Top.Mail.Ru
архив

"НИКойл" ищет свое Черное море

ИНВЕСТИЦИОННО-банковская группа "НИКойл" и АО "Новороссийский морской торговый порт" объявили о подписании соглашения о сотрудничестве. По словам президента "НИКойла" Николая Цветкова, основная цель подписанного соглашения - активизация механизма привлечения инвестиций в один из лидирующих российских портов. В первую очередь будет увеличен уставный капитал порта: в конце марта 2000 года, по данным "Ко", принято решение о дополнительной эмиссии акций НМТП (планируется выпустить 27,5 млрд акций номинальной стоимостью 0,01 руб., то есть капитал вырастет на $10 млн). "Акции будут размещены пропорционально имеющимся долям среди акционеров", - подчеркнул Николай Цветков. Впрочем, структура акционерного капитала НМТП сохранится неизменной только на первых порах - уже объявлено о программе выпуска ADR 1-го уровня на акции НМТП, что повлечет за собой вхождение в уставный капитал иностранных инвесторов. Сейчас крупнейшими акционерами порта являются аффилированные компании "ЛУКойла", в том числе "НИКойл" (около 20% акций), кроме того, 20% акций компании в 1995 году были закреплены в федеральной собственности.

Повышение ликвидности и стоимости бумаг НМТП, несомненно, задача актуальная и легко реализуемая: сейчас уставный капитал НМТП - около $7000 - ни в каком виде не соответствует рыночной стоимости компании. По оценке аналитиков, реальная стоимость НМТП может составить около $450 млн. При этом "НИКойл" пришел в Новороссийск явно вовремя - именно сейчас Новороссийский порт находится на пике собственного развития.

Судя по всему, в рамках проекта "НИКойл" стремится включить порт в сферу интересов своего основного партнера, "ЛУКойла". По данным "Ко", с середины 1999 года "ЛУКойл" планомерно снижает масштабы перевалки нефти через порт Одессы в пользу НМТП, так что в скором времени Новороссийский порт станет основным пунктом перевалки нефти компании на Черном море. Инвестиции пойдут главным образом на развитие инфраструктуры порта, что, по заявлениям представителей инвестиционно-банковской группы, позволит сохранить тарифы на перевалку нефти в Новороссийском торговом порту на 30-40% ниже, чем у конкурентов.

Впрочем, нефть - не основная специализация НМТП, это всего 20-30% грузооборота порта. Новороссийск - ключевой пункт для российского экспорта стали (через него ведут операции НТМК, НЛМК, а также ряд азиатских и уральских производителей стали), цветных металлов (экспортные операции КрАЗа), значительную долю в обороте порта занимают продовольственные грузы (импорт масла и виноматериалов), химические грузы (экспорт минеральных удобрений), зерно юга России, кроме того, через НМТП идет основной поток импорта сахара-сырца. В последнее время возросли перевозки цемента. В общем, влияние на Новороссийский порт - это влияние на добрую треть российского экспортного и импортного бизнеса. Кроме того, именно НМТП предполагается Минтрансом одним из важнейших пунктов т.н. "контейнерного проекта" - плана по развитию трансконтинентальных перевозок грузов в контейнерах по маршруту Европа - Дальний Восток.

Непонятно, впрочем, как "европейские" инвестиционные проекты "НИКойла" и порта будут сосуществовать с откровенно криминальной обстановкой вокруг НМТП и невысокой способностью его руководства управлять его операциями (АО "Новороссийский морской торговый порт" - крупнейшая, но не единственная стивидорная компания в Новороссийском порту, причем нередко ее интересы пересекаются с интересами других компаний). Впрочем, в рамках заключенного соглашения предполагается также осуществить выпуск корпоративных облигаций НМТП для финансирования проектов развития инфраструктуры предприятия и, в частности на наведение порядка в порту.

Еще по теме