Top.Mail.Ru
архив

Французские вина

Участникам винного рынка 1 апреля было совсем не смешно. Именно в первый день второго весеннего месяца ввели адвалорные ставки на вино. Это значит, что вместо 0,5 евро за литр вина, разлитого в бутылки емкостью до двух литров, будет взиматься 25% от стоимости вина. Дорогие вина сильно подорожают.

Кому оно надо

Надежда на то, что вино не станут адвалорить, не покидала импортеров до последнего. 30 марта руководитель одной крупной компании приводил в качестве аргумента: "На таможенных постах до сих пор ничего точно не знают". 31 марта импортеры встречались с чиновниками, но безрезультатно. "У них позиция такая: попробуем, а если поступления в бюджет в следующем квартале сократятся, то нововведение отменим", - говорит один из импортеров.

Постановление правительства №1365 от 9 сентября 1999 года появилось по инициативе Минторга России. Инициатива эта вписывается в разработанный правительством план мероприятий по сокращению товаров, на которые распространяются новые ставки таможенных пошлин: 80 позиций в 1999 году и еще 80 позиций в 2000-м. Изменение таможенных ставок на ставки адвалорные - одно из условий получения третьего транша кредита от МВФ. Вино оказалось наиболее удобным продуктом для выполнения обещаний, данных международным финансовым организациям. Вина разной крепости - из разных регионов, в разной таре - имеют разные таможенные коды. Поэтому, вводя адвалорные ставки на вино, можно отчитаться сразу по многим позициям.

Предложение Минторга с радостью поддержали в ГТК, Минфине и Минэкономики: вино не является предметом первой необходимости, и адвалорная ставка на него уже действовала ранее, до 1994 года. Однако этот же фактор не является аргументом с точки зрения Национальной алкогольной ассоциации.

"Правительство само же отказалось тогда от адвалорных ставок, - говорит Павел Шапкин, председатель правления Национальной алкогольной ассоциации. - Получалось, что все ввозят вино не дороже 10 центов. Тогда ввели специфические ставки. Мы уже трижды обращались к правительству, объясняя, что от адвалорных ставок оно не выиграет. По нашим расчетам, только прямые потери бюджета при пересчете ставок составят порядка $10 млн. Если учесть, что таможенные платежи за 1999 год составили $35 млн, то поступления в бюджет уменьшатся практически на треть. Но на фоне транша эти потери, видимо, считают пустяковыми".

Во всяком случае, маловероятно, чтобы постановление кто-то лоббировал. Изменение ставок выгодно импортерам дешевых вин. Как признает пресс-служба ГТК России, "фиксированный платеж (в евро за литр) в отношении дешевых вин является ограничивающей или даже запретительной мерой". Однако, по признанию участников рынка, теряющие и выигрывающие от введения адвалорной ставки на вина игроки занимают совершенно разные ниши и не конкурируют друг с другом. Потеснить крупнейших игроков рынка дорогих вин за счет введения адвалорных ставок можно только при одном условии - если иметь возможность не платить таможенных пошлин вообще. Но для этого надо стать как минимум Национальным фондом спорта образца 1993 года.

Красиво жить

Федор Ештокин, президент фирмы "ОКВ", говорит, что введение новых ставок воспринимается на рынке не как катастрофа, а как ошибка. Никто после 1 апреля не разорится. Проиграет только потребитель. Французские, итальянские, испанские и прочие вина как возили, так и будут возить. Вот только цены на них существенно вырастут. "У нас в ассортименте есть "Шато Марго" 1990 года, - рассказывает Федор Ештокин. - В рознице оно стоит $1300. Надо уплатить пошлину и НДС от суммы, включающей пошлину. С увеличением пошлины увеличивается и сумма, которую надо ввести на депозит за акцизные марки. В итоге бутылка "Шато Марго" будет стоить уже $1700. За те же $400 разницы можно слетать во Францию и купить вино самому".

Однако в отношении более простых вин, которые на порядок дешевле, импортеры и ГТК сходятся во мнении: их цена не является для потребителя сдерживающим фактором. Потребление дорогих вин снизится, но никто не откажется от французского вина ради молдавского.

Новый порядок взимания таможенных пошлин отразится именно на импорте из Франции. В России пик продаж французских вин пришелся на 1997 год. После кризиса объемы продаж упали, но вплоть до 1 апреля нынешнего года прослеживалась тенденция неуклонного роста потребления французских вин. "В декабре 1999-го мы реализовали на 50% больше вина, чем планировали. Ожидаемые продажи в январе и феврале тоже были превышены, - сообщил корреспонденту "Ко" коммерческий директор компании Keider Стефан Бертон. - Те, кто потреблял французские вина до кризиса, снова смогли себе это позволить".

Французские вина предпочитают остальным и в магазинах, и в ресторанах. И дело тут не только в сложившихся стереотипах: если гамбургер - то американский, а если вино - то французское. Испанское вино может быть не хуже, а то и лучше иного французского. Однако в России срабатывает культурологическая установка: как минимум два века русские тянутся к Парижу больше, чем к какой бы то ни было другой европейской столице, - у нас в фаворе французская мода, французские духи, французские вина.

Плюс ко всему элитные вина активно раскручивались в России последние пять лет. В Москве стали праздновать новые урожаи Божоле и со знанием дела говорить о виноградниках в долинах Луары и Роны. Одновременно с расширившимся кругом ценителей и углублением их познаний увеличивалась и стоимость французских вин, на которые гурманы готовы были потратиться. Ведь французское вино - это не только определенный вкус, но и определенный стиль. А стиль стоит денег.

Открылись винные бутики. На сегодняшний день их пять. Появились и специализированные клубы, где люди готовы платить за обучение навыкам определения букета. Стефан Бертон говорит, что через месяц и Keider откроет элитный клуб любителей вина, членство в котором будет платным: "В какой-то мере клуб позволит стабилизировать сбыт как раз тех вин, которые подорожают особенно резко".

По данным Национальной алкогольной ассоциации, сегодня на долю французской продукции приходится около 40% рынка вин из дальнего зарубежья. Итальянские вина занимают около 20% рынка, столько же приходится на долю вин из Германии. Адвалорная ставка приведет к удорожанию всех без исключения импортных вин.

Сердцу будет веселей

Параллельно с попытками добиться отмены адвалорных ставок все участники рынка разрабатывали стратегии поведения в новых условиях.

"Мы полностью готовы к изменению таможенных ставок, - говорит менеджер по маркетингу компании "Русьимпорт" Дмитрий Лузин. - В начале июня будет обнародована новая концепция компании. У нас есть три завода на территории СНГ, сейчас хорошо продаются грузинские вина. Отказываться от импорта французских вин мы тоже не собираемся". По мнению Лузина, с точки зрения экономики налог правильный, но только ставка адвалорной пошлины должна быть ниже: 5 - 10%. Компании, в чьем ассортименте присутствуют вина разных ценовых категорий, смогут компенсировать удорожание вин, которые сейчас стоят $60, удешевлением вин с закупочной ценой $1,5. Существенно сокращать долю дорогих вин тоже никто не собирается. "Мы уже пять лет занимаемся импортом высококачественной продукции французских производителей и не собираемся менять свой профиль", - сообщили корреспонденту "Ко" в компании "ДП-трейд".

Вина, которые стали дешевле в результате изменения ставок, вряд ли подешевеют в рознице - на фоне подорожания остальных вин это кажется нелогичным. Изменения цен на вина от $10 потребитель в апреле, скорее всего, не заметит: у импортеров есть определенный запас вин, так что цены будут повышаться плавно.

"Мы сделали большой запас, - рассказывает Стефан Бертон. - Нам удалось раньше других получить акцизные марки. Правительство приостанавливало их выдачу, чтобы собрать больше денег после 1 апреля, но, насколько я знаю, запасы вина сейчас есть у всех компаний".

Представители разных фирм расходятся в оценках возможного повышения цен. Генеральный директор компании "Казумян" Юрий Акопян говорит, что цены вырастут максимум на 15%: "Импортеры, скорее всего, не станут брать на себя расходы по уплате таможенных пошлин. Хотя определенные производители могут пойти и на это, чтобы сохранить свое место на российском рынке. Но подобные акции будут носить разовый характер".

По мнению г-на Бертона, цены на вино, которое сейчас стоит дороже $10, вырастут процентов на 30, а в компании "ДП-трейд" собираются повысить цены на 20%. Однако по крайней мере до начала лета цены, скорее всего, будут расти плавно - не более чем на 10% в месяц.

"Мы планируем пока распродавать запасы по старым ценам, а потом начнем плавно увеличивать цены. Безусловно, мы снизим свою маржу, - говорит Стефан Бертон. - Насколько я в курсе, так будут поступать все участники рынка. Если же кто-то повысит цены резко, то мы как конкуренты будем этому только рады".

Повышение цен повлечет за собой сокращение объемов продаж. Уменьшится, правда, лишь количество проданных бутылок - в стоимостном выражении цифры продаж останутся без изменений.

"Рестораны не откажутся от французских вин, - уверен Федор Ештокин из фирмы "ОКВ", которая работает в Москве напрямую со 140 ресторанами и 150 магазинами. - Но ассортимент пострадает. Ни рестораны, ни поставщики не смогут его держать на прежнем уровне". Гораздо серьезнее, по мнению Ештокина, введение адвалорных ставок скажется на рознице. Супермаркетам выгоднее продавать вина, которые покупают, поэтому они будут делать ставку на более доступную продукцию.

В связи с этим ввозить более дешевую продукцию собираются и фирмы, ранее об этом даже не помышлявшие. "ОКВ", например, собирается работать с сепажными винами из тех же Бордо и Бургундии. А "Русьимпорт" ждет, когда упадут цены в Австралии. И собирается более активно работать с продукцией из ближнего зарубежья.

Именно молдавские и грузинские вина частично сменят собой на прилавках напитки из дальнего зарубежья. "Пока мы не наблюдаем повышенного спроса со стороны ресторанов и магазинов из-за изменения таможенных ставок, но перераспределение на рынке вин ожидается. Тем более что формирование рынка вина в Москве еще не закончено", - говорит Нукри Курдадзе, брэнд-менеджер по винам компании GWS, поставляющей грузинские вина.

Однако многие игроки высказывают опасения, что магазины начнут брать более дешевую продукцию и у фирм, которые возобновят схемы "серого" импорта. Последние несколько лет винный рынок работал "по-белому". Крупным импортом занимались порядка 20 московских компаний, и все они находились на виду. Игорь Косарев, генеральный директор компании "Руст", как и другие импортеры, считает, что при фиксированной ставке в отличие от адвалорной контроль прозрачен. "Рынок сломается, - говорит Федор Ештокин. - Снова начнется коррупция".

Два года назад один знакомый иностранец, едучи на работу в московское представительство, вез с собой пару ящиков вина, опасаясь подделок в московских магазинах. Очень удивился, что в Москве можно легко купить настоящее "Каберне". Есть подозрение, что сейчас остатки запасов ему пригодятся.

Еще по теме