Top.Mail.Ru
архив

Хостел-сказка, хостел-мечта

13.02.201500:00

Останавливаться в петербургских хостелах – одно удовольствие: приятные цены, современный дизайн, хорошие завтраки, прокат самокатов и велосипедов. В общем, есть из чего выбрать. В Москве иначе: гостиничная инфраструктура устроена так, что хорошее место придется поискать. Ночь в отеле разорит любого. В  совсем дешевой гостинице страшно: есть риск разделить трапезу с тараканами. Ситуацию скрашивает появление приличных хостелов. Пока их около 260 – для Белокаменной это песчинка во Вселенной, но они постоянно открываются. «Ко» поговорил с создателями хостелов в обеих столицах и выяснил, что нужно сделать, чтобы запустить проект на гостиничном рынке. 

Лучше, чем дома

Раньше Елена Козлова и Любовь Петерс были, как все, вставали пораньше, чтобы успеть к девяти утра на работу. В отделе маркетинга крупной питерской IT-компании девушки сталкивались с той неизбежностью, что свойственна всем корпорациям: постоянные согласования с десятками начальников и бумажная волокита. Однажды подруги задумались о собственном деле, но, как и все стартаперы, сомневались: в какой сфере запустить проект, где взять первоначальный капитал и что делать, если ничего не получится. На решение повлияло стечение обстоятельств. Два года назад знакомая открывала хостел и предложила им долю. Так девушки поняли, что готовы заниматься гостиничным делом. Проект назвали «Чей чемодан?», сняли для него помещение на Невском проспекте и стали встречать первых гостей. 

История Любы и Лены выглядит типичной предпринимательской притчей, если бы не один интересный факт. Спустя год они открыли еще один хостел Mom, I’m home («Мама, я дома»), но в этот раз за дело взялась мама Лены Светлана Козлова. Вообще-то она, будучи на пенсии, не планировала заниматься бизнесом. Светлана Анатольевна всю жизнь прожила в Иркутске, периодически навещая дочь в Питере. Год назад, когда она снова приехала, Лена предложила ей остановиться в хостеле «Чей чемодан?». Итог поездки ошеломил всех, включая самого зачинщика. «Примерно через две недели она прониклась атмосферой хостела, решив, что просто сидеть на пенсии – скучно. План мама составила быстро: продать одну из своих квартир в Иркутске и на эти деньги открыть хостел в Питере, – вспоминает Елена. – В январе она радостно сообщила, что квартира продана. После этого мы осознали, что мама не шутит, и начали искать помещение». Место девушки выбрали, конечно, на Невском. На проспекте шумно и ярко, как на любой центральной улице. И здесь, в сердце города, легче воплотить бизнес-фантазии в реальность.

К тому времени, когда предпринимательницы собрались запускать проект, на гостиничном рынке Санкт-Петербурга, по данным группы компаний Biz-Bank, насчитывалось более 200 зарегистрированных хостелов. Зачем нужно было открывать 201-й? «У нас с Любой огромный опыт работы в маркетинге, – объясняет Елена Козлова. – Поэтому для нас хостелы не столько бизнес, сколько профессиональная игра. Мы сами себе начальники, постоянно тестируем новые маркетинговые инструменты, придумываем рекламные ходы, находим интересных партнеров. Особенно весело в несезон, когда конкуренция на рынке максимальная и у нас есть возможность проверить свои силы. Это особый драйв». Прежде чем вложить деньги от продажи маминой квартиры и взятые в кредит средства, девушки составили четкую концепцию Mom, I’m home. Обилие предложений в Питере вынудило предпринимательниц повысить качество гостиничного сервиса. Уже давно хостел перестал восприниматься как койко-место. «Гости стали более придирчивыми, – соглашается Елена. – Они обращают внимание на дизайн, атмосферу и на то, как владельцы или их сотрудники общаются с клиентами». 

Конкуренты Mom, I’m home по-разному играют на поле: Porto Hostel, например, организует у себя лекции и курсы по английскому языку, Friends позиционирует себя в качестве арт-пространства и потому частенько устраивает музыкальные квартирники, а Bed & Bike, оправдывая название, сдает в аренду велосипеды. В Mom, I’m home сделали ставку на уют и комфорт. В хостеле всего дюжина номеров: девушки сознательно отказались от формата общежития. «В многоместных номерах такого уровня практически невозможно достичь комфорта, – поясняет свое решение Елена. – Кто-то из гостей может храпеть, прийти в три утра и включить свет в комнате, а у кого-то, извините, пахнут ноги. Мы же предлагаем гостям небольшое, но приватное пространство». В хостеле можно заказать только 1-, 2- и 3-местные номера. Стоимость номера в расчете на одного человека, уверяет предпринимательница, на 10–20% выше, чем средняя цена койко-места в Питере. На выходе получается такой разброс цен – от 930 до 1690 руб. за ночь. При этом ранняя бронь существенно влияет на конечную сумму. Например, до 31 марта двухместный номер в Mom, I’m home можно забронировать вообще за 600 руб. с человека. Максимально хостел способен принять одновременно 24 постояльца. В среднем за год, по словам создателей, в нем останавливаются около 2000 туристов. 

Чтобы гости точно почувствовали себя как дома, Люба и Лена предложили им формат all-inclusive. Все дополнительные услуги – стирка, чай и кофе, Интернет, тапочки, распечатка, если нужно, документов и другие мелочи – бесплатные. Обязанности в женской команде распределились согласно опыту и пожеланиям: Любовь Петерс отвечает за организацию работы персонала и налаживание контактов с партнерами, Елена Козлова занимается финансами и маркетингом, а ее мама – наведением порядка и созданием уюта. «Первые шесть-девять месяцев мы всегда работаем в хостеле сами, чтобы воплотить в жизнь все задумки, которые не успели изначально, и получить обратную связь от гостей», – добавляет Елена. Летом девушки планируют расширить штат и отпустить хостел в свободное плавание. Сами создатели перейдут к операционному управлению. Так, по крайней мере, происходит в их первом проекте «Чей чемодан?». 

Хостел такого типа, как Mom, I’m home, окупается дольше сети – в среднем за два года, говорит Елена Козлова. «На старте затраты на обустройство Mom, I’m home составили порядка 100 000–150 000 руб. на квадратный метр: в эту сумму вошли расходы на масштабный ремонт и перепланировку. Таким образом, общие затраты должны измеряться суммой в районе 10 млн руб. или более. В дальнейшем, с раскруткой хостела, статьи расходов сложились из аренды, коммунальных платежей (50–60%), зарплаты сотрудников (10–15%), комиссии сервисам бронирования – Booking.com, Hostelworld.com, Agoda.com, Ostrovok.ru (10-20% от стоимости брони) и налогов в летний период (около 10%). Елену Козлову это не смущает. Она настроена на долгую игру и не ждет мгновенного результата. Таковы правила гостиничного бизнеса, по которым либо играешь, либо нет. 

Пролетая над «Москва-Сити»

На рецепции московского хостела High Level постояльцев приветствуют на английском, иврите, китайском, немецком и еще пяти языках. «Мы предлагаем сервис гостиничного уровня», – говорит, открывая дверь в четырехместный номер, один из создателей стартапа Роман Дрозденко. Внутри – евростандарт, и, словно в подтверждение, Роман включает систему климат-контроля. Для завтрака уже поздно, но, уверяет он, это плотный завтрак, а не жалкие хлопья с чашкой кофе. Хостел High Level подает себя в красивой «упаковке». У него необычное месторасположение – на 43-м этаже в одном из небоскребов «Москва-Сити», и администраторы, говорящие на разных языках. За три месяца в хостеле останавливались генеральные директора и топ-менеджеры, участники и гости конференций в Экспоцентре и WTC и даже сотрудники дипломатических миссий. 

Владельцев хостела трое – Роман Дрозденко, Александр Лаврентьев и Эдуард Чиганов. Более пяти лет Александр Лаврентьев снимает виды с крыш небоскребов и выкладывает снимки в своем блоге. Эдуард Чиганов, в прошлом банковский сотрудник, случайно нашел его блог. Возможность посмотреть на город с высоты птичьего полета увлекла его настолько, что однажды Лаврентьев получил от Чиганова письмо с предложением залезть на крышу вместе. В ту вылазку ребята подружились, стали чаще общаться и через некоторое время открыли антикафе. Туда частенько заходил Роман Дрозденко, который вместе с Чигановым окончил экономический факультет МГУ по специальности «Госполитика и регулирование». Роман только вернулся в столицу из Ирландии, где получал степень магистра исторических наук при Trinity College, и заново привыкал к местной действительности. В Москве Дрозденко искал, чем заняться. Даже успел поработать в небольшой девелоперской фирме. Он перебирал идеи бизнеса, иногда обсуждая их с сокурсником. Когда ребята в очередной раз думали над тем, что открыть в столице, Эдуард предложил гостиничную тему. 

Концепция хостела вызывала у стартаперов множество вопросов. Что сделать, чтобы был большой поток клиентов, и при этом слабо зависеть от сезонности? Как рекламироваться? На какую аудиторию делать упор? Какие цены следует установить? Прежде чем ответить на эти и другие вопросы, Роман обошел около двух десятков московских хостелов. «Запах сырого белья, грязных носков, администратор с сонными глазами, который и по-русски ответить на вопрос не всегда в состоянии. Отвратительный внешний вид – таких оказалось подавляющее большинство. Остальные активно бронировались и были заполнены», – рассказывает он. «В Москве гостиничный бизнес поделен на две части: дорогие отели под управлением международных брендов или дешевые гостиницы и хостелы с ужасным сервисом, – добавляет Александр Лаврентьев. – Поэтому мы решили создать новый сегмент, открыв мини-гостиницу с отличным сервисом по невысокой цене». 

На проект предприниматели бросили все свободные средства – 5,5 млн руб. На старте сложности возникли с поиском подходящего помещения: потребовалось больше времени, чем они ожидали. «Иногда трудно было общаться с партнерами, постоянно приходилось доказывать, что мы – не юные студенты. Хотя, если честно, мы ими отчасти были, но быстро учились», – смеется Роман Дрозденко. 

В итоге получилось открыть High Level на двадцать четрые места. Цены установили средние по Москве: 1200 руб. в сутки стоит место в шестиместном номере, двухместный номер целиком – 3200 руб. Спальное место в четырехместной комнате обойдется постояльцу в 1400 руб. за ночь. В стоимость проживания входят смена белья (раз в два дня), набор полотенец, завтраки и снеки, пара тапочек, конечно, Интернет и другие приятные мелочи, позволяющие чувствовать себя в хостеле как дома. Дополнительная плата берется с постояльцев лишь за три вещи – зубную щетку, пасту и бритву. «У нас действительно комфортно в номере, гостиной и даже в душевой! – убеждает Александр Лаврентьев. – Мы имеем все необходимое: дружелюбный и внимательный персонал, способный решить любую задачу или просто поддержать беседу, уютные номера, гостиную с отличным видом, x-box с десятками игр, библиотеку на шести языках, чай/кофе, сладости и завтраки в большом разнообразии и совершенно бесплатно». 

С учетом трех месяцев работы предприниматели остались довольны пропускной способностью High Level. «С октября по декабрь у нас была примерно 80-процентная заполняемость, росли запросы на бронирование», – отмечает Роман Дрозденко (пока из всех сервисов бронирования хостел сотрудничает с Booking.com на стандартных условиях – 15% от суммы оплаченных броней). Но говорить о средней выручке за определенный период рано. Стоит проработать минимум год, считают предприниматели, прежде чем подводить финансовые итоги. Пока же они несут типичные для гостиничной сферы расходы: аренда, налоги, организация быта, персонал, закупка продуктов. «Но мы нашли способ эффективно оптимизировать расходы на еду. Все просто: нужно тщательно вести учет запасов на месте. Наши администраторы этому обучены. Мы закупаемся мелким оптом, избегаем скоропортящихся продуктов», – поясняет Роман. Свое будущее, несмотря на кризис, стартаперы рисуют оптимистичным. Просто они угадали с целевой аудиторией. «Сейчас российские компании сокращают издержки, – размышляет Роман Дрозденко. – Значит, расходы на командировки тоже урежут. Потому, мне кажется, в такое время наша немного видоизмененная концепция хостела окажется востребованной среди бизнес-путешественников». 

Мир, дружба, жвачка

Создатели питерского Baby Lemonade Hostel знают, как привлечь внимание. За подарок в хиппи-стиле, пусть даже постер, они дают 10–15% скидки на номер. Летом зазевавшимся гостям, оказавшимся перед разведенными мостами, предлагают переночевать за 350 руб. Туристам, приехавшим на новом двухэтажном поезде Москва – Санкт-Петербург, тоже обещают приятный бонус. 

Чтобы заработать на гостиничном рынке имя, надо постоянно придумывать новые маркетинговые ходы. «Хостел – не совсем отель, а способ коммуникации с миром, – объясняет свою концепцию одна из основательниц Baby Lemonade Hostel Татьяна Спиваковская. – За ним стоит целая философия. Останавливаясь в хостеле, можно совершить путешествие в путешествии: не только посетить, скажем, Санкт-Петербург, но и познакомиться с людьми с разных концов света, узнать о традициях и об особенностях другой культуры. Это очень обогащает». 

Гостиничный мир, кроме Татьяны, строят еще два предпринимателя – Тигран Айрапетян и Сергей Каменев. Екатерина Фалдина, четвертый основатель, из-за плотного графика в другом проекте отошла от операционного управления. Партнеры знакомы друг с другом много лет: Таня и Катя вместе учились в школе, с парнями девушки познакомились еще в университете. До запуска Baby Lemonade Hostel им даже удалось поработать вместе. Сначала они занимались организацией Санкт-Петербургского международного молодежного кинофестиваля, после участвовали в коммерческом проекте по выездному туризму. Три с половиной года назад компания заприметила неплохое помещение, сдававшееся в аренду за разумные деньги. Что с ним делать, никто не знал. Ребят прельщала сама идея открытия своего бизнеса. «Помню, как мы на полном серьезе обсуждали магазин, – смеется Татьяна Спиваковская. – Но остановились на хостеле. Нам это показалось наиболее веселым и «движевым» мероприятием. В тот момент, кстати, ниша была свободна: в городе насчитывалось не так много хостелов».

На запуске стартаперы обошлись собственными средствами – чуть более 1 млн руб. С «изюминкой» определились быстро, решив сыграть на скромных размерах (в Baby Lemonade Hostel всего 30 мест) и сделать его «домашним». По тому же принципу выстраивали общение с гостями. «Мы знаем и помним всех гостей по имени. Стараемся, чтобы у них складывалось впечатление, что они в гостях у друзей. Со многими постояльцами поддерживаем общение даже после отъезда», – говорит Татьяна. С интерьером пришлось повозиться: у каждой комнаты свой дизайн, но все номера объединяет тема шестидесятых – хиппи, рок-н-ролл, мир, дружба, жвачка. Особых сложностей на старте Татьяна Спиваковская не припоминает. «Главное, чтобы соседи, если они есть, были хорошо настроены к вам», – считает она. Сейчас в хостеле работают девять сотрудников, включая самих основателей. Вложенные деньги предприниматели отбили за два с половиной года. «Не могу дать конкретные цифры: выручка два года и год назад разнится. В среднем рентабельность хостела составляет порядка 25%. Большую часть прибыли съедает аренда», – отмечает Татьяна. Доход также зависит от сезона: летом хостел заполнен почти на 100%, зимой постояльцев в два раза меньше. Среднегодовая заполняемость, по подсчетам Татьяны, составляет около 75%. Однако год назад Baby Lemonade Hostel привлек частные инвестиции, и теперь должна открыться новая версия хостела с дополнительным количеством комнат. Цены владельцы решили оставить прежние (койко-место стоит от 500 до 900 руб., отдельные номера – от 1000 до 1800 руб. – Прим. «Ко».), но исключили из стоимости проживания завтраки. Все-таки расширение бизнеса требует жертв. 

Еще по теме