Марина Герасимова.

Конкурентная ставка

Основным индикатором состояния рынка факторинга условно можно назвать стоимость заемных ресурсов. Санкции, а также действия Центробанка по ограничению ликвидности оказали сильное давление на процентные ставки. Не стал исключением и рынок факторинга. «По сравнению с относительно спокойным летним периодом средняя эффективная ставка по факторингу выросла почти в три раза, достигнув к концу 2014 г. 30%. Были, конечно, и те, кто финансировался по более низким ставкам (как правило, это крупные корпоративные клиенты), но были и те, которые не могли получить финансирование ни под какие проценты. Некоторые компании сами отказывались от финансирования по предлагаемым ставкам. После Нового года ситуация изменилась, и наблюдается плавное снижение ставок, которые сейчас на уровне 22–26% годовых», – говорит Владимир Колодяжный. Действительно, в конце 2014 г. резко возросла ставка MosPrime, являющаяся для факторинговых компаний и банков основным индикатором себестоимости денежных ресурсов. «Так, если в течение почти всего 2014 г. значение ставки MosPrime (1 м) колебалось в районе 9% годовых, то в декабре она достигала 29%. В настоящий момент ставка несколько снизилась, но все равно представляет собой достаточно высокий процент – около 17% годовых», – отмечает Геннадий Золкин. 

Хотя есть и оборотная сторона медали: на сегодняшний день мы наблюдаем уникальный момент в российской экономике, когда традиционно более дорогие услуги факторинга фактически сравнялись по цене с другими кредитными продуктами. Среди факторинговых компаний ставки колеблются в районе 27–30%. После снижения ставки ЦБ заметно уменьшение стоимости факторинговых продуктов на 2–5%.

«Безусловно, многое зависит от источника фондирования. Так, например, банки, привлекающие депозиты у физлиц, в большей степени способны снижать ставки, – поясняет коммерческий директор Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу. – Значительно вырос спрос на услуги факторинга, однако при ближайшем рассмотрении становится ясно, что это компании, ищущие альтернативу закрытому кредитному финансированию, либо клиенты, которых перестали устраивать требования наших коллег по рынку».

Таким образом, у многих факторинговых компаний, которые предлагают конкурентоспособные ставки по сравнению с классическими кредитными продуктами, появился шанс привлечь новых клиентов и нарастить объемы бизнеса. Не говоря уже о том, что «благодаря» кризису о такой услуге, как факторинг, узнает все больше потенциальных клиентов. 

Реструктуризация клиента

Каждая компания, пользующаяся услугами факторинга и кредитами в банках, по-своему подстраивается под текущие реалии. Большинство работает над сокращением издержек, в том числе за счет оптимизации численности персонала, некоторые снижают маржу, чтобы удержать клиентов. Многие вынуждены просить банки о пролонгации кредитов, чтобы сохранить бизнес. Кто-то ведет переговоры с контрагентами, пытаясь разделить бремя новых условий. «Части наших клиентов удалось договориться с поставщиками о фиксации цен на продукцию или льготном курсе валюты (если речь идет об импорте). Их поставщикам тоже приходится более гибко подходить к реалиям, если они не хотят потерять долю рынка. Аналогичная ситуация и с покупателями. Конечно, если поставки осуществляются крупному сетевому ритейлеру, договориться очень сложно, но они тоже понимают, что, если не будут прислушиваться к поставщикам, могут оказаться с пустыми полками», – рассказывает Владимир Колодяжный.

Хотя некоторым компаниям все-таки не удалось договориться с кредиторами и партнерами. В этом случае, как и в прошлую волну кризиса, они допускают серьезные просрочки по платежам, доля которых неуклонно растет. В большинстве случаев причиной этого являются возникающие сложности в обслуживании портфелей заемных средств. «С другой стороны, нельзя не отметить увеличение попыток мошенничества. В связи с этим самый верный совет – пересмотреть весь свой портфель клиентов с точки зрения их надежности и реакции на уже случившиеся события. Изменение кредитной политики и/или использование продуктов факторинговых компаний позволит в значительной степени сократить возрастающие риски неплатежа», – рекомендует Корнелиу Робу.

«Мониторинг действующего портфеля показал, что в новых условиях по части сделок необходимо применить дополнительные меры защиты кредитного риска, такие, как усиление диверсификации уступаемой дебиторской задолженности, в том числе без финансирования в счет дополнительного обеспечения задолженности клиента; требование поручительств финансово устойчивых связанных компаний, собственников бизнеса за недостаточно надежных дебиторов; заключение соглашений на списание денежных средств с заранее данным акцептом с расчетных счетов дебиторов в случае невыполнения ими обязательств по договорам поставки; переоценка установленных ранее лимитов, сроков и процентов финансирования и т.д.», – перечисляет Марина Герасимова.

По ее словам, клиентам, бизнес которых и так обременен ростом ставок, удлинением сроков платежей, нехваткой оборотных средств, новые требования банков могут показаться «жесткими», но важно понимать, что усиление качества портфеля дебиторов играет на руку бизнесу, и это взаимная выгода. Сделать факторинг бесперебойным источником финансирования оборотки, а не общей проблемой, решение которой потребует от всех участников сделки дополнительных затрат, – вот основная задача на сегодня. «Поэтому, дорогие клиенты, если у вас есть опасения, что стабильная оборачиваемость факторингового портфеля под угрозой, не ждите, пока банки выйдут к вам с предложениями, инициируйте встречи, давайте искать совместные решения и в случае необходимости своевременно реструктуризировать задолженность», – рекомендует Марина Герасимова.

Запретный плод

Помимо повышения ставки Центробанком, серьезный удар по рынку факторинга нанесли ответные санкции, введенные Россией. Большинство клиентов вынуждено было переориентироваться на поставщиков из других стран или искать производителей внутри РФ. «Конечно, быстро осуществить замещение невозможно, но ситуация постепенно выравнивается. Некоторые из клиентов задумываются о развитии собственного производства и уже делают шаги в этом направлении, приобретая или арендуя площади и необходимое оборудование», – отмечает Владимир Колодяжный. 

«Продолжают работать, поставляют больше российских продуктов, а также импортных из стран, не попавших под санкции. Их гораздо больше, чем тех, что под запретом, – говорит с оптимизмом генеральный директор Русской факторинговой компании Владимир Инякин. – Следует признать, что контрсанкции, безусловно, сделали соответствующие товарные группы дороже для потребителей, однако теперь рынок в этих товарных группах принадлежит в первую очередь поставщикам из России, а также из стран, проводящих дружественную по отношению к РФ политику».

Хотя многие клиенты были вынуждены останавливать отгрузки, чтобы выработать новый способ формирования ценовой политики в условиях меняющегося курса и найти новых поставщиков, если «старые» угодили под санкции. «И если конец года еще относился к высокому сезону продаж, то сейчас многие компании не имеют точного прогноза по тому, каков будет спрос при новых ценовых уровнях. Наибольшее влияние ощутили на себе поставщики импортного продовольствия в федеральные сети. В НФК этот сегмент традиционно занимает весьма скромную долю», – заключает Корнелиу Робу.

Еще по теме