Top.Mail.Ru
архив

Figaro здесь

Владислав Старков - создатель, президент и владелец издательского дома "Аргументы и факты". Среди российских издателей Старков - самый старший по стажу управления бизнесом. Он начал раскручивать свою газету еще в советские времена.

Владислав Старков возглавил газету "Аргументы и факты" в момент ее основания - в 1978 году. Последние десять лет "Аргументы и факты" неизменно занимают первое место среди еженедельников по размерам тиражей - со всеми вытекающими коммерческими последствиями.

Медиа-магнат Владимир Гусинский в 1997 году пытался купить у Старкова часть его доли в "Аргументах и фактах". Виктор Черномырдин в бытность премьером неоднократно предлагал газетчику оставить бизнес и занять пост в правительстве (назывались Гостелерадио, ИТАР-ТАСС, Министерство культуры). Старков на все предложения отвечал отказом. "Зачем мне это нужно? У меня прибыльное предприятие, и я чувствую себя независимым человеком", - объясняет он.

Старков не был замечен в каких-либо альянсах с политическими партиями и движениями, хотя прекрасно отдает себе отчет в том, насколько его газета (нынешний тираж - 2,88 млн экземпляров) привлекательна для них. "Чтобы газета пользовалась устойчивой популярностью, нужно ориентироваться на мнения и интересы читателей, а не на свои редакционные пристрастия", - говорит Старков.

У него есть золотое правило - развивать бизнес только на собственные средства, благо доходы компании это позволяют. Никаких проектов, которые требуют кредитов и сторонних инвестиций.

Желание быть самому себе хозяином, похоже, ведущий мотив для Владислава Старкова. В начале 70-х это желание побудило его сменить профессию инженера на ремесло журналиста, а затем стало причиной выхода Старкова из-под идеологического контроля КПСС и превращения пропагандистского бюллетеня в массовую газету.

Реклама тайком

В 1962 году Старков окончил Ростовский машиностроительный институт по специальности "инженер-электронщик" и был принят на работу в вычислительный центр Гидрометцентра СССР. За десять лет работы в этом учреждении он "успел" продвинуться до должности старшего инженера и обрести стойкую неприязнь к работе в государственном ведомстве.

"Я выбрал работу инженера, следуя моде, - вспоминает Владислав Старков. - В 60-е годы электроника считалась престижным занятием. И только потом понял, что я человек гуманитарного склада и мне не подходит работа в таком учреждении, где контролируют всех и вся".

В 1973 году Владислав Старков заочно окончил филологический факультет Ростовского государственного университета по специальности "журналистика". Свою карьеру он начал с должности корреспондента отдела московских программ Госкомитета по телевидению и радиовещанию. Там он проработал до 1978 года, пока ему не предложили (благодаря профессиональным связям) хорошую должность, пусть и в "незначительном" месте, - должность редактора ежемесячного бюллетеня "Аргументы и факты". Бюллетень издавался Всероссийским обществом "Знание" и предназначался для лекторов-пропагандистов, разъяснявших на предприятиях и в организациях политику коммунистической партии и правительства.

У редактора Старкова дело пошло, и в 1980 году он добился превращения "Аргументов и фактов" в еженедельную газету, которую могли бы приобретать и простые советские граждане. После объявленной в 1985 году "перестройки и гласности" Старков одним из первых редакторов понял, на чем можно заработать "журналистский капитал", и начал публиковать в газете заметки про демократию, рыночные отношения и другие атрибуты свободного общества, одновременно критикуя советские порядки. Дошло до того, что в 1989 году сам генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев потребовал от руководства "Знания" сменить главного редактора газеты. "Но коллектив редакции меня отстоял", - объясняет Старков.

В 1990 году "Аргументы и факты" достигли пика своей популярности: еженедельные тиражи доходили до 33,5 млн экземпляров. Издание было отмечено в "Книге рекордов Гиннесса" как самая тиражная газета в мире.

"Я в начале 90-х годов объездил редакции всех крупных газет мира, таких, как The New York Times, Financial Times, Le Figaro, Corriere della Sera, - рассказывает Владислав Старков. - Меня приглашали как редактора самой популярной в Советском Союзе газеты. А я использовал эти поездки, чтобы узнать секреты управления издательским делом".

Тогда же Владислав Старков попытался убедить своих коллег по редакции, что настало время управлять газетой как коммерческим предприятием, подобно тому как это делается на Западе. "Приходилось спорить, - вспоминает Старков. - Вся редакция, например, была против рекламирования газеты на телевидении. Я в 1990 году чуть ли не тайком заказал телеролик, дождавшись, пока заместитель уйдет в отпуск".

В 1992 году издательство "Аргументы и факты" было преобразовано в акционерное общество. Совладельцами компании стали 27 человек - весь на тот момент журналистский коллектив. Владислав Старков получил 17%. По его словам, число акционеров издательского дома не изменилось и до настоящего времени.

Без связей на стороне

Многие приемы управления бизнесом президент свежеиспеченного АО, по его собственному признанию, перенял из опыта работы западных издательств.

В The New York Times он выяснил, как нужно управлять ценами на рекламу. "Когда американцы узнали, что у нас рекламодатели буквально стоят в очереди, они посоветовали мне просто повысить расценки, чтобы работать только с платежеспособными клиентами", - рассказывает Старков.

Идею выпуска приложений - в виде вкладок в газету и отдельных тематических изданий - президент "Аргументов и фактов" позаимствовал у французской газеты Le Figaro. В 1992 году Старков начал выпускать первые приложения - "АиФ-Здоровье" и "Я молодой". Год спустя появились и региональные приложения-вкладки в основную газету.

"По поводу приложений я однажды поспорил с Павлом Гусевым из "МК", - рассказывает Владислав Старков. - Он мне доказывал, что это невыгодное занятие, отвлекающее силы от основного издания. А через несколько лет сам начал выпускать такие приложения".

В дальнейшем каждый год издательский дом выпускал по одному новому приложению, следуя замыслу Старкова о создании комплекта газет по интересам "для всей семьи". К концу 1998 года у "Аргументов и фактов" было девять газет-"дочек", а специальные приложения-вкладки ("Москва", "Кубань", "Урал" и т.д.) выходили в 35 регионах России. Тираж самой "АиФ", правда, по сравнению с 1990 годом снизился на порядок, но все равно оставался самым большим среди еженедельных изданий.

За все это время Владислав Старков только один раз попробовал работать с партнером-инвестором. "В 1994 году совместно с одной финской фирмой мы начали издавать приложение "Дочки-матери", - рассказывает он. - Газета быстро раскрутилась, стала приносить хорошую прибыль. Мы решили, что делиться доходами нам невыгодно, и выкупили у партнера его долю в издании".

С тех пор Старков не связывается с инвесторами, хотя, по его словам, "предложений было много - например, от американских и французских издательств".

"Когда меня спрашивают, почему я всегда отказывался от стороннего финансирования, я отвечаю словами банкира Александра Смоленского, - говорит Владислав Старков. - Он мне сказал однажды: "Я не буду даже предлагать вам продать свою долю в издательстве: зачем вам с кем-то делиться, если ваша курица несет золотые яйца".

Сейчас главу "АиФ" часто обвиняют в том, что популярность своих изданий он поддерживает за счет "бульварщины" - политических скандалов, светских сплетен, различных пикантных тем.

"А я и не собирался воспитывать и образовывать публику, - говорит Владислав Старков. - Газета, чтобы быть независимой, должна иметь большой тираж и, следовательно, ориентироваться на интересы массового читателя. Если в его жизни секс занимает 30%, то и в газете под эти темы нужно отвести столько же места".

Сам Старков, кстати, знаток и ценитель классической живописи, театра и литературы. "Но мои личные вкусы - это одно, а бизнес - совсем другое, - замечает он. - В бизнесе главное правило гласит: любые вложения должны приносить прибыль. Однажды мы попробовали выпускать газету по литературе и искусству - "Арт-Фонарь". Она приносила нам одни убытки и вскоре была закрыта".

Твердая рука - друг молодежи

Авторитет Владислава Старкова в "Аргументах и фактах" непререкаем. Понятно это уже хотя бы потому, что сотрудники компании даже "за глаза" говорят о своем президенте с пиететом. Старков об этом знает и при всем своем либерализме признает за собой "авторитарные" привычки: "Любой проект я обсуждаю с коллегами, всегда всех выслушиваю, но окончательное решение оставляю за собой, - говорит он. - Если я настаиваю на своем мнении, переубедить меня невозможно".

Старков убежден, что настоящий руководитель не должен держаться на равных со своими подчиненными, иначе не сможет быть для них авторитетом - тем стержнем, на котором держится компания.

"Только не подумайте, что я один здесь все определяю", - уточняет он. Один из принципов Старкова-менеджера - делегирование ответственности подчиненным. "Если человек в какой-то теме дока, понятно, что он будет делать дело лучше тебя, - поясняет президент "АиФ". - Я, например, никогда не влезаю в работу отдела распространения, потому что знаю: им руководит надежный человек - Олег Желтов, который работает у нас уже восемь лет. Я не вмешиваюсь в управление финансами, поскольку сам не разбираюсь в этих механизмах".

Доверяет Старков, правда, только тем, кто уже зарекомендовал себя в издательском доме. В управленческую команду Старкова в основном входят люди, с которыми он работал еще 10 - 15 лет назад. "С нашим генеральным директором Николаем Зятьковым я, например, работал еще на радио, - говорит Старков. - У нас не приживаются пришлые специалисты, мы стремимся воспитывать менеджеров из своих сотрудников. Исключение составляет только наш финансовый директор Валентина Тырлова - ее мы взяли со стороны, но по рекомендации знакомых".

Сейчас в издательском доме работают более 320 человек. Новые проекты, о которых думает Владислав Старков, потребуют и новых специалистов. "У нас есть кадровый резерв - сотрудники газеты "Я молодой", - говорит Старков. - Там у нас работает одна молодежь, и мы решили сделать из этого издания что-то вроде "питомника", в котором будем готовить менеджеров, журналистов, дизайнеров для других проектов".

"Другие проекты" - это, в частности, телекомпания "Аргументы и факты". С нынешнего года на РТР ежедневно выходит получасовая информационная программа производства "АиФ". В Интернете Старков планирует сделать самостоятельное веб-издание "АиФ" и запустить информационную ленту "Агентства АиФ-Новости" (оно создано в 1995 году). "Будем готовить новые газеты, думаем приобрести собственную типографию, бумагоделательную линию, - говорит Владислав Старков. - Но по-прежнему все тщательно просчитываем. Принцип один: за далью - даль, за прибылью - прибыль".

Еще по теме