Top.Mail.Ru
архив

«Формула 2»

Сразу два из многочисленных претендентов на «шестую кнопку» заявили о готовности организовать на этой частоте спортивное вещание. Идея федерального спортивного канала хороша, но вряд ли осуществима. Даже компании, транслирующие спортивные передачи на небольших каналах, не в состоянии обеспечить рентабельность.

 

Если в России и появится федеральный спортивный телеканал, то, скорее всего, не в этой жизни. Уже сейчас ясно, что оба претендента на организацию спортивного вещания на «шестой кнопке» – канал 7ТВ и Национальный олимпийский комитет России (НОКР) не выиграют борьбу за частоту. Есть гораздо более мощные претенденты.

А ведь еще пару недель назад могло показаться, что превращение бывшей частоты ТВ-6 в спортивный канал и вправду серьезная затея. Олег Аксенов, генеральный директор телекомпании 7ТВ, в конце января заявил о готовности переориентировать канал и начать спортивное вещание на федеральной частоте. Лоббистами его компании в околокремлевских коридорах выступили представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, вице-премьер Валентина Матвиенко, президент Национального олимпийского комитета России (НОКР) Леонид Тягачев, глава Госкомспорта Павел Рожков и влиятельный вице-президент Федерации дзюдо России Аркадий Ротенберг.

Через пару дней ситуация изменилась. После заседания президиума Госсовета, на котором обсуждалась «роль физкультуры и спорта в формировании здорового образа жизни», о желании создать телевизионную компанию «Спорт России» заявил президент НОКР Леонид Тягачев. Причем сначала появилась версия, что чиновники будут бороться за канал в одной связке с 7ТВ. А уже в начале февраля Тягачев в одном из интервью вдруг заявил, что «Аксенов не входит в нашу олимпийскую семью».

К середине февраля все эти околоспортивные расклады выглядят уже не слишком актуальными. Основными претендентами на «шестую кнопку» считаются так называемый «пул Волошина» и «ЛУКойл». Бизнес на спортивном вещании, впрочем, продолжает существовать и без федеральных каналов. Хотя и не слишком процветает.

По данным компании TNS/GallupAdFact, из более чем $5,6 млрд, заработанных телекомпаниями в 2001 году, реклама в спортивных программах принесла им лишь $90 млн. Это без учета скидок, которые могут уменьшить эту сумму еще в несколько раз. При этом доля «спортивных» доходов в общей сумме заработков телевизионщиков снизилась по сравнению с 1999 годом: с 1,7% до 1,6% в 2001 году.

Эта статистика касается вещания на федеральных каналах. Два главных игрока сектора находятся за их пределами.

 

Ветераны большого спорта

Пионером и лидером отечественного бизнеса на спортивном телевещании остается компания «НТВ-Плюс». Рыночная стратегия компании в том, чтобы предлагать клиентам спортивные каналы за отдельную плату.

По оценке американской инвестиционной компании AIGBrunswickCapitalManagement, у «НТВ-Плюс» сейчас 150 тыс. абонентов. В самой компании говорят о 160 тыс. человек.

С прошлого года 51% акций «НТВ-Плюс» принадлежит компании «Газпром-Медиа». Оставшийся пакет по-прежнему контролируется Владимиром Гусинским.

За «спортивный бизнес» «НТВ-Плюс» отвечает директор спортивного вещания компании Алексей Бурков, в прошлом ведущий новостей спорта на НТВ и РТР. По его словам, компания находится «в устойчивом финансовом положении». Тем не менее проект окупает себя лишь на 70%, оставшиеся 30% обеспечивает «Газпром».

По нашим оценкам, абоненты «НТВ-Плюс» ежегодно приносят компании не менее $40 млн дохода. Спортивное вещание составляет относительно небольшую часть этой суммы – примерно $6 млн в год. Эти деньги компания выручает за счет подписчиков «спортивного пакета». По словам Буркова, таких людей около 48% от всех абонентов компании. Просмотр спортивных трансляций обходится им в сумму от $6 до $8 в месяц, в зависимости от того какой из базовых пакетов вещания – экономичный ($9) или стандартный ($19) – выбрал клиент.

После потери Владимиром Гусинским полного контроля над компанией «НТВ-Плюс» ведет свой бизнес без прежней рекламной поддержки и финансового влияния. Теперь, когда «НТВ-Плюс Спорт» временно вещает и на «шестой кнопке», недостаток финансирования в какой-то степени будет компенсирован рекламными возможностями этой частоты.

«Если еще 50 тысяч абонентов подпишутся на наши услуги, проект начнет себя окупать», – говорит Алексей Бурков. Он считает, что для компании было бы выгодно купить все эксклюзивные права на трансляции российских чемпионатов по футболу и хоккею, а также футбольных Еврокубков. Для этого, по мнению Буркова, хватило бы $25 млн – $35 млн.

 

Седьмая вода на киселе

Помешать «НТВ-Плюс» монополизировать спортивное вещание может новая телекомпания 7ТВ, начавшая вещание в декабре прошлого года на дециметровой частоте. Создатели 7ТВ избрали стратегию, которую их конкуренты до сих пор считают самоубийственной, – вещание на бесплатном канале. Замысел менеджеров 7ТВ состоит в том, чтобы за счет более широкой аудитории общедоступного канала делать большие рекламные сборы и таким образом перехватить инициативу у «НТВ-Плюс».

Учредителями 7ТВ стала группа компаний «Дюфф-Капитал» и три частных лица. Среди них известно лишь имя Андрея Червиченко – вице-президента футбольного клуба «Спартак». Генеральный спонсор и фактический совладелец этого клуба — нефтяная компания «ЛУКойл». Похоже, она стоит и за появлением 7ТВ на телевизионном поле. По крайней мере известно, что кредиты телеканалу на льготных условиях предоставляет «Красбанк», крупнейшим заемщиком которого является компания «ЛУКойл-Уралнефтепродукт».

Гендиректор канала Олег Аксенов – генерал-майор МВД, бывший ведущий и автор телепрограммы «Дежурная часть». Идея спортивного телеканала возникла у его друзей – частных акционеров компании, которые, по словам Аксенова, «имеют отношение к спортивному бизнесу».

«Мы заняли абсолютно пустующую нишу, – говорит Олег Аксенов. – В отличие от метровых каналов прайм-тайм мы отдаем спорту». Но конкурентов у нового канала и без «НТВ-Плюс» хватает. Канал, например, не смог организовать трансляции проходящих в эти дни Зимних Олимпийских игр. Эти передачи транслируют РТР, ОРТ и «НТВ-Плюс» на шестом канале.

В пакете программ 7ТВ – хоккейные матчи НХЛ, баскетбольный чемпионат России, футбольные чемпионаты Испании, Англии, Италии и Германии. Стоимость приобретения прав Аксенов называть отказывается, но говорит, что весь годовой бюджет канала равен $5,4 млн. Алексей Бурков скептически воспринял эту цифру и заявил, что она «несопоставима с реальными расходами».

Модель бесплатного тематического телевидения вызывает огромные сомнения у конкурентов Аксенова. Но сам создатель 7ТВ верит в то, что в России эта модель сработает. «Музыкальные каналы практически во всем мире платные, а у нас один из каналов за два года вышел на самоокупаемость», – парирует он, имея в виду Муз-ТВ, которым владеет консорциум «Альфа-групп».

Особые надежды Олег Аксенов возлагает на рост рекламных бюджетов компаний, которые, по данным Российской ассоциации рекламных агентств, за прошлый год выросли на 54%. «Лидеры рекламного бизнеса России считают, что будущее за тематическим телевидением», – говорит Аксенов.

Юрий Заполь, президент компании «Видео Интернэшнл», продающей львиную долю рекламного времени на телевидении, считает, что создание бесплатного спортивного канала может быть целесообразным. «Во-первых, появилась бы возможность показывать больше спортивных мероприятий. Во-вторых, другие каналы, которые сейчас вынуждены показывать низкорейтинговый спорт, перестали бы терять деньги», – говорит Заполь.

Создается ощущение, что Олег Аксенов рассчитывает не столько на «шестую кнопку», сколько на создание региональной сети. «Примером успешного бизнеса для меня является канал СТС, который первым из дециметровых каналов не только вышел на самоокупаемость, но и получил в прошлом году значительную прибыль», – говорит Аксенов.

Но СТС не зарабатывает на спортивном вещании. «С точки зрения доходов от рекламы спорт гораздо менее эффективен, чем те же сериалы», – говорил генеральный директор телеканал СТС Роман Петренко в 2000 году.

Главный продюсер спортивных программ телеканала Ren-TV Евгений Любимов считает, что даже метровый спортивный канал не будет достаточно рейтинговым для привлечения рекламодателей.

Так что сражаться за частоту бывшего ТВ-6 Олегу Аксенову и Леониду Тягачеву нет никакого смысла.

Вас еще ждут новости спорта

Факт: телеканалы, специализирующиеся на спортивном вещании, остаются убыточными.

Причина – низкие рейтинги.

Проигравшие – «НТВ-Плюс», 7ТВ

Ставка – официальные доходы федеральных каналов от спортивного вещания составляют $90 млн без учета скидок

Прогноз – выход каналов на самоокупаемость в ближайшие год-два

 

Чемпионат мира по футболу

Самое капиталоемкое предприятие на мировом спортивном телерынке, проводится раз в четыре года. Права на трансляцию чемпионатов 2002 и 2006 годов Международная федерация футбола (FIFA) продала оптом германской KirchGruppe за $2,6 млрд. Заработать же на «розничных» продажах владелец компании Лео Кирх планирует вдвое больше. Переговоры с российскими каналами ОРТ и РТР немец начал с $225 млн, что превышает общий годовой бюджет этих телекомпаний. Неизвестно, на какой сумме был достигнут компромисс. Понятно только, что она на порядок меньше первоначально запрашиваемой. За права на трансляции чемпионата мира 1998 года два отечественных канала заплатили $4 млн.

 

«Формула-1»

Мировой фаворит ежегодных спортивных трансляций. Право показа всех 16 гонок, а также квалификационных сессий перед каждой из них принадлежит британской компании SLEC, которую до недавнего времени контролировал сам хозяин автогонок англичанин Берни Экклстоун. Его новый компаньон – немец Лео Кирх уже получил 25% акций компании и собирался купить контрольный пакет. Впрочем, его финансовые дела настолько плохи, что право на будущие телетрансляции под вопросом. В России автогонки транслирует канал РТР. Сумма переуступки прав не разглашается.

 

Зимние Олимпийские игры

Проводятся раз в четыре года и приносят правообладателям меньше денег, чем летние олимпиады и футбольные чемпионаты мира. Главная телеприманка – хоккей, особенно с тех пор, как в матчах Олимпиады участвуют лучшие игроки североамериканской лиги НХЛ. Трансляции нынешней Олимпиады ведут сразу три российские телекомпании – ОРТ, РТР и «НТВ-плюс» на своих платных каналах, а также на частоте, ранее занимаемой ТВ-6. Суммы сделок не обнародованы.

 

Еще по теме